Михаил Мирилашвили: «У меня самый лучший партнер – Всевышний»

В ноябре 2018 года в Москве открылся российский офис Евро-Азиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) – международной общественной организации, поддерживающей благотворительные проекты еврейских общин 27 стран Восточной Европы и Азии. Глава ЕАЕК, успешный предприниматель, инвестор и филантроп Михаил Михайлович Мирилашвили, рассказал о том, что помогает ему добиваться успеха и какую роль в его жизни играет вера в Б-га

Илья Йосеф
Фото: Илья Иткин

– В семье ваших родителей соблюдались еврейские обычаи?

Я родился и прожил до 17 лет в поселке Кулаши в Грузии, где большую часть населения составляли грузинские евреи. В моей семье и в нашем поселке вообще строго следили за соблюдением еврейских традиций, соблюдались суббота, кашрут. Мы отмечали все праздники еврейского календаря.

– Видимо, антисемитизма в вашем детстве не было?

В Грузии взрослые люди считали антисемитизм дурным тоном. Но в детской среде бывало всякое. Однажды меня пригласили поиграть в футбол в соседний поселок. Старшие ребята предупредили: если мы выиграем, то нас побьют, а если мы проиграем, то нас всё равно побьют, но, возможно, не так сильно. Такой поворот событий убедил меня, что надо играть. Я взялся всё организовать, но достаточного количества игроков-евреев не набралось. Поэтому у нас была смешанная команда из евреев и грузин. Когда началась игра, ко мне подошел один из соперников, который решил, что я грузин. Он попросил показать, кто в нашей команде евреи, и сказал, что бить будут только их. Во время игры я предупредил своих ребят, и все наши игроки защищали другу друга как братья.

Очень краткая биография

Предприниматель, меценат, общественный деятель. Президент и владелец холдинга «Петро-Мир», член Бюро президиума НО БФ «РЕК», вице-президент Всемирного еврейского конгресса, президент Евро-Азиатского еврейского конгресса, президент и владелец международного теннисного турнира серии ATP St. Petersburg Open. Президент Союза обществ еврейской эстетики и физической культуры «Маккаби». Почетный президент ЗАКА (израильская организация спасателей).

Родился 1 мая 1960 года в поселке Кулаши Самтредского района Грузинской ССР в семье Михаила Габриэловича Мирилашвили, главного инженера ткацкой фабрики.

Окончил Ленинградский педиатрический медицинский институт по специальности врач-педиатр.

Начал заниматься бизнесом в конце 1980-х годов. Создал группу «Конти», крупнейшую игорную корпорацию на территории бывшего СССР, и сеть игровых автоматов «Джекпот», самую большую в Европе. Был одним из основателей сети автосалонов «Лаура», совладельцем компании «Русское видео», которая привезла в Россию сериал «Санта-Барбара» и основала телеканал «ТНТ». Учредил и возглавлял ряд компаний, работающих в сфере телекоммуникаций и связи, в гостиничном, торговом бизнесе и в химической отрасли.

В 2000 г. был избран председателем Совета директоров холдинга «Петро Мир».

С 2001 по 2009 гг. находился в местах лишения свободы.

В декабре 2009-го удостоен премии ФЕОР «Человек года».

В июле 2017 г. назначен президентом Евро-Азиатского еврейского конгресса.

Неслучайно грузины утверждают, что вот уже 26-й век живут в мире и гармонии с евреями. Хотя порой бывают попытки – к счастью, безуспешные – разыграть «еврейскую карту», как это произошло недавно на президентских выборах. Тогда один из политиков, который сам не баллотировался, обвинял своего оппонента в связях с евреями и оскорблял иудеев. Те, кого поддерживал этот политик, проиграли выборы. Я думаю, что это произошло потому, что грузины не разделяют подобных взглядов. Причем проигравший кандидат – точно не антисемит. С ним я знаком лично.

– Как повлияли родители на формирование вашего мировоззрения?

Я именно тот человек, который вырос под влиянием своих родителей. Очень хорошо помню отношение отца к дружбе, к деловому партнерству, семье, детям, жене, к Б-гу.  Отец дома рассказывал, как он работает, как строит свою жизнь. Его беседы и наставления помогали и помогают не только мне, но и всем в моем окружении. До сих пор я дружу и работаю с теми людьми, которые помнят моего отца. Я часто советовался с отцом по самым сложным деловым вопросам, и его советы для меня были законом. Иногда мои партнеры сами предлагали: давай спросим у Михаила Гавриловича. И сегодня, когда отец не с нами, благословенна его память, я задаю себе вопрос: «Что бы он посоветовал? Как бы он поступил в подобной ситуации?».

– Как вы учились в школе? Чем увлекались?

Я окончил школу с одной четверкой. Имел склонность к точным наукам – любил математику, физику, химию. Родители хотели, чтобы я, старший сын, стал доктором, поступил в медицинский институт.

– Однажды я видел, как вы обыграли в теннис бывшего чемпиона СССР. Какое место в вашей жизни занимает спорт?

Должен признаться, что мама не разрешала мне слишком много гулять с ребятами и заниматься спортом. Она считала, что ребенок должен учиться, читать, и я очень благодарен ей за это. Однако спортом я занимался всегда. Сегодня это в первую очередь футбол и большой теннис. Сейчас играю с молодыми спортсменами на равных.

–Какой свой бизнес-проект вы считаете самым важным?

Компания Watergen – мое любимое детище. Она продвигает новую, передовую технологию, способную изменить мир. Наша компания создает аппараты для получения чистой питьевой воды из воздуха наиболее эффективным способом. Я мечтаю, что мы сможем сделать мир лучше: спасти миллионы людей, предотвратить распространение инфекционных заболеваний, резко повысить качество жизни. Я уверен, что наша работа – это прославление имени Всевышнего. Доступная вода – самая острая проблема современного человечества, причем не только в странах третьего мира. Еще одна компания, за которой я вижу большое будущее, – это «Вертикальные поля». Она является пионером в области вертикального озеленения. Вертикальное озеленение позволяет соприкасаться с природой в условиях ограниченного пространства – например, срывать со стены фрукты, растущие прямо дома или в офисе. «Вертикальные поля» – это совершенно новый подход к сельскохозяйственной деятельности, создание своего рода «полей будущего». Цель компании – привнести в отрасль инновации, передовые технологии, которые будут поддерживать реализацию проектов по вертикальному озеленению во всём мире, улучшать городскую экосреду.

– Насколько, на ваш взгляд, богатство является результатом целенаправленных усилий, и насколько – следствием везения и помощи свыше?

Богатство, ум и сила исходят от Всевышнего – это известно из нашей традиции. Но каждый сам выбирает, как воспользоваться этими дарами. В этом суть свободы выбора, и именно этим свойством мы отличаемся от других живых существ.

Михаил Мирилашвили в тель-авивском офисе

– Что помогает вам держать удар, начинать с нуля, двигаться вперед?

Я всегда был и остаюсь самокритичным, стараюсь ежедневно работать над собой. Много и с удовольствием тружусь. Стараюсь всегда внимательно анализировать ошибки и поэтому думаю, что по-настоящему крупных ошибок мы не допускаем. Стараюсь не зацикливаться, не помнить плохое, а двигаться вперед. Всегда прислушиваюсь к мнению партнеров, люблю, когда мне советуют настоящие профессионалы, и всерьез воспринимаю иное мнение. Но главное – я верю, что у меня самый лучший партнер – Всевышний. Он всегда со мной. Чем сильнее удар, чем больше испытание, тем больше я полагаюсь на Его защиту и поддержку и продолжаю двигаться вперед. Выпавшие на мою долю испытания я принимал с радостью. Уверен, что, чем суровее испытание, тем выше будет награда.

– Часто ли вы полагаетесь на удачу?

Ни один серьезный проект не начинаю, полагаясь только на удачу или везение. Однако, если считаю что-то правильным, то поступаю решительно. В жизни и в делах добиваюсь своего, даже если никто, кроме меня, не верит в успех. При этом понимаю: как только я поверю в то, что всегда прав, начнутся проблемы. Обычно я старший партнер в бизнесе, но все, кто работают со мной, знают, что и самый младший партнер имеет право голоса, его всегда внимательно выслушают и его мнение рассмотрят со всей серьезностью.

– Вы принимали активное участие в возведении мемориального комплекса в Нетании. Как Великая Отечественная война коснулась вашей семьи?

Война прошлась по всем семьям в СССР. Брат моего деда пропал без вести. Я ношу его имя. Важнейший элемент еврейской культуры – помнить добро, и мы помним о том, что солдаты Красной армии освободили многие концлагеря, сыграли решающую роль в победе над фашизмом, в спасении еврейского народа. Поэтому я считал своим долгом принять участие в возведении комплекса памяти советскому воину в Нетании. Я был одним из многих в этой важной инициативе. Наш Евро-Азиатский еврейский конгресс сделал первый крупный вклад в создание фильма Константина Хабенского «Собибор». Авторы потом рассказали, что наше содействие помогло им получить поддержку и от других спонсоров. В фильме, несмотря на некоторые неточности, есть очень важные идеи. Он был снят на основе реальных событий, когда советскому офицеру-еврею, оказавшемуся в лагере, всего за три недели удалось вместе с группой военнопленных спланировать и осуществить беспрецедентное и успешное восстание заключенных. Скоро в Иерусалиме будет установлен памятник блокадникам и участникам Второй мировой войны. ЕАЕК поддерживает создание этого мемориала. Мы работаем над этим большим проектом совместно с правительством Санкт-Петербурга, Союзом ветеранов Второй мировой войны и Объединением блокадников Ленинграда в Израиле.

– Как вы относитесь к переписыванию истории Второй мировой войны?

Я понимаю, что политические силы в угоду политической конъюнктуре стремятся переписать историю, и поэтому память о Катастрофе еврейского народа и Второй мировой войне необходимо сохранить. Мы предпринимаем для этого значительные усилия. Организация бывших узников фашистских лагерей – член ЕАЕК, и мы имеем возможность оказывать психологическую, медицинскую и юридическую помощь тем, кто прошел те ужасные испытания, помогать организации в ее издательской и просветительской деятельности. Также ЕАЕК поддерживает театральный фестиваль-конкурс, посвященный памяти жертв Холокоста, – «Память народа», а в иерусалимском центре Яд ва-Шем мы создали Институт изучения Катастрофы на территории бывшего СССР. Знания о тех событиях, объективные исследования тех страшных лет – важный вопрос не только для евреев, и я очень рад, что многие это понимают.

– Полтора года вы возглавляете Евро-Азиатский еврейский конгресс. В чем вы видите его миссию?

Скоро семнадцать лет, как мы объединяем общины стран, в которых еврейская жизнь была истончена чуждой идеологией, – таких как страны бывшего социалистического лагеря, и стран, еврейство которых долгое время оставалось распыленным, без общинной жизни, – таких как Сингапур или, например, Мьянма. Мы помогаем еврейским общинам в укреплении связей диаспоры с Израилем, защищаем права и законные интересы еврейского народа Евро-Азиатского региона в международных организациях и на уровне органов государственной власти. Конгресс объединяет общины из 27 стран. Среди тех, кто входит в наши общины, есть и крупные государственные фигуры, представители национального бизнеса. Долгие годы для них Израиль был скорее политическим понятием, страной на Ближнем Востоке. А мы показываем, что Израиль – это не просто их «историческая родина», это место, где может быть их сердце. Мы во многом руководствуемся повесткой Всемирного еврейского конгресса, определяя перечень тем и мероприятий, которые необходимо осуществлять как на постоянной основе, так и в качестве оперативных мер реагирования на конкретные события. Это и стремление к утверждению толерантности, и сохранение национальной идентичности, развитие связей между религиями, противодействие распространению антисемитизма и ксенофобии, оказание поддержки учреждениям культуры, образования и науки, формирование объективного отношения к событиям, происходящим в Израиле и с ним связанных.

– Что вы вкладываете в понятие Родина?

Говоря о Родине, я не хотел бы пользоваться высокими словами. Это глубоко личные чувства, которые не хочется выставлять напоказ. Вообще у меня три Родины. Грузия, где я прожил до 17 лет и многое впитал в себя – доброжелательность, гостеприимство, уважение к старшим. Россия. Там прошло мое становление, там я многого добился. Большинство моих друзей и партнеров – русские. Я благодарен русскому народу и ценю русскую культуру. Израиль – моя историческая родина, центр моей жизни и жизни моей семьи.

– Как и почему вы стали заниматься благотворительностью?

Отец рассказывал, что как-то он заработал много денег и спрятал на крыше. Воры влезли через чердак и всё украли. Он закопал деньги в земле – они сгнили. И только когда раздавал нуждающимся, тратил деньги на добрые дела, они приносили радость и новый успех. Б-г хочет, чтобы мы делились, помогали. С конца 80-х, когда я стал достаточно зарабатывать, всегда находил время и средства на помощь тем, кому это необходимо, принимал участие в различных общественных инициативах. После избрания президентом ЕАЕК это стало моей обязанностью, и я со всей серьезностью занимаюсь делами Конгресса.

– Бизнес-таланты вашего сына – это наследственное или приобретенное?

Мой сын известен своими собственными достижениями и заслугами. Мы никогда его не баловали, старались привить наши семейные ценности и идеалы. Он с детства был очень скромным человеком. Совсем маленьким Ицхак перед сном просил полстакана воды – он не хотел затруднять меня. Однажды они с мамой гуляли по Ленинграду, он проголодался, и мама зашла с ним в кафе. Мама предложила ему выбрать что-нибудь, но он заметил, что мама не берет себе ничего. Моя супруга Лаура всегда соблюдала кашрут. И когда он увидел, что мама не ест, то тоже отказался и предложил уйти. Сегодня сын превзошел меня во многом. Прежде всего в изучении Торы. Это его главное занятие. Оставшееся время он уделяет бизнесу. Я этим очень горжусь. Когда мы собирались за столом, друзья и родственники часто поднимали тост и желали, чтобы сын был похож на меня. Я поправлял их и говорил, что надо желать, чтобы дети были лучше родителей. Сегодня я беру пример с сына, прежде всего в духовности, стремлении изучать нашу многовековую традицию. Я стараюсь быть похожим на него. Об этом я мечтал и молился. Мои дети – и сын Ицхак, и дочь Тамара – создали крепкие еврейские семьи, радуют нас внуками.

– Есть ли у вас время на изучение иудаизма?

Я стараюсь каждый день уделять время изучению Гемары. В моем рабочем офисе ежедневно действует синагога, где раввины дают уроки.