Недавно, по совету подруги, послушала беседу одной русскоязычной раввинессы – популярного лектора по иудаизму. Неприятно резанула фраза, после которой я отключила окно «YouTube»: «К счастью, у нас, у женщин, забота об окружающих заложена в самой нашей природе, хотя феминистки успели многое сделать для того, чтобы уничтожить это замечательное свойство».
Ну, во-первых, очередной наезд на феминисток от человека, слишком занятого, чтобы выяснить, что такое вообще феминизм, и чего хотят эти самые злобные феминистки. Участники женского движения не брали заложников, никого не убивали и не лишали женщин женственности. Они лишь открыли в Израиле и других странах сеть приютов для жен и детей, подвергшихся семейному насилию, сети яслей для работающих матерей, а сейчас борются за то, чтобы послеродовой отпуск в Израиле превысил три месяца.
Когда первая волна праведного гнева спала, и разум возмущенный перестал кипеть, я задумалась над тем, что такое природа женщины, и заложена ли в ней забота об окружающих. И вот что надумала.
Природа женщины, как и мужчины – это инстинкты. То, с чем мы рождаемся. Инстинкты обслуживают выживание человека как вида, их продолжение – разумный эгоизм, благодаря которому выживает каждый из нас. Начало человека зло от юности его, – сказали наши мудрецы, имея в виду, что каждый индивид рождается эгоистом. Никакой заботы об окружающих в женской природе нет, есть инстинкт размножения. И как продолжение его – инстинкт материнства. Женщина по своей природе заботится о маленьком ребенке (ну, пока зародыш не окончит университет, разумеется).
То, что мы не выкидываем из дома мужчин после того, как ребенок уже родился – это, наверное, следствие любви к мужьям. А любовь – это уже явление более высокого порядка, как и забота об окружающих. Это нечто, стоящее над природой. Хотя все чаще и чаще женщины, став матерями, пытаются избавиться от мужчин, и это – одна из причин многочисленных разводов. Партнеру по браку сегодня приходится доказывать, что он – партнер, а не властелин и повелитель. Не доказал – ищи другую семью.
Материнский инстинкт – не прерогатива женщины. Естествоиспытатель Фарли Моуэтт рассказал миру, какие хорошие матери волчицы, как они охраняют детенышей, учат их самостоятельному поведению. Недаром именно волчицы вскормили разного рода Маугли. Определенный процент самок лишен материнского инстинкта, но то же касается и женщин. Это – от природы.
Общество пытается внушить женщинам, что их природа – заботиться о членах семьи. Например, о свекре и свекрови. Почему не муж, ведь это его родители? Да ведь у женщин забота заложена в самой природе! Моя знакомая годами заботилась о больной свекрови. Она работала, как и муж, но муж считал, что только она может помочь его больной матери. Детей у этой пары не было, но у женщины также не было времени заняться своим здоровьем, выяснить, отчего нет детей. Свекровь заменила им ребенка, а когда она умерла, пара развелась. Их больше ничего не связывало между собой.
Случается, что женщинам приходится идти наперекор материнскому инстинкту. В вагонах, которые везли евреев в концлагеря, женщины инстинктивно прижимали к себе детей. Но находились те, кто вопреки инстинкту выламывал доски пола и бросал младенца на шпалы. И случалось, что крестьяне подбирали таких детей, и те выживали.
Точно так же женщинам приходится отпускать (иногда выталкивать) из дома взрослых детей. Разум велит заставить чадо начать самостоятельную жизнь, а инстинкт приказывает удерживать тяжелого птенчика у груди. Что предпочесть?
Мне думается, что цель человека – подняться над инстинктами. Хотя бы самую малость. И Тора должна помочь ему в этом. Большинство заповедей никак не соответствуют нашим инстинктам. Если на дороге, под тяжестью поклажи, упал осел врага, или заглох мотор его машины, то инстинкт велит посмеяться над врагом. А Тора велит развьючить осла. Или прицепить трос к машине и взять ее на буксир.