Шломо Ишай: «Благодаря интернету у каждого появились силы, которые ранее были прерогативой властей»

Руководитель Центра глобального человека – об изменениях, которые технологические разработки произвели в умах людей. Google вытесняет врачей и раввинов, экстремисты запугивают целый мир, а взрослые люди лайкают и шерят информацию, уподобляясь тинейджерам. Как выжить в новом мире, и надо ли фильтровать его контент?

Илья Йосеф
Фото: Илья Иткин

– Вы принимали участие в конференции молодых европейских раввинов в Хельсинки. В каком качестве?

Я занимаюсь духовной и практической работой в условиях глобальной реальности, в рамках которой мы живем. В последние 15-20 лет мы переживаем всемирный переворот: мир начинает жить не только реальной, но и виртуальной действительностью одновременно. До сих пор человечество жило исключительно в условиях реальной действительности. Границы были территориальными, каждый жил в своей стране. Место проживания обуславливало сознание и деятельность. Сегодня интернет создал новое, виртуальное пространство для жизни.

Контролируя эмоции

С 2003 по 2008 годы Шломо Ишай проводил исследования в области человеческих эмоций, получив докторскую степень в 2009 году. В 2011 году возглавил коллектив специалистов, разрабатывавший учебную программу для академии израильских военно-воздушных сил. Более чем два десятилетия д-р Ишай преподает в колледже им. Герцога, готовя будущих лидеров и администраторов.

Я основал Центр глобального человека. Моя идея была направлена не на технологический прогресс как таковой, а на то влияние, которое он оказывает на человечество. У каждого из нас появились три силы, которые в прошлом были исключительным достоянием властей. Первая – экономическая глобальная сила. Сегодня люди могут приобрести все что угодно, в любой точке мира, тогда как раньше вести международную торговлю имели право только государства или обладатели особых торговых лицензий. Вторая – это область информации. Сегодня у любого обладателя смартфона в руках есть доступ к такому объему информации, который был недоступен Эйнштейну за все годы его жизни вместе взятые! Или Виленскому Гаону, если мы говорим о еврейской библиотеке. 

– Доступ еще не предполагает ознакомление.

Наше поведение и отношение к специалистам изменилось. Раньше мы обращались к врачу и смиренно шли с рецептом в аптеку. Сегодня мы ищем информацию в поисковике и в кабинете врача просим конкретное лекарство. То же самое, кстати, и в области еврейского закона. Можно найти ответы на большую часть алахических вопросов, максимум задним числом можно обратиться и к раввину, пересказав ему заодно различные изученные нами мнения. Тотальная иерархия узких специалистов осталась в прошлом.

– А третья сила?

Третья сила – это возможность призыва к массам. На протяжении всей истории обратиться к массам с призывом к действиям могли только отдельные лидеры. Даже с изобретением радио и телевидения микрофон оставался в руках верхушки. Сегодня каждый может позвать людей на демонстрацию через WhatsApp, Twitter, Facebook. В результате, все выстроенные у нас системы и иерархии грозятся быть подорванными на всех уровнях. 

– Обо всем этом вы говорили на конференции?

Не только. Меня пригласили выступить на тему разнородных еврейских общин. Как построить отношения с совершенно разными типами людей, с более и менее ассимилированными евреями, смешанными семьями, неевреями, позиционирующими себя как евреи. А также поговорить о том, как быть раввином в условиях глобализации, интернета и технологического прогресса. На первом занятии я объяснял, как составлять «карту нужд» общины, как проверять, предоставляю ли я как раввин своему подопечному все, что ему необходимо. Потому что конфликт всегда назревает там, где человек считает, что он что-то недополучил. Причем порой конфликт может вспыхнуть в одной сфере, а проблема появится в совсем другой.

– Например?

Есть общины, в которых сосуществуют старожилы и новоприбывшие. Там могут возникнуть споры по поводу варианта (нусаха) молитвы. На самом деле проблема не в духовной плоскости, а в том, кому достанется влияние и материальные средства общины. Человек может говорить о чем-то одном, подразумевая нечто совсем другое. 

«Вместо фильтрации нежелательного контента надо побуждать ребенка искать положительный контент».
Шломо Ишай с книгой

Еще я провел упражнение. Предложил игру, а через какое-то время спросил: «Разве я упоминал в правилах, что игра подразумевает соперничество между разными игроками? Игра-то может быть командной! И тогда результат достигается намного скорее». А сколько энергии было вложено в противоборство вместо того, чтобы вложить ее в сотрудничество!

– А что толкает людей к борьбе? 

По умолчанию человек проявляется с негативной стороны. Мы видим это с самых первых дней человечества. Из двух братьев – первых на свете! – один убивает другого. Чтобы дойти до уровня «возлюби ближнего, как самого себя», необходимо пройти определенный путь, процесс. Борьбу провоцирует мысль об ограниченности ресурсов. На самом деле ресурсы не обязательно бывают ограниченными, а иногда общими усилиями можно, напротив, не сократить, а увеличить ресурсы. Какая социальная сеть сегодня занимает центральное место? 

– Facebook. 

Правильно. Facebook построен на социальной модели общения для подросткового уровня. «Поделиться», «лайкнуть» все это классические игры для молодых людей. А теперь представьте себе, что весь мир пользуется этой платформой для получения информации, в том числе новостной. Человечество перешло в другую культурную фазу. 

Технология может предоставить миру новые горизонты, а может стать инструментом для террористов ИГИЛ (организация, запрещенная в России – прим. ред.): отрубили голову, выложили запись в интернет. Положительный противовес этому явлению мы пока, увы, не создали. Разные народы продолжают действовать на локальном, а не глобальном уровне.

– Но приоритеты и ценности разных народов – также локальные, а не глобальные.

Существуют общечеловеческие ценности. Прежде всего, будь человеком! Потом уже рассмотрим ближе твою культуру, твое развитие. Так, один из самых проблематичных ресурсов – управление временем. А ведь это – великий дар Творца. Первое творение Всевышнего, день и ночь, – это создание аспекта времени. Люди тратят время вместо того, чтобы наполнять его смыслом, использовать этот мощнейший инструмент во благо и на пользу. 

– Так как же все-таки руководить современными людьми, которые сами обладают прерогативами вождей прошлого?

Еще раз обратимся к аналогии с подростковым периодом. Дети воспитываются послушанием. Вместо слепого подчинения есть осмысление, вместо указаний – диалог. Не из тактических соображений, а из искреннего желания быть вместе, на одной волне. И самое главное – доверие. Я не пойду за тем, кто мне не доверяет. 

Поэтому сегодня, чтобы быть лидером, необходимо уметь вести диалог, объяснять смысл и строить доверительные отношения. Интернет не допускает никаких закулисных игр. Если в прошлом лидер мог вещать с трибуны о справедливости, а в частной жизни быть развратником и пьяницей, то сегодня это просто не сработает. 

В Торе Всевышний приказывает Моше взять посох и бросить его, после чего сам посох превратится в змея, которого потом Моше надлежит взять за хвост. Как лучше всего хватать змею? За голову. Если взять змею за хвост, она тебя укусит. Возможность индивидуального влияния человека простирается на расстояние вытянутой руки. А символом власти зачастую является скипетр. И когда в Торе упоминается «посох», речь идет о переходе от личного к коллективному влиянию. Диаметр влияния увеличивается. Творец намекает Моше: ты берешь на себя бремя власти – посох; знай же, что тем самым ты берешь себе в руки змею, которая может тебя же укусить.

– Иногда общественную огласку может получить и откровенная ложь. 

Мы еще не до конца осознали, что у каждого возникло новое виртуальное пространство. Шейминг, когда человека целенаправленно публично позорят, может оправдать себя как хорошее и полезное средство, а может довести человека до самоубийства. Существует и такое явление, как депрессия на фоне социальных сетей, требующая вмешательства психолога. Это стало частью нашей жизни, определяющей наше бытие. Необходимо адаптироваться к новой системе культурных ценностей.

– Как же уберечь от всех этих негативных явлений наших детей?

Родителей, особенно религиозных, обычно волнует вопрос, как фильтровать нежелательный контент. А думать надо в обратном направлении: как воспитать в ребенке мотивацию искать положительный контент. 

Раз в год Google публикует, что искали люди в их базе. Вот данные за 2015 год: 20 тысяч запросов на тему Ирана и ядерного соглашения, миллион запросов об отставке гендиректора компании «Фольксваген», 150 миллионов – на тему «Звездных войн» и 400 миллионов – о премии «Оскар». У людей – такой инструмент в руках, а что они ищут? 

У нашего поколения потрясающие возможности. Не хватает только желания. Сегодняшний воспитательный процесс заключается в том, чтобы предоставить детям возможность и дать им силы выбирать ответственность и истинные ценности. Потому что возможностей тратить время впустую – тоже огромное множество.

Илья Йосеф
Фото: Илья Иткин