А вокруг чернота, взятая за основу

Если вам или вашему близкому человеку мир кажется черным, если он или вы сами все время плачете, не можете сделать выбор между чаем и кофе, если вам трудно встать с постели — это клиническая депрессия. Тут добрыми советами не отделаешься.

Анна Файн
писатель (Израиль)

Я уже отправила детей в школу и собиралась на работу, когда неожиданно раздался телефонный звонок. Звонил муж моей давней подруги. 

— Приходи скорей. Галя хочет тебя видеть. Ей очень плохо. 

Я забежала к Гале по дороге на работу. Она лежала в постели слабая, беспомощная, вялая. Еле-еле ворочая языком, Галя рассказала, что у нее депрессия. Настоящая клиническая депрессия, а не приступ печали или плохого настроения. 

Я посоветовала встать, пройтись, прогуляться. Бодрое движение, особенно на солнце, помогает в таких случаях. Но проблема состояла в том, что Галя не могла подняться с постели и выйти на улицу. Депрессия лишила ее сил, парализовала волю, разрушила уверенность в себе до такой степени, что она не могла сделать даже простейший выбор. Из-за этого целый час стояла на тротуаре, не решаясь ступить на «зебру». 

Дело окончилось психиатрической клиникой. Там Галю подлечили, и она сумела самостоятельно принимать антидепрессанты. Это была огромная победа. Галя рассказала, что под действием лекарств мир показался ей иным. До этого он был совершенно черным, а тут выяснилось, что она просто смотрела на окружающую действительность сквозь закопченное стекло. Лекарство словно протерло грязное окно, и солнце снова осветило дом, живущих в нем людей и саму Галю.   

Эта история окончилась благополучно, а вот один из юзеров «Живого журнала», с которым я не была знакома лично, покончил с собой несколько лет назад. До этого он несколько раз посылал в эфир сигналы о надвигающейся беде, но френды — не друзья. Друзья, быть может, сгребли бы его в охапку и отвели к врачу, а френды ограничивались добрыми советами. Что еще можно сделать в виртуальном пространстве? И вот ЖЖ есть, болтается в Сети до сих пор, а человека нет. 

Если вам или вашему близкому человеку мир кажется черным, если он или вы сами все время плачете, не можете сделать выбор между чаем и кофе, если вам трудно встать с постели — это клиническая депрессия. Тут добрыми советами не отделаешься. Тут надо срочно поднимать уровень серотонина, и проще всего это сделать при помощи современных средств, с которых можно слезть безо всякой ломки, а их прием не чреват опасными побочными эффектами. Не бойтесь обращаться к психиатру. Лечить депрессию не стыдно. Стыдно из-за нее потерять работу и семью, а то и саму жизнь. 

Мы, женщины, находимся в группе риска по этой болезни. Наши женские гормоны подавляют действие серотонина. Врачи, вероятно, поправят эту мою неточную фразу, но суть такова: гормональные изменения в нашем организме чреваты депрессией. Она наваливается черной тучей перед месячными, терзает в первые месяцы беременности из-за падения гемоглобина, мучает после родов. Послеродовая депрессия теоретически должна длиться от трех дней до недели, а практически может стать нежеланной гостьей на целый год.  Резкое похудание сопровождается падением холестерина, а у женщин это приводит опять же к депрессии — так говорят новейшие медицинские исследования. А согласно другим исследованиям депрессии подвержены женщины, постоянно принимающие противозачаточные таблетки. 

В общем, дорогие подруги, следите за чистотой стекол, сквозь которые вы смотрите на мир, и не забывайте протирать их. Если надо, бытовые химические средства к вашим услугам. 

Анна Файн
Фото: Илья Иткин