Зоя Клейменова, поэт и адвокат

Праздновал весь наш народ героический,
Чего это стоило нам, понимая,
Я была там в тот момент исторический,
Красная площадь – Девятое мая.

Эти стихи принадлежат Зое Израилевне Клейменовой. Ей 90 лет, родилась и живет в Москве. В 1945 году она юной девушкой праздновала долгожданную Победу на Красной площади. И от этого ей особенно обидно, что 75-ю годовщину окончания войны она, как и все мы, вынуждена отмечать в самоизоляции.

Зоя Клейменова. 2020 г.

Зоя Израилевна родилась 22 июня 1929 года. Каждый новый день рождения для нее всегда будет ассоциироваться с тем страшным утром, когда ей исполнилось 12. И это совпадение она описывает в стихах:

Но почему, не знаю я,
Совпасть были должны
День моего рождения
И первый день войны.

.Наша героиня не привыкла тратить время впустую. Сейчас она пишет стихи, наслаждается весной с балкона, а когда карантин закончится, вернется к любимому делу – юридической и адвокатской поддержке членов еврейской общины.

Накануне Дня Победы мы поговорили с Зоей Израилевной о празднике, самоизоляции и общинной деятельности.

«День Победы для меня имеет очень большое значение. А от этого вдвойне обидно, что мы обязаны сидеть дома. Я строго соблюдаю закон, никуда не выхожу, как было сказано. Остается только телевизор смотреть.

Когда война закончилась, мне было почти 16, я жила на Остоженке и без проблем добралась до Красной площади. Это было грандиозно. Мы, дети войны, осознавали, что происходит, для нас это особый день. Помню, как рядом с Храмом Василия Блаженного из Москвы-реки поднялся портрет Сталина размером с сам храм.

Когда война началась, нас отправили в эвакуацию. Но с середины 1943 года и до конца войны мы были в Москве. Мой папа был уже пожилой, на фронт его не призвали».

Да, от оккупации мы были далеко.
Но и в оккупации было нелегко.
Из всех тех мест наших долгих скитаний,
Может, я два назову: жили в Ташкенте, жили в Казани,
Но постоянно тянуло в Москву.

О том времени она пишет:

«Как отмечали День Победы в нашей семье, я уже и не помню, столько лет прошло. Телевизор тогда не смотрели, а за праздничный стол садились. Это для всех был особый день», – рассказывает Зоя Израилевна.

Так что для тех, кто Сталина славит,
Скажу убежденно вам:
История ведь всё равно расставит
Всё по своим местам.

Зоя Израилевна поделилась с нами секретами, как не скучать на карантине: «У меня большой балкон, я каждый день по часу на нем гуляю. Пишу стихи. А еще играю в шахматы с компьютером. Иногда даже выигрываю».

Зоя Клейменова. 50-ые гг.

Наша героиня – адвокат со стажем. Уже более пяти лет, с благословения главного раввина России Берла Лазара, она на волонтерской основе консультирует членов общины по гражданским и уголовным делам. Зоя Израилевна носит звание «Почетный адвокат России», а в прошлом году ее имя внесли в Книгу почета московской адвокатуры. Адвокатское сообщество признало ее одним из выдающихся адвокатов-цивилистов России, ее специализация в основном – это семейные и имущественные вопросы.

«Люди знают, что я могу помочь, звонят мне, мы встречаемся. Сейчас, правда, всё закрыто», – делится Зоя Клейменова.   

Желание посвятить себя юриспруденции передалось ей от папы, присяжного поверенного. «Адвокатом я стала не сразу, сначала служила юрисконсультом в одном крупном совхозе, где получила колоссальную практику», – вспоминает Зоя Израилевна. Свой самый яркий случай в адвокатской практике она описывает так: «Это был 1956 год, мой первый год в коллегии адвокатов. Ко мне пришел человек, рассказал, что его брат приговорен к расстрелу за разбой и убийство, хотя невиновен. Я отправилась в Иркутск, где рассматривалось дело. Суд должен был состояться в том же регионе, в Тулуне. Я ехала всю ночь, а вокруг горела тайга. Меня привели к заключенному, разговаривали мы под надзором конвойного, может быть, боялись, что он меня убьет. В итоге суд вынес оправдательный приговор. Такое тогда было почти невозможно, если человек был приговорен к расстрелу».

Зоя Клейменова с сыном Анатолием

Сын Зои Израилевны – Анатолий, большой друг и активист еврейской общины столицы, часто приглашает маму праздновать Песах и Суккот в «Тору ми-Цион» к раввину Давиду Юшуваеву. Зоя Израилевна, несмотря на возраст, строго соблюдает пост на Йом-Кипур, а также читает Псалмы Давида каждое утро. О еврейских традициях в детстве она говорит так: «Семья была нерелигиозная, не помню, чтобы мы что-то отмечали, но время было другое».

Талант и увлечение поэзией были с ней всегда. Недавно она посвятила небольшие четверостишья гениям русской поэзии – Александру Сергеевичу Пушкину и Михаилу Юрьевичу Лермонтову:

Этих поэтов любят и чтят,
И нет никаких сомнений –
У большинства на полках стоят
Собрания их сочинений.
Годы идут, проходят века,
Но не нашлось, заметим,
Среди поэтов у нас пока
Равных гениям этим.

«Я поздравляю абсолютно всех с Днем Победы. Это величайший праздник для нашего поколения, да и, наверное, для многих поколений вперед», – говорит Зоя Израилевна.