Довоенные стандарты
Давайте посмотрим, как развивался еврейский народ в течение последних 1 000 лет. В эпоху Биньямина из Туделы, например, евреев было не так много. К началу Второй мировой войны их популяция расширилась до 16-17 миллионов человек. Большинство проживали в Восточной Европе. Еврейский народ до сих пор не оправился от удара, нанесенного Холокостом. Сегодня наша общая численность – около 15 миллионов, мы так и не дошли до довоенных показателей 1939 года. Это важное послание и для нас, и для всего человечества.
Европа на втором плане
Основным местом проживания евреев стала Северная Америка и в последние годы Израиль, который постепенно доминирует в общественном сознании. Европа, игравшая огромную роль в еврейской истории, отошла на второй план. С 60-х годов прошлого столетия число европейских евреев снизилось на два миллиона, в основном из-за эмиграции. Включая, разумеется, выходцев из СССР и других восточноевропейских стран. Если в 1970 году европейские евреи составляли около четверти наших соплеменников, в настоящее время их менее 10 %. Эти показатели неуклонно снижаются как из-за эмиграции, так и из-за естественной убыли.
Привлекательный Израиль
Важно понимать связь между экономическим положением страны и еврейской популяцией. Чем более развитым является конкретное государство, тем выше процент евреев. Когда какие-либо запреты на эмиграцию отсутствуют, евреи стремятся улучшить свое положение и переезжают в более свободные страны, с более высоким уровнем жизни. В том числе в Израиль, который вошел в список 20 наиболее развитых стран мира. Помимо религиозного, общественного и политического значения еврейского государства, оно является весьма привлекательным местом для жизни.
Пожилые и молодые
В 2018 году провели опрос среди жителей 13 стран. Главной темой был антисемитизм, но косвенные результаты дали возможность понять, как выглядят современные еврейские общины Европы. В демографическом плане пожилых больше, чем молодых. Трагическая деталь: страна, в которой молодых евреев больше, чем пожилых, – это Польша. По общеизвестной причине – предыдущие поколения были уничтожены в Холокосте. Евреи стареют, в семьях 1-2 ребенка, в соответствии с общеевропейской тенденцией. В отличие от Израиля, где в семьях – трое и более детей.
Конфликт Алахи и самоидентификации
Стандартная еврейская община состоит из концентрических окружностей. В центре – ядро, это люди, для которых национальная составляющая является главной. Они посещают общинные мероприятия, их еврейское происхождение не вызывает вопросов. Вокруг ядра размещаются все остальные, по мере ослабления самоидентификации. Есть нерелигиозные евреи, есть полу-евреи (это определение особенно характерно для США), есть неевреи с дальним родственником-евреем. При этом самоидентификация и Алаха нередко вступают в конфликт. Активно посещающий общинные мероприятия человек может оказаться неевреем по Алахе.
Разница в девять миллионов
Можно говорить о 15 миллионах евреев, плюс-минус. Чтобы распределить их по вышеописанным концентрическим кругам, зададимся вопросом: у кого из этих людей есть как минимум один родитель – еврей, вне связи с самоидентификацией конкретного человека? Речь идет о дополнительных трех миллионах человек. Если прибавить детей смешанных пар, которые по Алахе являются неевреями, это еще три миллиона. Прибавим к этому внуков евреев, которые имеют право на переезд в Израиль в рамках Закона о возвращении, и получим дополнительные три миллиона. Таким образом, разница составляет девять миллионов.
Сообщающиеся сосуды
Ежегодно в Израиль приезжают люди, которые становятся израильтянами, платят налоги и служат в армии, оставаясь неевреями. По совокупности таких сотни тысяч. Система раввинских судов проводит гиюры – преимущественно речь идет о выходцах из Эфиопии, но есть и выходцы из бывшего СССР. При этом число детей нееврейской национальности, рожденных в браке у иммигрантов, практически равняется числу проведенных гиюров. Эдакая система сообщающихся сосудов.
Кашрут на последнем месте
Европейское еврейство неоднородно. Есть много возможностей ощущать себя евреем. Вот лишь часть ответов, полученных в ходе опроса: «Я еврей, поскольку мне важен иудаизм», «Я еврей, потому что мне важна еврейская этническая идентичность», «Я еврей, потому что мои родители были евреями», «Я еврей, потому что мне близка еврейская культура». В списке критериев, являющихся важными для самоидентификации, на первом месте – память о Холокосте. Затем – стремление вести себя этично, борьба с антисемитизмом, поддержка Израиля, филантропия. Последние места занимают вера в Б-га, соблюдение субботы и кашрута. При этом еврейская молодежь в Европе – более религиозная, чем их родители и деды.
Клятва верности
Евреи активно ассимилируются. В Европе 30 % смешанных семей, в США – 45 %, среди молодых аналогичные показатели доходят до 50 %. В плане лояльности две трети евреев Англии, Франции и Италии в равной степени верны иудаизму и законам страны пребывания. Эти показатели ниже в Германии, потому что там костяк еврейской общины составляют недавние эмигранты, они еще не вжились в местные реалии.
Враждебность нарастает
Главной проблемой был и остается антисемитизм. В 2012 году 88 % евреев Франции отмечали рост антисемитизма. По результатам аналогичных исследований, проведенных в 2018 году, на повышение градуса юдофобии жалуются 93 % опрошенных. В Италии и Британии показатели чуть ниже, но практически в любой европейской стране свыше половины еврейского населения жалуются на растущую враждебность. Другие факторы, вызывающие беспокойство, – преступность, экономические проблемы, нелегальная эмиграция. Треть респондентов отвечают положительно на вопрос, сталкивались ли они лично с антисемитизмом и дискриминацией. Это примерно 300 тысяч человек, есть о чем задуматься.
Антисемитизм – не средство передвижения
Некоторые думают, что антисемитизм имеет положительную сторону – все евреи уедут на Святую Землю. Однако корреляция между числом репатриантов и антисемитизмом мала. Экономические проблемы в стране исхода влияют на решение об эмиграции куда больше. Антисемитизм не должен быть инструментом в борьбе за алию, он сам по себе достаточно опасен.