Последние из караимов

Караимские и еврейские общины более тысячи лет были разделены и теперь начинают сближаться и сливаться, ведь теперь все они – израильтяне. Сохранится ли караимская идентичность?

«Что же касается египетских караимов, чьи отношения с евреями были братскими и многие лидеры которых поддержали сионизм… Во время Второй мировой войны они вместе с египетскими евреями активно принимали у себя в гостях солдат еврейских полков британской армии в Египте. Естественно, я обязан заявить, что здесь нет ни малейших сомнений относительно их права на репатриацию в Израиль. И расовый вопрос тут роли не играет. Мы также охотно принимаем и новых геров из Италии, присоединившихся к народу Израиля. Мы точно также принимали и русских геров, и субботников, и нет никаких сомнений в отношении тех геров, что влились в предыдущих поколениях. Но раз встал вопрос об их расе и происхождении, я счел необходимым ответить на него. Я считаю репатриацию караимов, особенно нынешних караимских беженцев из Египта, знаком того, что и сухие ветви на вечном древе Израиля вновь пробуждаются к новой жизни, стремясь вернуться на свою родину». (Ицхак Бен-Цви, «Давар», 23.02.1950)

Караимская община в молитве

Уже с самых первых лет своего существования новорожденное государство Израиль сталкивалось с нелегкими вопросами идентичности, многие из которых были напрямую связаны с самым главным: «кого считать евреем?» В отношении же караимских общин он был особенно сложен. В период между началом Войны за независимость и первой крупной репатриацией египетских караимов в Израиль в 1950 году представители этой общины пострадали не меньше, чем египетские евреи. Египтяне, как могли, пытались использовать существующий между общинами раскол. Они нападали на караимов, закладывали бомбы в их кварталах, сжигали общественные здания, обвиняя затем евреев в нападениях, и устраивали погромы уже в еврейских кварталах. В итоге это лишь укрепило бывшие и до того тесными связи караимов с евреями Египта и ускорило репатриацию обеих общин в Израиль.
Вместе с тем связь между караимами и Страной Израиля началась далеко не с возникновением государства. На деле караимы были «сионистами» уже задолго до сионизма. Источники, относящиеся к IX веку, свидетельствуют о растущей в Стране Израиля общине, верящей только в Письменную Тору и совершенно не связанной с раввинистическим миром. Иными словами, в то время как важнейший раввинистический центр располагался в Вавилонии, духовный и физический центр караимов находился именно в Стране Израиля.

Более того, некоторые свидетельства указывают на важность, которую караимы придавали массовому переселению в Израиль уже в Средние века. Так, например, Даниэль Алкумиси в IX веке призвал всех караимов поселиться в Иерусалиме. Он считал, что даже если все и не смогут этого сделать, по крайней мере, каждый город должен послать в Страну Израиля хотя бы по пять человек. 

Возникновение караимской секты

Истоки возникновения караимской традиции известны мало. До сегодняшнего дня нет ясного понимания, когда она сложилась, хотя в исследовательских кругах принято считать, что это произошло одновременно с завершением написания Вавилонского Талмуда, примерно в VII или VIII веке. Упоминания же о караимах в еврейских и мусульманских источниках впервые появляются в IX веке. К этому периоду относятся и самые ранние из известных караимских текстов. Вместе с тем на протяжении многих поколений караимы пытались связать себя с евреями куда более ранних эпох. Распространенным среди них утверждением стало то, что они, мол, ведут свое начало от саддукеев (одного из центральных течений в иудаизме в период Второго Храма, вероятно, полностью исчезнувшего с разрушением Храма). Основанием тому послужило прежде всего неприятие обеими этими группами – как саддукеями, так и караимами – принятой в раввинистическом иудаизме Устной Торы.

Обложка краткого караимского молитвенника, издание Авраама Фирковича, Вильно, 1871 г. Караимские молитвы состоят исключительно из стихов Танаха

Тем не менее нет никаких доказательств существования саддукеев после разрушения Храма и подавления восстания Бар-Кохбы, когда еврейский народ в целом, и уж точно в Стране Израиля, стал в социальном и религиозном плане достаточно однородным.
Более распространенной ошибкой является отождествление первых караимов с Ананом бен Давидом. Этот еврейский религиозный лидер жил в VIII веке в Багдаде и претендовал на должность эксиларха (или «рейш галута» – арам.), то есть светского лидера еврейской общины Вавилонии. Будучи отвергнутым богословами ешив Суры и Пумбедиты, он отдалился от общепринятого направления в иудаизме и написал ряд книг, касающихся заповедей, в том числе и тех, что не указаны в Торе, комментируя их по Торе буквальным образом. 

Однако, несмотря на склонность Анана отвергать многие положения Устной Торы, он всё же не являлся караимом. Группу его последователей историки называют «ананитами» и считают отдельной от караимов сектой. Лишь только в X веке ряд караимских лидеров объявили Анана бен Давида караимом, с тех пор сами караимы, а вслед за ними и многие раввины, считают его лидером и едва ли не основателем караимского течения.

Отчуждение и раскол 

Поначалу раввины не считали караимские общины серьезной угрозой, позволяли им сосуществовать рядом. Одна из историй, способных проиллюстрировать тесные связи, сложившиеся между караимами и евреями Египта, касается братьев семьи Тустери – трех богатых караимских торговцев, перебравшихся в Египет в XI веке. Братья Тустери были очень тесно связаны с египетским правителем, оказывавшим в то время большое влияние и на жизнь в Стране Израиля. Используя свое влияние и вес, братья часто помогали соплеменникам, не делая различий между караимами и евреями, придерживающимися раввинистической традиции.
В свою очередь и среди гаонов (то есть духовных лидеров еврейских общин Страны Израиля в VI-X веках) были те, что стремились ослабить неприязнь между караимами и остальными евреями. Так, например, рабби Шломо бен Иегуда Альфаси рассказывал о том, что в молодости молился один день в синагоге у раввинов, а другой – в синагоге караимов. В то же время он был скорее исключением из общего правила. Обычно и гаоны Страны Израиля, и гаоны Вавилонии боролись с караимами, используя мощнейшее из имевшихся в их распоряжении орудий – бойкот.

Синагога в поселке Мацлиах является также общинным центром

В эпоху гаонов многие евреи, как придерживающиеся раввинистической традиции, так и караимы, на праздник Симхат-Тора обычно поднимались на Масличную гору. Но в то время как первые отмечали этот праздник весельем, вторые оплакивали разрушенный Храм. Каждый год напряжение между обеими располагающимися на горе лагерями достигало пика во время церемонии объявления бойкота, когда раввины отлучали всех, кто отклонился от праведного пути или совершил серьезное преступление.

Караимы удостоились бойкота за отказ признавать Устную Тору. Это событие в ярких красках изобразил в своей каббалистической книге рабби Авраам бен Давид (Раавад):

«…Когда же Израиль праздновал Суккот на Масличной горе <…> а раскольники располагались напротив, как два малых стада коз, раввины разворачивали свиток Торы и отлучали раскольников, перечисляя их по именам, прямо в лицо, те же молчали, как безголосые собаки». (Из книги Раавада «Порядок мудрости и хроники эпохи»)

Согласно распространенному мнению, окончательное разделение лагерей произошло во время захвата Страны Израиля крестоносцами. После завоевания у рыцарей оказалось множество евреев – сторонников раввинистической традиции и караимов, а также свитков Торы, которых было необходимо выкупить. До того времени нам еще известны случаи, когда богатые караимы выкупали евреев, приверженцев раввинистического иудаизма, но после вторжения крестоносцев этого уже не происходит. Каждая группа выкупала только представителей своих общин и свои свитки. Трагическая реальность навсегда разделила два еврейских сообщества.

С годами разногласия углубились до такой степени, что обе стороны запретили браки друг с другом. Караимы не приняли постановление раввинов, позволяющее женщине выходить замуж за своего дядю, поэтому все евреи, придерживающиеся раввинистической традиции, стали рассматриваться караимами как потенциальные мамзеры, то есть – незаконнорожденные. В свою очередь, раввины решили, что, поскольку развод у караимов происходит не в соответствии с уложениями Устной Торы, он не может считаться законным, а потому, с раввинистической точки зрения, все караимы оказываются потенциальными мамзерами. Так считали, например, крупнейшие раввинистические авторитеты XVI века – сефард Йосеф Каро и ашкеназ Моше Иссерлес (Ха-Рама).
Всё же, несмотря на отлучение, караимы на протяжении веков продолжали считать себя неотъемлемой частью еврейского народа. Более того, известно, что время от времени как среди раввинов, так и среди духовных лидеров караимов появлялись те, кто пытался вновь сблизить общины. Например, в Египте обе группы большую часть времени жили в относительном мире между собой.
Следует заметить, что в Восточной Европе некоторые общины караимов объявили себя прямыми потомками перешедших в иудаизм хазар и принявших лишь Письменную Тору. Согласно этой версии, никаких кровных связей между караимами и евреями не было и нет.

Изоляция и гибель

На протяжении Средних веков многие караимы переселились в Европу, главным образом в ее восточную часть. Во второй половине XVII века в Восточной Европе было известно примерно о трех десятках караимских общин, говоривших на языке, называемом каримским или лашон кедар – тюркском диалекте с ощутимым влиянием иврита. А в XIX веке под влиянием модернизации и секуляризации караимская община претерпела процессы переопределения собственной идентичности, в чем-то схожие с теми, что происходили и у остальных евреев. Европейские караимы окончательно перестали считать себя частью еврейского народа и обратились к властям с требованием признать их самостоятельной, независимой от евреев общиной. Так и случилось. Правительство России, на территории которой проживало большинство караимов, а также власти других государств стали рассматривать караимов как отдельную религию.

Дома в поселке Мацлиах, основанном в 1950 г. караимскими репатриантами из Египта
и названном в честь караимского мудреца (хахама) Сахаля бен Мацлиаха

Различие в отношении властей к евреям и караимам стало по-настоящему актуальным в середине XX века, когда национал-социалисты, оккупировав Восточную Европу, начали отправлять евреев в лагеря смерти. Глубина отчуждения, возникшая в этот момент между общинами, наглядно отражена в трагическом свидетельстве врача из Виленского гетто Марека Дворжецкого, опубликованном годы спустя в газете «Давар»:

«Когда немцы отправили евреев литовского Иерусалима в гетто (09.06.1941), караимы остались в своих домах. Немцы отнеслись к ним как к нееврейской общине. Поезд смерти пронесся над их головами. Все евреи в гетто знали об этом, и многие стали подделывать себе документы, будто бы они караимы. Когда немцы приходили в гетто, чтобы отправить евреев в лагеря смерти, евреи, обладающие подобными документами, сбегали из гетто через потайные ходы и укрывались в арийской части города, прячась со своими поддельными свидетельствами среди караимов. Эти фальшивые документы были лучше других подделок. Ведь немцы обычно устраивали подозреваемым анатомическую проверку, и следы обрезания неизбежно раскрывали еврейскую тайну обладателя арийских документов. Именно так попались тысячи евреев, выдававших себя за католиков, протестантов и православных. Но караимский документ, естественно, защищал и от этой опасности. 

Внезапно по гетто распространился слух, что все сбежавшие из гетто с караимскими документами евреи были схвачены и расстреляны под Понарами. Вскоре слух подтвердился – из всех тех людей не осталось в живых ни одного. Выяснилось, что караимский духовный лидер (хахам) профессор Шапшал передал в Гестапо список с именами и адресами всех караимов. Это означало, что все остальные караимы «поддельные» <…> а кто захочет убедить других в том, что он караим в эти дни? Ясно, что только еврей». («Караимы и евреи в годы испытаний», Давар, 13.04.1950)

Впрочем, даже отдаление от евреев в итоге не спасло караимов. Их судьба оказалась столь же горькой. В конце концов находившиеся на оккупированной нацистами территории караимы были отправлены в те же концентрационные лагеря. Так крупнейшая караимская община в мире, около 80 процентов всех караимов, была полностью уничтожена. При этом неприязнь между караимами и евреями сохранялась и в лагерях. Есть свидетельства, что евреи отказывали караимам даже в той минимальной взаимопомощи, которая существовала в жутких лагерных условиях, это делало выживание караимов особенно трудным.

В отличие от европейских, египетские караимы всегда ощущали себя частью еврейского народа. Они открыто и активно поддерживали сионизм и с гордостью подчеркивали свои еврейские корни. В годы после создания государства Израиль большинство египетских караимов репатриировались и были встречены с распростертыми объятиями. Для них даже создавали новые поселки, в том числе мошав Ранен в северо-западном Негеве и мошав Мацлиах в центре страны, названный в честь караимского хахама Сахаля бен Мацлиаха.

Еврейское государство? 

Репатриация караимов в Израиль вернула актуальность давним проблемам, хотя и на новый лад. Отголоски вопросов, которые предстояло теперь решать заново, можно встретить в израильской прессе 1950-х и 1960-х годов.

Сразу вслед за большой репатриацией караимов 1950-х годов стали возникать самые разные проблемы. Так, например, бизнесмен, открывший свой магазин в субботу и оштрафованный за это, заявил в своем обращении в муниципалитет Хайфы, что его не должны были штрафовать, поскольку он является не евреем, а караимом. Министерство по делам религии, однако, ответило, что, раз уж караимы ради получения возможности репатриироваться в соответствии с Законом о возвращении объявили себя евреями, следует считать их евреями. Эта почти анекдотическая ситуация дает наглядное представление о проблемах, возникших при интеграции караимов в Израиле. С одной стороны, Главный раввинат страны не считал их евреями, с другой же, сионизм принял их с распростертыми объятиями, видя в них своего рода «блудных сынов», вернувшихся в родной дом.

Дети караимов стараются держаться вместе

В июне 1961 года газета «Давар» опубликовала сенсационную историю о караиме, женившемся на еврейке. Впервые с момента создания государства Главный раввинат согласился признать подобный брак. Возможно, на принятие столь революционного решения не в последнюю очередь повлияло и то, что двоюродным братом жениха Йосефа Мурада был не кто иной, как казненный в Египте израильский разведчик Моше Марзук, по праву считавшийся в стране героем, погибшим за свое еврейство. Этот брак был достаточно значимым информационным поводом, чтобы попасть в заголовки газет. Вместе с тем, процесс, приведший к свадьбе, начался годами раньше. Еще в 1955 году пара обратилась в хайфский раввинат, но местные раввины, не сумев прийти к решению, передали его на рассмотрение совета Главного раввината. В 1956 году в дело вмешался премьер-министр Давид Бен-Гурион, он заявил в ходе дебатов в Кнессете, что:

«…раввины должны приложить усилия и отыскать способ [позволяющий караимам и евреям жениться между собой], поскольку было бы нежелательно в какой-то момент начать пересматривать закон». («Давар», 19.01.1956)

Иными словами, премьер-министр прозрачно намекнул раввинату, что закон о браке является государственным, и, будучи таковым, он обязан обеспечивать решение для всей нации. И раввинат сумел найти способ легализовать подобные браки, инициировав тем самым процесс, раз и навсегда изменивший историю караимов. 

Превращение в израильтян 

На деле статус караимов в Израиле и сегодня довольно непрост. Государство признает их, позволяя им регистрировать свидетельства о браке, разводе и смерти, кроме того, оно признает главного раввина караимов, выделяя общине определенный бюджет на религиозные нужды. Финансирование это, однако, поступает из министерства культуры, а не из министерства по делам религии.

С 1960-х годов, после решения раввина Овадьи Йосефа, караимы могут вступать в брак с евреями, но только по ортодоксальному еврейскому свадебному обряду и при условии, что в раввинате они декларируют свое признание Устной Торы. В итоге община караимов – единственная в своем роде, которую Главный раввинат хоть и частично, но всё же признает, в отличие, скажем, от общины самаритян.

В очередной раз эта двойственность отношения проявилась несколько лет назад, когда владелец мясной лавки в Рамле указал на вывеске, что его магазин является «кошерным в соответствии с традицией караимских евреев». Он был оштрафован на 1000 шекелей за нарушение закона, запрещающего мошенничество в сфере кашрута, но обратился в суд и выиграл. Судья объяснил в своем решении, что невозможно запутаться, читая вывеску, и решить, будто бы речь идет о кашруте под надзором еврейского раввината.

Так или иначе, проблемы, стоящие сегодня перед караимами, далеко не просты. Подобно сторонникам раввинистического иудаизма, им тоже приходится бороться с секуляризацией и одновременно пытаться сохранить свои уникальные традиции на фоне неизбежной интеграции в израильское общество, в том числе и службу в армии.

Цифры говорят сами за себя: в X веке едва ли не треть всего еврейского народа придерживалась караимской традиции. Сегодня же, по некоторым оценкам, в Израиле проживает всего около 25 000 караимов и обладают лишь 12 действующими синагогами. По разным оценкам, в мире насчитывается еще около 10 000 караимов, большинство из которых живет в Крыму и США. Данных же о количестве караимов, полностью соблюдающих заповеди и обычаи своей общины, нет.

Несмотря на эти цифры, раввин Моше Фируз, главный раввин караимской общины в Израиле, настроен оптимистично. Он утверждает, что израильская караимская община противостоит вызовам современности и практически не затронута секуляризацией. Вместе с тем он ясно осознает, сколь велики стоящие перед общиной проблемы, главная из которых – самосохранение особой караимской идентичности. «Тот, кто верит в свой путь и свою веру, должен довериться Творцу и поверить, что Тот слышит просьбы и молитвы», – говорит он.

Всё же разделить оптимизм раввина Фируза непросто. Многие караимы вступают в брак с евреями, и, как правило, это приводит к фактическому уходу караима из своей общины – либо в ортодоксальный иудаизм, либо в лоно израильского светского общества.

Согласие Главного раввината признать смешанные браки между караимами и евреями стало главной причиной оттока множества караимов из общины. Вместе с тем, ассимиляция караимов в израильское общество является не только последствием браков, но и классическим примером культурного и социального растворения меньшинства в большинстве. В свете этого шансы на сохранение обособленной караимской общины в будущем кажутся не особенно высокими.

Дов Кессельман
Перевод: Александр Непомнящий
Источник: Segula