«АНУ»: чем удивит Музей еврейского народа?

Открывшийся весной 2021 года после 10-летней модернизации бывший «Музей Диаспоры» получил новое имя, новую концепцию и тотально обновленную экспозицию. Побывав там, я оценил оригинальный взгляд создателей музея на историю и современность еврейского народа, найдя и ряд спорных моментов.

Шимон Бриман
историк (Израиль)
«Остатки былой роскоши»

Предыстория: Музей Диаспоры («Бейт ха-Тфуцот» на иврите) открылся в мае 1978 года в кампусе Тель-Авивского Университета по инициативе Нахума Гольдмана, основателя и президента Всемирного еврейского конгресса, который хотел создать памятник еврейской диаспоре прошлого и настоящего.

Памятник действительно удался – но именно как сухое и «мумифицированное» собрание артефактов и свидетельств ушедшего мира.

Музей Ану

Я побывал в том музее в 1992 году – и самым запоминающимся был зал с макетами старинных синагог разных стран мира. Амстердам, Севилья, Луцк, Кюрасао, Варшава.. Их красота смотрелась как «остатки былой роскоши». Как будто разорившиеся родственники приехали из дальних провинций и жалобно жмутся на празднике жизни современного, бурно развивающегося Израиля.

Между макетами диаспорального прошлого с пустыми стенами без людей и молодыми еврейскими лицами университетского кампуса с бурно цветущей зеленью наблюдался цивилизационный диссонанс. Унылое прошлое – Диаспора, явно уступало бурлящему настоящему и яркому будущему — Израилю.

При этом сам факт создания такого музей в первом сионистском городе мира был событием экстраординарным: многие десятилетия идеология сионизма вообще базировалась на отрицании диаспоры и на разрыве с ней.

Тогда в Израиле господствовала концепция «создания нового еврея – израильтянина, который должен избавиться от диаспорных комплексов и от памяти об унижениях прошлого». 

Понимание важности диаспоры и ценности богатого наследия еврейских общин разных стран пришло гораздо позже. Этот момент настал, когда израильская нация сформировалась несколькими поколениями «сабр». Которые, в свою очередь, вдруг заинтересовались: как и где жили поколения их дедушек и прабабушек?

Когда уже ничто не угрожало израильской самоидентификации, уроженцы страны позволили себе расслабиться под легкую ностальгию об ушедших в прошлое городах и странах их предков.

«Мы» как концепция

Команда, которая модернизировала этот музей, пошла гораздо дальше ностальгии по утраченному. После многолетней реконструкции и полной замены «начинки» был создан Музей еврейского народа, который объединил идеи Израиля и диаспоры в единое целое.

Именно поэтому новый музей получил короткое, но емкое название «АНУ» — «Мы» на иврите. Мы единые, хоть пока и разбросанные по глобусу. Мы разные, но у нас есть общий фундамент.

Синтез вместо разрыва. Взаимное обогащение вместо войны на истощение. Партнерство Израиля и диаспоры в стиле win-win.

Можно спорить, насколько стильно звучат на других языках эти три буквы, но безусловно другое: слово «АНУ» специально базируется на ивритском корне, подчеркивая этим, что именно Израиль является сердцем и подлинным домом для евреев всего мира.

Раньше центральной осью Музея Диаспоры была неизраильская сторона еврейского бытия. Теперь в Музее «АНУ» доминирующая сионистская идея была синтезирована с галутной гордостью.

Экспозиции вращаются вокруг идеи общееврейского Дома: путешествие евреев по планете начинается из Дома и завершается возвращением Домой – в Землю Израиля. 

Концепция «Мы» — это весь еврейский народ как таковой, единая в своей многообразности глобальная этнорелигиозная корпорация, которая включает «домашний офис» в Израиле и «филиалы» по всей планете – в прошлом, настоящем и будущем. 

Новая команда для создания «АНУ» начала формироваться с 2004 года, когда фонд «НАДАВ» по совету тогдашнего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона решил помочь полуживому Музею Диаспоры. Фонд вложил в полную модернизацию музея 30 млн.долларов. Общие расходы за 10 лет составили 100 млн.долларов из разных источников, включая частных доноров и госбюджет. 

Ирина Невзлина – супруга нынешнего министра здравоохранения Израиля Юлия Эдельштейна, возглавляет совет директоров музея «АНУ». Ирина рассказала на встрече, что все последние годы обновление музея было главным делом её жизни. Она вложила в этот гигантский проект не только силы и энергию, но и свою душу.

Познавать, играя

Экспозиция нового музея начинается не снизу, а сверху. Посетитель не идет по традиционному пути от далекого прошлого к современной эпохе. Наоборот, первое, что открывается глазам – это третий этаж, который показывает еврейский народ в настоящем времени. 

«Мы сегодня такие, какие мы есть; мы не похожи друг на друга и живем по-разному, но мы единый народ при всей нашей мозаичности, и мы внесли огромный вклад по всему миру», — как бы говорят экспонаты, стенды и отделы третьего этажа.

Музей Ану

Евреи в литературе, музыке, театре, кино, живописи, еврейский юмор – все эти темы представлены ярко, увлекательно и интерактивно. 

Использованы самые современные дигитальные технологии. Каждый предмет и стенд ведет разговор с посетителем, позволяет узнать больше одним «кликом». 

Игровое начало в человеке провоцируется этим музеем по полной программе. Даже у взрослого возникает любопытное желание потыкать в экраны – например, «погадать» на хранилище цитат мудрых евреев разных эпох. Ты выбираешь тему, дальше страницы начинают мелькать перед тобой, останавливаешь любой лист – и получаешь цитату, найденную именно для тебя. 

Электронная еврейская кухня, например, буквально очаровала мою жену, которая начала месить тесто по еврейскому рецепту, добавляя разные компоненты движениями рук по экрану. Даже через две недели после посещения музея жена вспоминала эту дигитальную кулинарию как самое яркое и прикольное впечатление от визита.

Среди уникальных экспонатов музея — картины Хаима Сутина, первое издание Франца Кафки, ручка Шолом-Алейхема, печатная машинка Исаака Башевиса-Зингера, кружевной воротничок судьи Верховного суда США Рут Бейдер-Гинзбург, гитара Леонарда Коэна, парик Соломона Михоэлса в роли короля Лира, и многие другие предметы.

Отдельные элементы экспозиции говорят о судьбе евреев СССР — книги Исаака Бабеля, стенды об актере Аркадии Райкине и о борцах за репатриацию в Израиль.

Музей Ану

Но мне показалось, что основная часть музея всё же проникнута духом американоцентризма и массовой культуры – как старые джинсы Levi’s на одной из витрин.

Многие элементы экспозиции рассчитаны в первую очередь на узнавание и восприятие мира американскими туристами и будущими молодежными группами программы МАСА из США. 

Идея Пути

Второй этаж музея «АНУ» рассказывает об историческом пути еврейского народа среди народов мира. Прошлое показано как дорога через страны и эпохи. Ощущение движения сопровождает посетителя этого этажа. Еврейство не статично – оно динамично. С континента на континент, из местечка в мегаполисы, из одной империи в другую цивилизацию.

Создатели музея не углублялись детально в конкретные страны или периоды истории. Судьба евреев показана широкими «мазками» через основные трансформации и главные события. Тот, кто хочет узнать глубже, может остановиться и получить электронную информацию о каждой конкретной стране.

Музей Ану

В качестве примера я полистал дигитальные сведения об Украине и об истории евреев на украинских землях. С одной стороны, я обнаружил объективную информацию, но с другой я заметил дюжину досадных фактических ошибок в датах, цифрах и событиях. Такие ошибки могут быть легко исправлены – и надеюсь, что менеджеры экспозиции обратят на это внимание.

Кураторы музея максимально стараются найти объединяющие евреев мотивы, чтобы избежать политики и политизации – и это правильно. Но иногда современные межгосударственные конфликты проникают в мелочах, помимо воли создателей экспозиции. 

Так, например, дигитальный экран на втором этаже сообщает, что самое раннее материальное свидетельство о пребывании евреев на территории Украины – это знаменитое «киевское письмо» середины 10-го века. На самом деле гораздо более ранними являются еврейские надгробия в Крыму 1-2 веков новой эры.

И здесь вроде бы академическая проблема сразу уходит в политическую сферу: если команда музея «АНУ» считает Крым российским, то тогда самым ранним свидетельство о пребывании евреев на территории Украины действительно является «киевское письмо». Если же Крым украинский, то надо менять этот абзац в компьютере музея.

«Гевалд!» и «Алилуйя!»

Общаясь с генеральным директором музея «АНУ» Даном Тадмором, я задал вопрос — почему отдельные страны диаспоры слабо или вообще не представлены в экспозиции. Тадмор подчеркнул, что это сознательный выбор музея – не углубляться в отдельные страны, но показывать путь истории еврейского народа в глобальной перспективе.

Гендиректор заметил, что они стараются максимально сбалансировать показ различных стран и эпох, чтобы избежать перекосов. При этом Тадмор считает правильным акцент на достижениях евреев Западного мира, потому что, по его мнению, именно там евреи смогли добиться всемирной славы и глобального признания.

Иными словами, с точки зрения «АНУ», общемировое – это американское или англоязычное. Оставлю этот спорный тезис на суд посетителей.

В боковом зале последнего этажа музея я нашел добрую старую выставку макетов синагог разных стран мира – несгораемый остаток от покойного Музея Диаспоры. Единственное новшество, добавленное к макетам, — это экраны с изображениями реформистской службы. Вероятно, это часть того «баланса», о котором сказал гендиректор.

Автор статьи у макета Большой Синагоги Луцка

В целом мне показалось, что музей рассчитан в основном на светскую публику. Религиозным евреям там будет чуть менее познавательно – увидеть бокал для кидуша или старинную ханукию они могут и не на витрине музея. А туфли на высоких каблуках эстрадной дивы-еврейки вряд ли заинтересуют евреев Торы.

Главный куратор музея д-р Орит Шахам Говер так сформулировала сверхзадачу музея: «Мы хотим показать, что в еврейской истории и современности есть не только «Гевалд!!», но и «Алилуйя»!»

Я покидал музей «АНУ», получив заряд исторического оптимизма, хотя и с легким привкусом американизации и масс-культуры. Последнее готов списать на свои завышенные ожидания профессионального историка. Вероятно, музей 21-го века  и не должен быть излишне академичным и заумно-интеллектуальным. 

На всех этажах я видел взрослых и детей, светских и религиозных, которые активно изучали артефакты и увлеченно контактировали с электронными экранами. Люди смеялись и радовались познанию чего-то нового о древнем и всегда молодом еврейском народе.

«АНУ» оказался очень веселым и ироничным музеем, который не только показывает великие достижения евреев, но и предлагает посетителям улыбнуться над собой.

Музей Ану

Эдакий музей-живчик – яркий, местами «попсовый», вызывающий желание поиграть с экранами и ..вернуться туда снова.

Наверное, это самое главное впечатление от этого увлекательного музея, который безусловно становится туристической «жемчужиной» и must-see не только Тель-Авива, но и всего Израиля.

Шимон Бриман
Фото: Шимон Бриман