Даркон помолодел?

Итак, дождались — израильское МВД передало на рассмотрение в Кнессет законопроект о внесении поправок в порядок получения даркона новыми репатриантами. Инициатива министерства предполагала, что новый репатриант сможет получить даркон только после года проживания в стране

Нас, конечно, готовили — громкие и бурные дебаты представителей разных политических сил на тему того, можно или нельзя выдавать «быстрые дарконы», неоднократные попытки изменить Закон о возвращении и, как вишенка на торте, «разгромный» сюжет господина Друкера на 13-м канале, где журналист поведал миру сомнительные факты об истинных намерениях состоятельных и не очень репатриантов из России. Законопроект подготовили и направили в Кнессет достаточно быстро по израильским меркам, что определенно заставляет задуматься о том, кому и зачем на самом деле нужно так активно продвигать поправки, ограничивающие и, по сути, дискриминирующие новых репатриантов.

И вот 3 декабря, не дожидаясь одобрения Кнессетом законопроекта (расторопность чиновников в этой ситуации не может не восхитить), максимально воспользовавшись своими полномочиями, МВД Израиля выпускает новую инструкцию о порядке получения дарконов и незамедлительно начинает претворять ее в жизнь.

Согласно инструкции, первый даркон выдается на год (вместо пяти лет, как было с 2017 года по 3 декабря сего года). Спустя год, если репатриант прожил в Израиле 75% времени со дня репатриации, он имеет право на получение даркона сроком на пять лет. Если же репатриант прожил в Израиле меньший период и не укоренился в стране, то вместо продления даркона он получит лессе-пассе — тот самый временный загранпаспорт, который упразднили в 2017 году.

На самом деле новая инструкция, на наш юридический взгляд, пока что полна неточностей и противоречий. Нет понимания того, что именно, по мнению МВД, будет значить «укоренился в стране» и к чему приведут развязанные руки чиновников в вопросах выдачи паспортов. Но так как тенденция в целом понятна, можно предположить, что доказать перенос центра своих жизненных интересов в Израиль в отсутствие пресловутых 75% будет непросто.

Стоит ли переживать? А вот это главное — нет. Отсутствие даркона не отменяет ваших прав как израильского гражданина. Разница между дарконом и лессе-пассе заключается лишь в разном количестве стран, куда может отправиться израильтянин без визы. Те репатрианты, которые получали лессе-пассе до 2017 года, вполне вольготно себя чувствовали, а «быстрый даркон» стал лишь «маркетинговым ходом» для привлечения в Израиль новых граждан. Теперь, как ни парадоксально, Израиль пытается оспорить собственные цели и дать закону 2017 года обратный ход. Причем силами обычной инструкции МВД.

Всем соискателям израильского гражданства, нашим клиентам и уже действующим израильтянам мы советуем не воспринимать сложившуюся ситуацию как трагедию, нарушающую жизненные планы. Более того, при наличии права на получение гражданства по Закону о возвращении вы станете израильским гражданином со всеми вытекающими, хочет этого воинственно настроенный чиновник МВД или нет.