Израиль-2021: от погрома до погрома

Весной еврейское государство в очередной раз было атаковано с юга. Вскоре к ракетам, выпущенным движением ХАМАС, присоединились арабские погромщики Лода, Рамлы, Акко, Негева и Галилеи. Миф о добрососедских отношениях, активно раздуваемый либеральными СМИ, взорвался громче ракет из Газы

Облей еврея кофе

Весна 2021 года, иерусалимский трамвай. По вагону прохаживается коренастый молодой человек арабской внешности. Его взгляд останавливается на ешиботниках в черных шляпах и костюмах. Парень внезапно размахивается и отвешивает остолбеневшему ультраортодоксу звонкую пощечину.

Яффо, избиение раввина Элиягу Мали

Ролик, который снял приятель нападавшего в середине апреля, активно разошелся по каналам социальной сети TikTok и положил начало другим произведениям в жанре «Ударь еврея». Через четыре дня возле Дамасских ворот в Восточном Иерусалиме был облит горячим кофе турист в вязаной кипе. Следующая серия — еврея, который вечером выгуливал собаку, на протяжении 10 минут с невероятной жестокостью избивает группа арабов. На этом фоне другие части юдофобского TikTok-сериала выглядели по-вегетариански: с ешиботника сбивают шляпу, религиозной супружеской паре отвешивают пару тумаков, израильский араб вытирает ноги о флаг государства, в котором живет.

Происходящее поставило в затруднительное положение центральные (читай: леволиберальные) израильские СМИ, где уже несколько десятилетий криминальная хроника составляется на политкорректном новоязе. Вместо «арабы» принято писать «молодые люди»», «жители Восточного Иерусалима», «обитатели северных населенных пунктов» и т. д. Вершин мастерства в этом жанре достигла экс-министр юстиции Ципи Ливни, которая в 2014 году охарактеризовала теракт в синагоге иерусалимского района Гар-Ноф следующим витиеватым образом: «Топоры убили молящихся».

Первые серии TikTok-избиений освещались в похожем ключе: «Подростки атаковали граждан», «17летний иерусалимец совершил нападение на националистической почве». Язвительные и негодующие комментарии читателей сделали свое — тут и там национальность преступников и жертв стала упоминаться черным по белому. 18 апреля в Яффо был избит глава городской ешивы Элиягу Мали. «Тебе нельзя тут находиться», — кричали хулиганы. СМИ продолжали размышлять о том, считать ли произошедшее нападением на националистической почве или бытовым конфликтом.

Тем временем градус насилия возрастал. Принадлежащие евреям автомобили забрасывались камнями, плевки, пощечины и избиения стали повседневной рутиной. На Храмовой горе мусульмане периодически инициировали стычки с полицейскими. Причина — «нашу святыню оскверняют». Под осквернением подразумевались визиты евреев на Храмовую гору, а также приближающийся День Иерусалима. Этот праздник, приуроченный к победе в Шестидневной войне, когда-то был всенародным. Армия проводила парады, объезжая восточные и западные кварталы объединенного города; ее приветствовали десятки, если не сотни тысяч жителей, радостно махавших флагами.

Вот уже лет 30 День Иерусалима отмечается преимущественно в национально-религиозном секторе, представители которого проводят «рикуд-галим», дословно «танцы с флагами», которые начинаются в центре города, проходят мимо Шхемских ворот в Восточном Иерусалиме и заканчиваются возле Стены Плача. 10 мая в преддверии шествия тысячи мусульман устроили на Храмовой горе потасовку с полицейскими. Причина — «рикудгалим» тоже-де оскверняет святыни.

В конфликт вписалось террористическое движение ХАМАС, оно выдвинуло ультиматум: либо части полиции будут выведены из района Шейх-Джарах, где разгорался очередной очаг конфликта, либо в сторону Иерусалима будут выпущены ракеты. Израильское правительство ответило молчанием, и над столицей еврейского государства завыли сирены. Из Газы было выпущено около 200 ракет, юг и центр страны в очередной раз стали прифронтовой зоной.

67 % убийств

В израильском обществе на протяжении многих лет насаждался стереотип: арабы делятся на наших (с израильским же гражданством) и не наших (за пределами «зеленой черты»); с не нашими иногда приходится воевать, но лучше договариваться; а вот наши, в особенности в смешанных по национальному признаку городах, таких как Лод и Рамла, свои парни в доску. Ну да, периодически они выходят на демонстрации под палестинскими флагами и скандируют что-то нелестное по-арабски. Но мы же мультикультурное общество, каждый имеет право на личный досуг согласно общинным традициям.

Сгоревшая дотла синагога

10 мая в Лоде не просто полыхнуло, а взорвалось. Камеры слежения фиксировали самый настоящий погром, о котором сабры знали только по учебникам истории с трудновыговариваемыми названиями типа Кишинев и Едвабне. Гостеприимные арабские соседи забрасывали еврейские дома бутылками с горючей смесью и поджигали автомобили. Израильские флаги на центральной улице города были сорваны и заменены палестинскими. Погромщики подожгли здание, в котором размещались курсы предармейской подготовки и линчевали еврея-прохожего, попытавшегося запечатлеть происходящее.

На следующий день была подожжена синагога. Десятки еврейских семей, проживающих в эпицентре событий, были эвакуированы под охраной полиции. Мэр Лода Яир Ревиво написал в сети Twitter: «70 лет добрососедских отношений раздавлены». Ежечасно органы охраны правопорядка фиксировали 80 просьб о помощи. Особую ненависть у погромщиков вызывали структуры местной «Гар’ин торани» (ивр. — «Религиозное ядро»), одной из десятков общин, которые были созданы представителями национально-религиозного сектора в различных населенных пунктах.

По официальной статистике, 67 % убийств ежегодно осуществляется израильскими арабами, что более чем в три раза превышает их долю в обществе. На улицах Лода стали раздаваться автоматные очереди. Оказалось, что нелегально приобретенное оружие есть не только в отдаленных арабских поселках Галилеи, но и в получасе езды от Тель-Авива. Тем временем СМИ традиционно требовали «симметрии»: в любом конфликте есть две стороны, айда искать преступников среди евреев и жертв среди арабов!

Вскоре пришло сообщение, что от пулевого ранения погиб Муса Хассуна. Беспорочный имидж жертвы начал трещать по швам во время трансляции репортажа о произошедшем. Жена рассказывала о добропорядочном отце семейства, который копался в своем автомобиле и вышел на улицу безоружным, чтобы «прекратить весь этот шум и беспорядок». Двоюродный брат озвучил принципиально другое развитие событий: «Муса взял камень и бросил. Он крикнул: «Убирайтесь отсюда, убирайтесь».

Судя по показаниям очевидцев, Хассуна и другие нападающие, вооруженные камнями и коктейлем Молотова, стремительно приближались к еврейскому кварталу Рамат-Эшколь. Был произведен предупредительный выстрел в воздух, но бег и размахивание бутылками с зажигательной смесью продолжились. Обозреватель ультралевой газеты «Гаарец» Нехемия Штраслер назвал евреев, которые были задержаны после гибели Мусы Хассуна, «громилами».

Среди тех, кто открыто подстрекал к насилию, был имам Лода шейх Юсуф Эльбаз. Это не мешало ему лить крокодиловы слезы в эфире израильских телеканалов, рассказывая о мифических поселенцах, которые-де приезжают в город, чтобы нападать на арабов. Эльбаз сообщал своей пастве, что вскоре евреи пойдут жечь городскую мечеть. В лучших традициях средневековых погромов с антисемитскими пугалками произошло ровно обратное: арабские погромщики сожгли несколько городских синагог и школу. Уже после того, как волна насилия схлынула, выяснилось, что шейх распространял в соцсетях видеоинструкции, как надо забрасывать коктейлем Молотова полицейских. В архиве телеканала «Аль-Джазира» есть речь Юсуфа Эльбаза, датированная 2013 годом, в которой он призывает убивать «новых поселенцев» (читай: евреев, переселившихся в Лод в рамках общины «Гар’ин торани»), если те войдут в мечеть.

Первой жертвой погромщиков стал 56летний Игаль Йегошуа, автомобиль которого забросали камнями. Представители «Гар’ин торани» организовали нечто среднее между отрядом самообороны и пресс-центром. Ключевой фигурой стал Меир Лайош, политический консультант и общественный деятель. По его словам, полиция долгие годы отмахивалась от сообщений об оружии, которое применяли во время криминальных разборок арабские подростки. «Если евреи покинут Лод, аналогичные процессы затронут и Хайфу, и Иерусалим, и Тель-Авив», — прогнозирует Лайош.

12 мая в Лоде был введен комендантский час, который не особенно помог. Хулиганы бросали камни в солдат пограничной полиции и периодически стреляли в направлении домов, принадлежащих евреям. Житель города получил тяжелое ножевое ранение по дороге в синагогу. Двое других евреев были госпитализированы с пулевыми ранениями. Ура, «симметрия»: представители иерусалимского клуба футбольных фанатов «Ла фамилия», прибывшие в город, перевернули арабскую машину.

Мать Тереза из Кнессета

В те же дни в соседнем городе Рамле разгромили еврейские магазины и забросали камнями синагогу. Расположенный на севере Израиля город Акко, признанная туристическая жемчужина, стал местным центром беспорядков. За несколько дней практически все магазины, рестораны и хостелы, принадлежавшие евреям, были сожжены и разграблены. От ожогов умер постоялец гостиницы «Эфенди», бывший глава израильского космического агентства Ави Хар-Эвен. Погромщики пытались линчевать троих евреев, один из них, Мордехай Кац, получил серьезные травмы.

Улицы Лода в мае

Террор и насилие выплеснулись за пределы городов. На южных шоссе орудовали бедуинские кланы, вооруженные камнями и огнестрельным оружием. На севере вандализмом занимались арабы Галилеи. Пожилого любавического хасида Реувена Бен-Хаму, который случайно заехал в арабский поселок Тамра, вытащили из машины и избили. К чести жителей поселка, среди них оказались и те, кто вступился за хасида, вызвав полицию и скорую помощь.

Имели место и ответные акты насилия по отношению к арабам, но их можно пересчитать по пальцам двух рук. В Бат-Яме были выбиты стекла в двух ресторанах и кафе-мороженом. Араб из Рамле, попавший в транспортную пробку, был избит демонстрантами. Естественно, каждый такой случай обширно и гипертрофированно освещался средствами массовой информации. «У меня есть ощущение, что спереди нас пытаются убить арабы, а сзади — воткнуть нож мои коллеги-журналисты», — говорит житель Акко и сотрудник религиозной газеты «Макор ришон» Яир Краус.

В дни погромов Краус пытался максимально широко распространять неискаженную леволиберальными фильтрами информацию о происходящем в городе. Когда депутат Кнессета от Арабского объединенного списка Аида Тума Слиман заявила, что она лично пыталась спасти Ави Хар-Эвена, Яир Краус связался с полицейскими и выяснил с точностью до минуты, где находилась и что делала депутатка. Матери Терезы из Слиман не получилось: в тот вечер она действительно стояла у гостиницы «Эфенди» и подстрекала разгоряченную толпу. Лишь после того, как врачи вынесли обгоревшее тело Хар-Эвена, Слиман вошла внутрь здания. Естественно, никого не спасая.

Именно Краус первым сообщил об избиении Мордехая Каца, Мора Джанашвили и Эльада Барзилая. Именно он по сей день мониторит антисемитские инциденты на улицах Акко. Краус загибает пальцы: «Недавно группа арабов набросилась на девятилетнего еврейского мальчика. В субботу арабские подростки приставили нож к горлу 10летнего ребенка. Слабослышащий мальчик, который пошел выносить мусор, был забросан камнями. В самом центре города несовершеннолетние арабы бросали камни в учеников хедера».

Тем временем в Израиле сменилось правительство. Впервые его коалиционным партнером стал арабский список РААМ и тут же получил 50 млрд шекелей на нужды сектора. Должность премьер-министра занял Нафтали Беннет, который в 2014 году заявил, что 99,9 % израильских арабов верны Государству Израиль. Блажен, кто верует. В особенности если он живет в заселенной интеллигентными выходцами из США Раанане или в охраняемой резиденции.