А вдруг с ней что-то не так?

Выше себя не прыгнешь. выбирать школу при израильском многообразии надо, исходя из религиозного уровня собственной семьи. «Бейт-Яаков» или «Хорев»?

Анна Файн
писатель (Израиль)

Когда родилась маленькая Шели, Наташа, ее мама, слегка обезумела, как и положено молодой матери. Она часто просыпалась ночью и замирала, прислушиваясь: дышит ли? Не услышав дыхания ребенка, вылезала из кровати, подходила к детской кроватке и опускала ладонь на спинку дочки. Ффф-уу.. Слава Б-гу, дышит. Когда Наташа шла в магазин вместе с Шелькой, она затаскивала коляску в тесную бакалейную лавку, невзирая на протесты покупателей. Оставить на улице? Нет, что вы! По улице ходят агенты иностранных криминальных структур, которые воруют детей «на органы»… 

Перед записью Шельки в школу Наташу охватила настоящая паника. Ее дочь не готова к школе! У нее рассеянное внимание, она отстает в развитии речи, она не умеет решать арифметические задачи в пределах десяти. Наташа явилась в мэрию к специальному чиновнику, занятому распределением детей по школам, и потребовала, чтобы ради Шельки собралась специальная комиссия и чтобы психологи и социальные работники решили, в какую школу отправлять ее чадо и не рано ли в принципе забирать ее из детского сада. Специалисты устроили девочке экзамен. Шелька складывала домики из кубиков, распределяла треугольники, квадраты и круги по нужным ячейкам, решала пазлы, играла с психологами в лото, отвечала на их вопросы, рисовала картинки, читала стихи… В конце концов девочку попросили подождать маму в коридоре. Когда Шели вышла, члены комиссии набросились на Наташу:

– Мамочка, вы сошли с ума! Вам нечего делать? Вы что, издеваетесь над нами? Мы занятые люди, в конце концов. Кто вам сказал, что ваша дочь отстает в развитии? Она опережает большинство детей своего возраста. Она, вероятно, талантлива, и ей, да, нужна спецшкола. Спецшкола для одаренных детей!

Наташа слабо возражала, извинялась и напоминала комиссии, что Шели – ее первый ребенок. Ей просто не с кем сравнить свою дочь.  

Затем наступил второй приступ паники. Шели следует отдать в самую крутую религиозную школу района ( Наташа соблюдает заповеди Торы). И вот благочестивая мама явилась к директору этой самой крутой школы, чтобы записать туда свою талантливую дочь. 

– Простите, но мы не можем вас взять, – сказала ей директриса, – у нас закрытое общество, а вы не нашего круга. Я думаю, вы вообще не религиозны. 

– Да что вы? Почему? Я окончила семинар для «возвращенцев к вере» и соблюдаю заповеди уже десять лет!

– Посмотрите на ваши ногти, – холодно сказала директриса – это же маникюр, да еще с лаком. В наших кругах это не принято. И потом, у вас есть муж? 

– Я разведена. 

– А с кем вы живете? 

– С мамой. 

– А она соблюдает заповеди? Она не включает телевизор в шаббат? Поверьте, вам лучше отвести вашу дочь в гимназию «Хорев». Там ей будет комфортнее. 

Наташа в панике позвонила мне. 

– Они не берут Шельку из-за бабушки и лака на моих ногтях!

– Знаешь, а ведь директриса дала тебе хороший совет. Отведи Шельку в «Хорев». Это религиозная школа, и там хороший уровень образования. В «Беит-Яакове» твоя дочь сойдет с ума от скуки. Это не для таких, как она. Это хорошая школа для десятого ребенка из многодетной семьи, с которым никогда не занимались родители. 

А еще хорошо, что ты вовремя ударилась в панику и созвала комиссию в мэрии. Если бы не это обстоятельство, ты никогда не узнала бы, на каком уровне развития находится твоя дочь по сравнению со сверстниками. Благодаря этой комиссии, за которую тебя отругали, ты теперь примешь правильное решение и отдашь ребенка в подходящую школу. 

Анна Файн
Фото: Илья Иткин