Еврейское присутствие в Хевроне исчисляется многими тысячами лет. В этом городе праотец Авраам приобрел место для захоронения своей жены Сары. Поэтому ежегодно, когда в синагогах читают главу Торы «Хаей Сара», в Хеврон съезжаются многочисленные гости 

В центре Хеврона на 12 метров над землей возвышается величественное строение — святыня всех народов, Пещера Махпела. Это здание поделено на две части — для иудеев и мусульман. Но есть в году 10 дней, когда оно становится полностью еврейским. И 10 дней — когда полностью арабским. Тогда евреям приходится прятать под замок свои священные книги. Согласно Талмуду, гробницы Авраама и Сары расположены в центре строения, Яакова и Леи — в северо‐западной части, Ицхака и Ривки — в юго‐восточной части. Здесь же, по преданию, похоронены первые люди — Адам и Хава. Под зданием находятся катакомбы с древними захоронениями. Исследователи туда спускались, но до конца не дошли. Было найдено множество артефактов времен Первого Храма. Существует легенда, что однажды у султана упал в подземелье меч. Мусульмане пытались его достать, но погибали. Тогда в катакомбы спустился хевронский раввин. Он встретил там праотца Авраама, и тот отдал ему меч, сказав: «Спаси евреев Хеврона, и через неделю мы встретимся». Раввин исполнил наказ Авраама и через неделю ушел в иной мир.
В 90‐х годах в городе открыли высшее духовное учебное заведение — ешиву «Шавей Хеврон». Сегодня в ней учатся 330 студентов. Все непременно проходят службу в армии. Около 50 % становятся офицерами. В настоящий момент на воинской службе состоят около 200 ешиботников.
Еврейское кладбище тоже стало доступным только после Шестидневной войны. На погосте сохранились надгробия возрастом около 500 лет. Где‐ то здесь, по‐видимому, похоронен один из величайших комментаторов Танаха и Талмуда — рабби Моше Бен‐Нахман (Рамбан).
В 1812 году в Хеврон пришел Хабад, и в 1823 году в городе праотцов появилась первая хасидская синагога «Синагога Менухи Рахель». В 1929 году во время погрома её разрушили до основания. Два подростка смогли тогда пробраться в здание и спасти два свитка Торы. Сегодня «Синагога Менухи Рахель» отстроена на том же месте. В 1979 году на церемонии открытия спасенные свитки Торы внесли в нее те самые подростки, ставшие уже почтенными мужами
В непосредственной близости от «Синагоги Менухи Рахель» скоро начнется строительство нового дома. В нем должно быть 30 квартир, каждая — стоимостью от 650 000 долларов. После погрома 1929 года англичане выселили всех евреев из Хеврона, и арабы стали обладателями десятков еврейских домов. Сегодня государство и частные организации стараются вернуть еврейские земли, выкупить здания у арабов. В еврейских домах много квартир сдается в аренду. И частные лица, и организации хотят, чтобы здесь жило больше евреев.
Древняя синагога «Авраам Авину» была построена в 1540 году евреями, изгнанными из Испании.
Сегодня генеральный план «спасения» еврейского Хеврона таков: выкупать земли и строить на них. Помимо синагоги, ешивы и нескольких жилых домов (несколько месяцев назад был выкуплен «Бейт Лея»), в еврейских районах уже есть зал торжеств, пиццерия «с настоящей хабадской пиццей, как в Бруклине». Самый важный проект администрации — туризм, люди должны спокойно приезжать в Хеврон, чтобы прочувствовать связь с многовековыми корнями избранного народа. А для этого сегодня надо выкупать и строить

Выпуск #1

Хеврон в ожидании праздника

Первую столицу царя Давида, один из древнейших городов мира — иудейский Хеврон — ежегодно посещают около 700 тысяч туристов. Но особенно велик наплыв гостей в Шаббат Хаей Сара, Песах и Суккот. В эти дни к главной святыне Хеврона — Пещере Махпела — съезжаются до 40 тысяч туристов и паломников, и цены на аренду жилья взлетают до 600 долларов за ночь.

В иудаизме Хеврон почитается вторым по святости городом после Иерусалима. Но сегодня четыре пятых его территории принадлежит палестинцам. 

Здесь проживают 200 тысяч арабов и 1000 евреев, еще 9 000 евреев живут в Кирьят-Арба – примыкающем к Хеврону поселении. 80 % города контролирует палестинская администрация, 20 % – израильская армия.

Отношения хевронских евреев с представителями основных пяти арабских кланов дружественные. Но есть и шестой влиятельный клан — движение ХАМАС, его представителем является мэр палестинской части города. В 80х годах он был членом группы, убившей шестерых евреев. Пресс-секретарь администрации еврейского Хеврона Ишай Флейшер оценивает отношения между арабами и евреями следующим образом: «Сейчас стабильно, 20 лет назад было хуже, а 40 лет назад – лучше».

В новой истории основными переломными моментами в отношениях евреев и арабов на территории Хеврона стали 1929 и 1967 годы.

В результате массового погрома 1929 года многие еврейские здания были разрушены и разграблены, уцелевшие сменили владельцев, были убиты 67 евреев, многие искалечены. В 1936 году еврейское население было эвакуировано из города. Евреи вернулись в Хеврон только через 30 лет – после победоносной Шестидневной войны город перешел под контроль Израиля.

Сегодня администрация еврейского Хеврона и израильские компании ведут активную работу по выкупу земли и зданий у арабов, возведению новых домов: надо, чтобы евреи вернулись в свой великий город. Jm

Автор: Александр Горев
Фотограф: Александр Горев
Александр Горев
Фотограф и оператор (Израиль)
Александр Горев
Фото: Александр Горев