Строгий, Страшный, Свирепый… Статный

Я не знаю, бывают ли на Балтийском море ураганы, как на просторах океана. Может быть и нет. Но знаю, что Петр Моисеевич Монастырский мужественно боролся за живучесть корабля и за спасение экипажа в условиях авианалетов и жестокого шторма, когда волны перехлестывают через палубу.

Александр Энгельс
Ассоциация "Четвертое поколение"

Создавая страницы биографий воинов-евреев, мы стремимся найти семьи участников войны (в том числе и среди читателей журнала).

А когда нет возможности дойти до семейных архивов и воспоминаний – тогда порой единственным источником информации становятся тексты наградных листов, которые сейчас, к счастью, выкладывает в онлайн-архивы Министерство обороны.

Один из евреев-участников войны, о котором мы создали страницу биографии – Петр Моисеевич Монастырский, в конце службы капитан 3 ранга https://www.jewmil.com/biografii/monastyrskiy-petr-moiseevich

За службу в военное и послевоенное время он был удостоен четырех орденов, первый получил в 1943 г. Но мы знаем, что Петр начал служить в ВМФ в 1936, и в Великой Отечественной участвовал с первых дней. Летом 1941 г. он состоял в экипаже эсминца «Статный».

Мы стали смотреть историю этого корабля и нашли следующее:

Это был современный корабль, один из 18 эсминцев серии 7У. вошедших в строй в 1940-41 гг (все корабли серии назывались прилагательными, на букву С: Сильный, Смелый, Страшный, Сердитый, Строгий, Стройный, Свирепый, Сообразительный, Смышленый и т д)

В первые месяцы войны «Статный» несколько раз вёл боевые действия в Рижском заливе, обстреливал берега противника, сам подвергался обстрелам. За службу на «Статном» Петр Монастырский награду не получил. В наградном ордена, полученного в 1943 г., сказано, что ранее к наградам он не представлялся.

Петр Монастырский (слева) на канонерской лодке «Бира». 1943. Корабль строили для мирной службы в Биробиджане, но он получил орудия и всю войну провел в боях на Балтике.

Однако в наградном ордена, полученного в 1944 г, читаем интересные строки о предыдущих годах войны:

«Представлялся ли ранее к награде, когда и за что:   На эсминце Статный в 1941 г. представлялся к ордену Красное Знамя, за самоотверженную борьбу при спасении эсминца Статный и его команды и за боевые действия в 1941 г.»

Итак, моряка хотели наградить высочайшим орденом – следующим после звания Героя, когда речь шла о солдатах и офицерах, не о полководцах. 

Поскольку этого награждения не состоялось, можем лишь предположить: эпизод трагической гибели эсминца был признан не подходящим случаем для награждения моряков.  

О том. что на самом деле произошло с новейшим эсминцем, командир которого погиб, и с его экипажем, установить удалось. В одном из источников по истории боев на Балтике в 1941 г. сообщается:

«18 августа эсминец стоял на рейде в Моонзундском проливе. В 10.10 он подвергся воздушной атаке, снялся с якоря и начал маневрировать в пределах рейда, но через 15 минут подорвался на немецкой донной мине. Корабль получил тяжелейшие повреждения: носовая часть корпуса до 40-го шпангоута оторвалась и, продержавшись на воде около 10 минут, затонула. Носовые отсеки и 1-е котельное отделение были затоплены почти мгновенно; команда, покидая 2-е котельное и 1-е машинное отделения, не закрыла входные люки, из-за чего они тоже заполнились водой в течение 1,5-2 минут – из-за сильного дифферента … волны перекатывались через верхнюю палубу. Попытка дать задний ход не удалась, и «Статный» сел носовой частью на грунт (глубина здесь составляла 7-8 м).

В 12.00 к нему подошел спасатель «Сатурн» и пытался откачать воду из затопленных отсеков, но из-за нового воздушного налета вынужден был прервать работы до наступления темноты.

Затем в течение 3,5 суток продолжалась упорная борьба за спасение эсминца. За ночь насосы «Сатурна» осушали отсеки, но днем, когда спасательное судно из-за угрозы налетов авиации вынуждено было отходить, вода вновь прибывала. Ситуацию ухудшала и погода: к вечеру 19 августа сила ветра достигла 6 баллов, а через два дня разыгрался 11-балльный шторм. Поврежденный корабль пришлось оставить. На пятые сутки после взрыва «Статный» лег на левый борт и затонул. Экипаж был снят эсминцем «Суровый». Командир эсминца капитан 3 ранга Алексеев погиб 18 августа 1941 года в момент подрыва на мине»

Можем представить, что происходило в тот момент на корабле, командир и часть экипажа которого погибли при взрыве. Указывается про 11-балльный шторм. Честно говоря, я не специалист в морском деле, и даже усомнился, бывают ли такие баллы. Оказалось, что да. Показатель шторма – начиная с 9 баллов. Одиннадцать баллов в шкале обозначены как жестокий шторм, предпоследний перед ураганом в шкале из 12 баллов.

Я не знаю, бывают ли на Балтийском море ураганы, как на просторах океана. Может быть и нет. Но знаю, что Петр Моисеевич Монастырский мужественно боролся за живучесть корабля и за спасение экипажа в условиях авианалетов и жестокого шторма, когда волны перехлестывают через палубу. 

Он не получил награды за этот подвиг, представление к ордену осталось без ответа.

Но мы нашли эту историю, внесли ее на страницу биографии воина-еврея.

Чтобы помнили…