Корни
Раввин Кляйн родился в Нью-Йорке в 1982 году. Его мать появилась на свет в Москве в разгар Второй мировой. Дедушка со стороны матери был прихожанином синагоги в Марьиной Роще. Когда малышке исполнилось три года, семье удалось по поддельным документам уехать из СССР. Отец Кляйна, р. Биньямин, родился в Иерусалиме, в Америку он поехал, чтобы воочию увидеть Любавического Ребе. Кроме духовного лидера, он встретил в США и будущую избранницу. Итог — 10 детей. Яаков Кляйн — самый младший. Раввин Биньямин Кляйн был секретарем Ребе, дети называли его субботним папой, поскольку будни он проводил в резиденции лидера движения ХАБАД.
Язык — друг мой
До трех лет Яаков Кляйн знал только идиш, на котором с ним разговаривали родители. Английский он выучил в школе. В 13 лет его отправили на учебу в ешиву в Лоде, где он овладел ивритом. По словам Кляйна, в Израиле изучение Торы происходит глубже, чем за его пределами, потому что в диаспоре всё надо переводить, много времени тратится на понимание слов. Дети самого Кляйна знают идиш, иврит, русский и английский.
Семейное меню
Родители Кляйна экономили и по ресторанам не ходили. На сэкономленные средства отец и мать круглый год покупали «маца шмура», мацу высшего уровня кошерности. Для Яакова маца — главное и любимое еврейское блюдо, затмившее фаршированную рыбу.
Вторая половина
После Лода был Монреаль, затем Морристаун, а потом работа посланником Ребе в Австралии. Пришло время создавать семью: мать Кляйна вспомнила, что в семье итальянских хабадников Лазар есть дочь на выданье. Муж сестры Кляйна, который и сам был родом из Италии, навел справки. Яаков полетел на свое первое в жизни свидание в Милан, затем была встреча в США и… свадьба. За праздничным столом гости приглашали молодоженов в разные города и страны на работу эмиссарами.
Выбор
Через месяц к Кляйну подошел шурин, главный раввин РФ Берл Лазар, и рассказал об англоязычной общине в Москве. Общину посещают экспаты, а также смешанные пары (он — россиянин, она — иностранка, или наоборот). Среди частых посетителей есть люди, которые работают на ключевых постах в крупных российских компаниях. Яаков посоветовался с родителями. Отец был «за», мать вздохнула: в доме ее родителей про антирелигиозный СССР ничего положительного не вспоминали. Визиты в современную Москву в корне изменили ее отношение к стране в целом.
Квартирный вопрос
Поначалу община функционировала в Марьиной Роще, отдельного здания у нее не было. Пять лет назад состоялся переезд в синагогу на Арбате, что привлекло и местные кадры. Сейчас в субботу 90 % молящихся — российские евреи. Зданию около 180 лет, до революции оно принадлежало московскому архитектору. Бизнесмен Игорь Ремпель арендовал здание у муниципалитета и частично использует под офис. Когда его компаньон предложил открыть в помещении синагогу, Ремпель загорелся идеей. Он предложил здание раввину Шмуэлю Куперману, а тот перенаправил бизнесмена к Кляйну. Сейчас городские власти сдают помещение напрямую еврейской общине.
Роковой Пурим
Персонал синагоги — раввин Кляйн с супругой. До пандемии работала секретарша. Периодически приходит уборщица. Каждый год проводятся два крупных мероприятия, в Рош ха-Шана и Песах. Для 150 посетителей снимается зал в гостинице «Украина». Последним мероприятием стало проведение Пурима в кафе «Хард-рок». Затем тон стал задавать коронавирус. Общественного седера не было, но члены общины получили праздничные наборы.
Бар-мицва в Zoom
Летом первенцу Яакова Кляйна исполнилось 13 лет. Дома была устроена импровизированная студия с несколькими видеокамерами и красивым фоном. Полтора часа гости с разных концов планеты поздравляли мальчика и родителей.
Пример для подражания
Личность, которая оказала на Кляйна наибольшее влияние, — Любавический Ребе. «Он умел находить подход к каждому человеку. Когда Ребе спросили, почему он не устает во время многочасовых приемов посетителей, тот сказал: «Когда собираешь бриллианты, не устаешь». Когда два человека встречаются, они начинают спорить на темы, по которым у каждого свое мнение. Ребе призывал абстрагироваться от 20 % различий и сосредоточиться на 80 % общих устремлений.
Наполнить жизнь смыслом
Главная книга для раввина — «Тания». В ней демонстрируется духовное и энергетическое влияние, которое заповеди оказывают на жизнь человека. Именно благодаря «Тании» становится понятно, какой эффект оказывают изучение Торы, добрые дела и Б-гобоязненность.