Замуж за страну

Еврейская жена — не только повелительница кастрюль и вытирательница сопливых носов. О гендерных и этнических стереотипах, до сих пор бытующих в Израиле

Анна Файн
писатель (Израиль)

Мое знакомство с женским сектором Рунета началось с милейшего сайта WWWoman.ru, хозяйка которого собрала у себя клуб русских жен, вышедших замуж «за рубеж». Дамы делились трудностями освоения незнакомой культуры и рассказывали о жизни в разных странах.

Больше всего меня поразили советы бывалой свахи, составляющей интернациональные пары: повесь у себя над кроватью список требований. В желаемой стране должны быть магазины, где продаются уже очищенные овощи и разделанные курицы. У мужа должен быть дом, а перед домом лужайка, где можно делать барбекю… Как ты понимаешь, эта страна — не Турция, и поэтому к тебе тоже предъявят не «турецкие» требования. Ты должна быть стройна, длинноволоса и походить на принцессу, чтобы отработать вложенные в тебя средства.

Неудивительно, что эти советы срабатывают, когда речь идет об охоте на жениха, но совершенно бесполезны для тех, кто хочет прожить с ним долгую жизнь. Как сказала одна из русских жен, «замуж надо выходить не за страну, а за человека».

Это последнее правило релевантно и для еврейки, которая собралась замуж за еврея. У нас ведь тоже есть «интернациональные браки»: сефардка выходит замуж за ашкеназа, ашкеназ женится на «йеменке», «американец» ищет себе «русскую» и т. д. 

В Бней-Браке я познакомилась с молодой женщиной, уроженкой Аргентины, происходящей из семьи выходцев из Польши, когда-то поселившихся в стране мяса и серебра. Замуж она вышла уже в Израиле за выходца из Ирака. «Можешь себе представить, — рассказывала она, — в их семье мужчину уважают просто за то, что он — мужчина. Когда моего мужу было всего семь лет, его 90-летняя бабушка вставала, если он заходил в комнату».

Однажды мы с мужем оказались на субботнем обеде в этой семье. Речь зашла о домашних обязанностях мужа и жены в разных культурах. «Ашкеназские мужчины моют посуду после еды», — сказал хозяин дома с такой иронией, что мне захотелось его придушить. Он плохо влиял на моего молодого мужа, который и без того боролся за право ничего не делать по дому. Позже подруга призналась, что в первый месяц их совместной жизни она не очень-то спешила с мытьем посуды. Увидев, что в раковине накапливаются грязные тарелки, иракский муж ничего не сказал — он купил посудомоечную машину. 

Впоследствии я спросила у подруги, как ей живется с человеком, привыкшим к почестям, воздаваемым за сам факт его рождения мужчиной. «Я нашла свое место», — сказала она. Это означало, что она нашла какое-то новое, ею самой определенное место, а не то, которое отводит женщине чуждая традиция. Я узнала, например, что, несмотря на бесчисленные требования, которые муж предъявляет по поводу ведения хозяйства, он хочет, чтобы его жена росла профессионально. Поэтому часть обязанностей выполняет наемная прислуга, а моя знакомая делает карьеру. 

В Израиле не так мало семей с однотипным этническим составом: муж-ашкеназ, а жена либо сефардка, либо восточная еврейка. «У нас полная гармония, — объяснял мне один европеец, женатый на «йеменке», — ее учили заботиться о мужчине, меня — о женщине. Поэтому я забочусь о ней, а она — обо мне. А вот если наоборот…»

«Если наоборот» бывает по-разному. Один наш знакомый женился на девушке из восточной общины. У них было много общих интересов: оба увлекались восточными единоборствами, нетрадиционной медициной и мистикой. Но совместная жизнь не заладилась. У жены недоставало терпения подождать, пока муж окончит профессиональные курсы и начнет прилично зарабатывать: в их семье мужчины были в первую очередь добытчиками. Он, понимая, что она работает по дому и зарабатывает, старался помочь, чем мог: и посуду мыл, и ковры чистил, и делал покупки. Но все его хлопоты только раздражали жену.

Они развелись. Через два года экс-муж приехал навестить общего ребенка. Жена уже была замужем за другим, тоже ашкеназом. Она снова была беременна. «Ты представляешь, — рассказывал наш знакомый. — Пятница, надо готовиться к шабату. И тут этот красавец заявляет: «Я иду спать». А беременная чувиха, на сносях уже, берет пылесос и начинает чистить ковер. Я вас спрашиваю: чего ей со мной-то не хватало?»

Трудно сказать, чего ей не хватало. Просто стереотипы вроде «ашкеназ и сефардка заботятся друг о друге» не всегда срабатывают. Замуж-то мы выходим за человека, а не за его страну.

Анна Файн
Фото: Илья Иткин