Еврейские школы Москвы: Пусть меня научат!

Каждый год перед родителями встает непростой выбор: в какую школу отдать своего ребенка? В 2020 году большинство понимают, что учебное заведение – это не только уровень знаний, хорошие преподаватели и грамотно составленная учебная программа, но и социум, в котором ребенок проводит значительную часть своего времени. Здесь у него появляются первые друзья, первые интересы и увлечения, первые совместные экскурсии и даже проекты 

Для начала нужно понять, какие школы называют «еврейскими». Как правило, к ним причисляют все учебные заведения, в которых преподают иврит и еврейские традиции.

В Москве, да и в России в целом, выбор школ сегодня невероятно разнообразный: от классических физматов до физкультурных; от старых «интеллигентных» школ с историей до частных заведений нового формата. Есть решения и для тех, кто хочет определить ребенка в еврейскую школу.

Для начала нужно понять, какие школы называют «еврейскими». Как правило, к ним причисляют все учебные заведения, в которых преподают иврит и еврейские традиции. Среди них есть как государственные, так и частные. Первые — не могут де-юре называться еврейскими и проводить отбор детей в школу по религиозному или национальному признаку. Тем не менее в таких школах, помимо общеобразовательных предметов, есть этнокультурный компонент — преподают иврит, традиции, соблюдают еврейские праздники, не учатся по субботам, а в некоторых даже предоставляют кошерное питание. Образование в них, как и в любых других государственных школах, бесплатное. Такие учебные заведения чаще всего выбирают светские семьи, которым важно дать своим детям представления о еврействе, но будущее ребенка, например, в ешиве, они пока не видят. В них же нередко поступают и дети израильтян, оказавшихся в России, — это позволяет им не терять язык и связь с традициями. Наконец, есть дети из семей, никак не связанных с еврейским миром: они выбирают такие школы, потому что им нравится уровень образования, симпатичны еврейские традиции или просто удобно месторасположение. В частных еврейских школах, как правило, ситуация другая: сюда в основном приходят дети из соблюдающих семей, и особое внимание уделяется изучению Торы, Мишны, Шульхан Аруха.

Мы поговорили с директорами, учителями и родителями в нескольких московских еврейских школах, чтобы помочь читателям выбрать учебное заведение для ребенка.

Школа № 1540 (Московская технологическая школа ОРТ)

Форма управления: государственная

Отделения: детский сад, начальная, средняя и старшая школы

Кошерное питание: нет

Гимназия № 1540 (ОРТ) существует в Москве с 1994 года.

Московская школа ОРТ (326, 1299 сейчас 1540) начала работу 1 сентября 1994 по инициативе Всемирного ОРТ в рамках договора между ОРТом и Московским департаментом образования. Торжественное открытие было в мае 1995 года с участием министра образования РФ Ткаченко, представителя департамента образования и делегации Всемирного ОРТ. В первую очередь школа известна сочетанием сильного технологического уклона и преподавания еврейских традиций.

В школе № 1540 преподают два иностранных языка — иврит и английский, количество часов на них отводится одинаковое. Детей из религиозных семей в школе немного, но тем, кто соблюдает праздники и посты, администрация позволяет не приходить в эти дни на занятия. Разумеется, с условием, что ученик наверстает пройденный материал дома. В основном в школу № 1540 детей отдают те, кто хочет дать им хорошее светское образование в еврейской этнокультурной среде. Ученики регулярно ездят в Израиль, у гимназии № 1540 есть школа-побратим в Хайфе. За 26 лет в школе № 1540 отучились несколько поколений, в частности российский ОРТ возглавляет выпускник школы — Михаил Либкин.

Елена Кикензон, мама Леи, ученицы 4-го класса

При выборе школы мы ориентировались на несколько критериев: хороший рейтинг, демократичная обстановка, еврейские традиции и иврит. Как и любому родителю, мне важно привить ребенку любовь к учебному процессу. О гимназии № 1540 я прочитала в еврейском журнале ровно в тот момент, когда у нас в семье встал вопрос о выборе учебного заведения. В статье говорилось, что школа ОРТ делает акцент на новые информационные технологии, изучение языков и — что стало для нас самым радостным — этнокультурный компонент. У нас двойное гражданство, еще подростками и я, и муж уехали по молодежной программе в Израиль, какое-то время жили там, учились и работали. Моя мама живет в Цфате. Минимум раз в год мы приезжаем в Израиль и не представляем жизни без этой страны. Наша семья не религиозна, но основные традиции плотно вошли в нашу жизнь, и, несмотря на то, что Лея родилась в России, мы очень хотим передать ей свою любовь к еврейским корням, праздникам и обычаям. Возможно, в будущем она решит связать жизнь с Израилем — поедет туда учиться или служить в армии, поэтому нам важно, чтобы она со школы учила иврит и познакомилась с традициями.

До начала учебы в школе дочка ходила в еврейский детский сад, где царила невероятная атмосфера уюта, заботы и любви к детям, поэтому нам было важно, чтобы в школе девочка оказалась в привычной для нее среде. Территориально нам подходила другая еврейская школа, но гимназию № 1540 в тот год признали одной из лучших школ Тверского района Москвы, а знакомые, чьи дети уже учились там, рассказывали об особенном отношении к детям, здоровой обстановке, профессионализме учителей. Меня также обрадовало, что школа практикует инклюзивное обучение: мне кажется, детям важно видеть, что все разные, — это помогает с ранних лет воспитывать у них терпимость и толерантность.

В нашем классе яркие, инициативные, современные родители, они организуют детям потрясающую внешкольную программу. Когда Лея ходила в детский сад, я три года была в родительском комитете и помню, как мне это тяжело давалось, — в основном из-за того, что большинство родителей не принимали участия в жизни группы. Здесь всё ровно наоборот. Например, в классе заведена традиция раз в месяц ходить на экскурсии. К праздникам устраивать вечеринки и чаепития. На Новый год, Хануку и Пурим мы сами ставим для детей спектакли, где играем все роли. Дети с родителями ходили в поход с палатками, в теплую погоду собираемся на пикники. В качестве лекторов мы приглашаем в класс интересных людей, например, биолога и научного журналиста Илью Колмановского. Сами родители тоже приходят вести уроки, рассказывают о своих профессиях и делятся знаниями. Я, например, работаю в еврейском благотворительном фонде и приглашала наш класс к нам в социальный центр, показывала, как устроена изнутри работа с нуждающимися.

Мне кажется, важно понимать, что школа — это одиннадцать лет жизни человека, и в силах родителей помочь учителям разнообразить это время, чтобы воспоминания об этих годах у детей были радостными.

Как говорит директор гимназии № 1540 Татьяна Хотылева, школе очень важно создать единую образовательную среду, в которую входят дети, родители и педагоги. Именно поэтому значимая часть внеклассной жизни — выездные шаббатоны, на которые собираются целые семьи. Помимо этого, вместе с «Сохнутом» школа проводит дневные лагеря во время каникул. В гимназии № 1540 работает школа мадрихов и более сотни кружков разных направлений: STEAM, искусство, спортивные, общественно-научные.

Ксения Мазаева, педагог

Я работаю в гимназии № 1540 третий год. Сейчас я — логопед и сотрудник психолого-педагогической службы, занимаюсь с детьми с ограниченными возможностями, помогаю им освоить программу и социализироваться. Первое, куда приходят родители и ученики нашей школы, если что-то случается, — кабинет психолого-педагогической службы. Тут каждый получает помощь, поддержку и заботу.

В 1540-й потрясающе работает инклюзивный подход: несмотря на большое количество детей, у каждого есть своя образовательная траектория. Если ребенок учится в 5 «Б», это не значит, что он ходит на все предметы только со своим классом. В школе есть разные подгруппы: например, ученик может встретиться с одноклассниками на русском, математике и биологии, а на физкультуру и историю ходить в другую группу, потому что эти предметы ему даются тяжелее. Ребенку не обязательно весь год оставаться в этой подгруппе: туда его определяют, если видят, что ученику нужно наверстать материал. Когда педагог понимает, что ребенок уже догнал остальных, его возвращают в основную группу.

В 1540-й очень разноплановый коллектив, но всех объединяет общая вера в гуманистический и неформальный подход в педагогике. В этой школе ребенку дают возможность самому попробовать реализоваться в искусстве, IT или в мире еврейских ценностей. Здесь не скажут: «У тебя не получится». Любую инициативу поддержат и помогут самостоятельно осознать, что тебе близко, а что — нет.

«Мир интеллекта»

Форма управления: частная

Отделения: детский сад, начальная, средняя и старшая школы

Кошерное питание: да

«Мир интеллекта» — школа небольшая: в параллели один класс, максимальное количество учеников в котором — 15 человек.

«Мир интеллекта» — светская школа, в которой мальчики и девочки учатся вместе. При этом сюда приходят дети из совершенно разных семей — как ортодоксальных, которые решили не отдавать ребенка в хедер, так и тех, которые ищут сильное светское образование, но стараются сохранить связь с традициями и, например, хотят, чтобы дети получали кошерное питание. Как и во многих других учебных заведениях, при приеме ребенок проходит тестирование по основным предметам и собеседование с психологом.

«Мир интеллекта» — школа небольшая: в параллели один класс, максимальное количество учеников в котором — 15 человек. Торе и ивриту здесь учат всех с детского сада, но, если ребенок хочет углубиться в религиозную тему, после основных занятий у него есть возможность взять дополнительные уроки с раввином или преподавателем иврита. Среди иностранных языков в школе также преподают английский, а в этом году планируют добавить французский.

Теона, мама четырех детей

У нас четверо детей: трое ходят в 6-й, 5-й, 2-й классы, а один — в детский сад. Когда нужно было отдавать старшего ребенка в школу, мы начали искать именно еврейские учебные заведения: нам было очень важно, чтобы дети питались кошерно, изучали еврейскую традицию и общались с детьми из семей со схожими жизненными ценностями. Ближе всего к нам оказалась на тот момент еще совсем новая школа «Мир интеллекта». Когда я впервые пришла в эту школу, на меня произвели впечатление абсолютно уютная и домашняя обстановка, чистота и семейная атмосфера.

Я стараюсь максимально активно участвовать в жизни школы: одно время ставила детям танцы на праздники, ездила на экскурсии, помогала в организации выпускных вечеров. Дважды мы выезжали вместе со школой на шаббатоны. Это было незабываемо и для детей, и для взрослых. Ощущение, будто большая семья отправилась за город. На праздники школа также устраивает трапезы, куда приходят те, кто живет в шаговой доступности. Мы такие события не пропускаем.

Школа старается участвовать во всех олимпиадах и конкурсах, итоговые туры которых проходят в Израиле. Также поездку в Израиль организуют для учеников на бар/бат-мицву. Помимо основных занятий в школе работают кружки: робототехника, ментальная арифметика, шахматы, английский с носителями языка, скорочтение, футбол, хореография, театр на английском, актерское мастерство, видеостудия, курс финансовой грамотности, курс по блогерству.

Наталья Петровна, педагог

Я приехала в Москву из Беларуси, и по счастливому стечению обстоятельств «Мир интеллекта» стал первой школой, куда я отправила резюме. Прежде я работала только в государственных школах, поэтому здесь меня сразу поразили и атмосфера всех еврейских традиций, и открытость, теплота детей.

Первое образование у меня химико-биологическое, второе — геофак. Прежде чем меня приняли на работу в школу, я давала пять открытых уроков: по географии, биологии, окружающему миру и два — по химии как факультатив. На открытых уроках присутствовала администрация школы и учителя-предметники.

Наверное, первое и главное преимущество школы — огромная любовь коллектива к детям. У нас школа полного дня, мы проводим с учениками много времени, постоянно поддерживаем связь с родителями. Второе — маленькие классы: минимум пять человек, максимум — 15. Это плюс как для учеников, так и для учителей: у тебя есть возможность каждому ребенку уделить столько времени и внимания, сколько ему требуется. Это особенно бросается в глаза тем, кто приходит к нам из государственных школ.

«Школа № 1621 Древо Жизни» / «Лаудер Эц Хаим»

Форма управления: государственная

Отделения: начальная, средняя и старшая школы (1–11 классы), два дошкольных отделения (2,8–7 лет)

Кошерное питание: да

Официальный сайт: www.sch1621.mskobr.ru

В «Древо Жизни» / «Лаудер Эц Хаим» работают кружки и секции: мини-футбол, робототехника и LEGO-конструирование, программирование, языковые интенсивы, киностудия, курсы журналистики.

Школа открылась в 1992 году в Басманном районе, рядом со станциями метро «Красные Ворота» и «Чистые пруды». Помимо качественного столичного образования школа предоставляет возможность изучать иврит, а также историю, культуру и традиции еврейского народа.

Ценности школы — дэрех эрец, симха и life-long learning. Понятие «дэрех эрец» символизирует уважительный подход к себе, своему труду и окружающим. «Симха» в переводе с иврита означает радость, это чувство сопровождает образовательный процесс. Life-long learning — непрерывное образование в течение всей жизни.

Школа придерживается индивидуального подхода к каждому ребенку. Образовательные маршруты выстраиваются совместно с тьютором, который сопровождает ученика на всех этапах обучения. Модель школы основана на математическом и языковом образовании, а также развитии инженерного мышления. С 7-го класса учебный план дополняется занятиями в рамках предпрофильных направлений, а с 10-го можно выбрать химико-биологический, социально-экономический, технический или лингвистический профиль. Ученики школы — постоянные победители, призеры и участники всероссийских и международных рейтинговых конкурсов и олимпиад.

Школьники пользуются широкими образовательными возможностями, которые предоставляет Москва. Например, сотрудничество с московскими колледжами позволяет ребятам оканчивать 11-й класс не только с аттестатом о полном среднем образовании, но и с дипломом по одной из профессиональных программ колледжей.

Среди особенностей школы выделяют также сильную языковую подготовку: с первого класса дети изучают два иностранных языка — английский и иврит, на которых в средней школе уже свободно разговаривают. Часть выпускников поступают в зарубежные вузы, где преподавание ведется на английском или иврите.

Сергей Кривошей, папа ученика 4-го класса

Когда нашему сыну исполнилось четыре года, мы стали прислушиваться к рассказам знакомых о школах, где учатся их дети, читали отзывы в интернете и даже купили толстый каталог с перечнем всех учебных заведений Москвы. Обращали внимание на то, какие знания получают, как общаются и разговаривают дети, выходящие из школ неподалеку от дома. В результате сложилось понимание, что в обычную ближайшую районную школу мы не хотим и даже готовы переехать, чтобы хорошая школа оказалась рядом. Оставалось только понять, какая школа нам нужна.

Ответ на этот вопрос мы нашли на Лимуде. На сессии, посвященной выбору школы, присутствовали руководители трех московских государственных школ с еврейским этнокультурным компонентом. Юлия Сергеевна Ясинская, директор школы «Древо Жизни» / «Лаудер Эц Хаим», пригласила родителей на День открытых дверей. Мы посетили это мероприятие и были впечатлены атмосферой, умными интеллигентными детьми, тем, как они свободно и грамотно выражают свои мысли, учителем начальных классов, который понравился сразу же. До этого я записал сына на подготовительные курсы в другую еврейскую школу. Это оказалось отличным решением: за год мы провели много часов в той школе, увидели ее жизнь изнутри, познакомились с методами обучения и воспитания… и поняли, что нам они не близки. В итоге мы записали ребенка в «Древо Жизни» / «Лаудер Эц Хаим» и почувствовали наконец ощущение полного совпадения, гармонию и спокойствие за своего ребенка.

Нам хотелось, чтобы ребенок мог не стесняться своего еврейского имени в школе, находился в комфортной среде, но при этом — не в ущерб качеству образования. Хотелось, чтобы его представления о мире были многогранными, чтобы не возникло эффекта «местечка». Наверное, это типичные противоречия и опасения современных светских евреев. К счастью, наша школа — пример идеального баланса. Дети и их семьи очень разные, учителя тоже. Не знаю, заслуга ли это кашрута, но сын всегда с удовольствием завтракает и обедает в школе. А главное, он идет туда с радостью. Школа — это не только образование, но и общество, окружение, среда, которые наравне с семьей формируют ребенка. В школе с этнокультурным компонентом не возникает противоречий между тем, как общаются, на какие нравственные принципы опираются, какие праздники отмечают. Ребенок узнаёт историю, традиции, язык своего народа. Конечно, я считаю это важным.

В «Древо Жизни» / «Лаудер Эц Хаим» работают кружки и секции: мини-футбол, робототехника и LEGO-конструирование, программирование, языковые интенсивы, киностудия, курсы журналистики. Проводятся тренинги по развитию лидерских навыков и soft skills. На протяжении многих лет в школе существует творческая студия «Иланит», где под руководством профессионального режиссера дети ставят полноценные спектакли.

Школа входит во всемирную сеть школ, поддерживаемых благотворительным фондом Рональда Лаудера. Сотрудничает с такими организациями, как Российский еврейский конгресс, Еврейское агентство для Израиля «Сохнут», компания Sci Tech (ОРТ Израиль), методический центр при Университете им. Бар-Илана в Израиле, Lookstein Center for Jewish Education и другими.

Ученикам школы доступны интересные возможности, например, стипендии на обучение в ведущих вузах страны и мира, поддержка авторских проектов, участие в образовательных программах и поездках.

«Решит Хохма»

Форма управления: частная

Отделения: начальная, средняя и старшая школы

Кошерное питание: да

Школа «Решит Хохма» в Большом Спасоглинищевском переулке — классический еврейский хедер. Первые два года девочки и мальчики учатся вместе, а с третьего класса — раздельно, но в одном здании, что, во-первых, позволяет сохранить чувство общности, а во-вторых, удобно с практической точки зрения для тех, кто ежедневно отвозит в школу несколько детей.

Большинство учеников приходят сюда из религиозных семей, многие из них связаны с Московской хоральной синагогой. Как правило, дети, которые поступают в «Решит Хохма», уже получили начальное еврейское образование дома, знакомы с праздниками и традициями, но есть и те семьи, которые только начинают свой религиозный путь.

В целом количество еврейских и общеобразовательных предметов примерно одинаковое: на светские дисциплины отводится около 20-22 часов, на традиционные — 17-18. У детей 8 уроков в день 6 дней в неделю, с первого класса серьезно занимаются ивритом, поэтому через несколько лет многие уже владеют языком на достойном уровне. «Казалось бы, это огромная нагрузка для детей, но они переносят ее достаточно легко, потому что у нас небольшие классы: в среднем — 5-6 человек, максимум — 15. Это снимает психологическое напряжение, которое часто возникает в больших классах как у детей, так и у педагогов», — говорит директор школы Григорий Липман.

Давид, папа троих детей

Мы — семья соблюдающих евреев, поэтому при выборе школы ориентировались на два критерия: первое — находиться в среде таких же соблюдающих евреев, изучать на хорошем уровне Тору и иврит; второе — уделять внимание общеобразовательным предметам. Сейчас у нас в школе учатся трое детей — две дочки и сын. Скорее всего, пути у них будут разные: если мальчик, быть может, и пойдет в ешиву после окончания школы, то девочек с большой вероятностью ждет вуз. Поэтому нам важно не упустить ни ту, ни другую часть образования.

До школы «Решит Хохма» дети ходили в детский сад в «Эц Хаим», а затем мы с еще несколькими религиозными семьями, которые живут по соседству, сделали свой небольшой школьный проект, и дети обучались дома. В какой-то момент мы поняли, что нужно учиться в полноценной школе, а сил и возможностей на организацию у нас нет. Григория Исааковича мы знали давно, поэтому спокойно отправили детей к нему.

Школа у нас небольшая, что позволяет и завучу, и директору поддерживать тесную связь с родителями, прислушиваться к их предложениям. Я, например, делился с завучем своими наблюдениями насчет преподавания Торы, и мои комментарии учли.

Я бы сказал, что «Решит Хохма» — это школа для тех, кто хочет, оставаясь в еврейской системе координат, дать ребенку возможность найти себя и в религиозном мире, и в светском.

В «Решит Хохма» есть завуч по еврейским предметам, он составляет программу, опираясь на опыт религиозных школ Израиля и диаспоры — в основном США. Кроме того, старшеклассники часто ездят на еврейские семинары за границу, а иврит и традиции преподают педагоги из Израиля.

«Этот хедер отличает от других то, что он очень семейный: здесь, например, учились братья и сестры моей жены. Кроме того, он пока еще очень маленький, поэтому для каждого ребенка находится и место, и время», — рассказывает Йосиф Гольдштейн, учитель традиций и иврита.

Центр образования № 1311 «Тхия»

Форма управления: государственная

Отделения: детский сад, начальная, средняя и старшая школы

Кошерное питание: да

Центр образования № 1311 «Тхия» — одна из первых школ Москвы, где появился так называемый еврейский компонент. Она открылась в 1991 году.

Центр образования № 1311 «Тхия» (входит в сеть ОРТ с 2002 года) — одна из первых школ Москвы, где появился так называемый еврейский компонент. Она открылась в 1991 году для родителей, которым важно было отдать ребенка в среду, где изучают традиции. Несмотря на то, что школа государственная и не позиционирует себя как религиозная, все праздники соблюдаются. «Нельзя говорить детям, что Йом Кипур — это важный день, и при этом заставлять их приходить в школу. Если мы говорим про традиции, мы должны показывать, как они действительно соблюдаются», — считает директор «Тхия» Ирина Проценко. Кроме того, администрация школы старается переносить каникулярные дни на еврейские праздники, чтобы дети, особенно из религиозных семей, могли соблюдать традиции и не переживать, что пропустили занятия.

Татьяна Александровна, педагог

Четыре года назад я стала классной руководительницей 5го класса и решила, что нам с детьми нужно найти общее дело, которое помогло бы лучше узнать друг друга. Так у нас родилась идея поехать вместе в хоспис — Московский многопрофильный центр паллиативной помощи, и привезти больным гостинцы с ярмарки, которую дети ежегодно проводят в школе.

Все понимали, что хоспис — достаточно тяжелое место, особенно для пятиклассников. Мы провели большой классный час с детьми и отдельную встречу с родителями, всё обсудили и решили, что надо попробовать. В первый приезд мы попросили сотрудников хосписа не показывать нам тяжело больных, но так как еды было очень много, детям стало обидно, что не все попробовали, и в итоге они прошли по всем палатам. В некоторые моменты взрослым было страшно, но, что интересно, большинству детей — нет. Конечно, их подготовили, психолог и сотрудники хосписа объяснили, что это за место, рассказали, что, когда они придут в следующий раз, той бабушки, к которой они заходили в палату, может не быть.

После первого посещения мы начали ездить в хоспис постоянно: дети привозили угощения на Хануку и Пурим, рассказывали, что они из еврейской школы, объясняли, что это за праздники. В одно из посещений медсестры рассказали нам, что у них есть еврейская бабушка, которая никого к себе не пускает, даже сотрудников. Нас предупредили, что она замкнутая и может нагрубить детям. Одна наша смелая ученица вошла к ней в палату, и неожиданно для всех бабушка попросила ее спеть на украинском. Наша девочка — хоровик, для нее не проблема исполнить песню на любом языке. В итоге она запела так, что бабушка впервые пустила к себе медсестер.

Ивриту в 1311-й учит с первого класса посланник из Израиля, а количество часов, которые отводят на еврейские предметы в начальной школе, — 5 из 28 в неделю. «Тхия» также плотно сотрудничает с Министерством образования Израиля: например, каждый год ученики 8-го и 10-го классов вместе с посланником и израильскими учителями изучают определенную тему. После сдают тест по пройденному материалу и едут по местам, о которых говорили в течение года. Сейчас тема называется «Мой путь в Израиль», в ней речь идет о первых волнах алии — тех евреях, которые ехали строить страну.

В школу часто приходят дети из семей, которые вернулись из Израиля в Россию или, наоборот, собираются в скором времени переехать туда и хотят, чтобы ребенок заранее выучил базовый иврит и влился в среду.

Сабина, бывшая ученица, учительница и мама ученика школы «Тхия»

В 1996 году моя семья переехала из Баку в Москву. Меня сразу привели в школу № 1311, но, к сожалению, добираться нам было совершенно неудобно, и родители отправили меня в обычную районную.

Тем не менее школа мне запомнилась, поэтому, когда спустя два года мы, к счастью, переехали на Профсоюзную, я, несмотря на то, что это была середина учебного года, убедила маму отдать меня именно туда. В тот момент многие мои друзья из израильского центра ходили в эту школу, там собралась настоящая большая еврейская тусовка, и мне, конечно, не терпелось туда попасть. На собеседовании меня встретил Григорий Исаакович Липман, основатель и на тот момент директор школы, и спросил, почему я хочу к ним. Внезапно я растерялась. Тогда он сказал: «Наверное, ты хочешь изучать еврейские традиции?» Я тут же закивала головой. В итоге меня взяли на испытательный срок. Теперь я шучу, что мой испытательный срок вместо месяца длится 18 лет, за которые я успела побывать в школе во всех возможных ролях — ученика, учителя и родителя.

После учебы в других школах первое, что меня поразило, — тебя любят. Я не помню, чтобы за эти годы кто-то из учителей обратился ко мне грубо или даже по фамилии.

У нас постоянно проходили лагеря, шаббатоны, праздники, и при этом мы получали хорошее образование и могли реализовать весь свой потенциал. А еще у нас был настоящий школьный автобус, как в американских фильмах. Дело в том, что в те годы в школу приезжали ученики со всей Москвы, у некоторых дорога в один конец занимала по два часа. Автобус дважды в день довозил детей от метро до школы и обратно.

После окончания школы я поступила в ГКА им. Маймонида на востоковедение, но уже на первом курсе заскучала по школе и параллельно с учебой в вузе начала работать в 1311й старшей вожатой. На четвертом курсе в своей же школе я проходила практику преподавания иврита, а еще через несколько лет привела сюда сына.

Московская еврейская школа «Месивта Любавич»

Форма управления: государственная

Отделения: для мальчиков 5–11 классы

Кошерное питание: да

«Месивта Любавич» существует уже 21 год, ежегодно 11-й класс оканчивают 10-17 мальчиков.

«Месивта Любавич» — это кампус, в котором учатся мальчики с 5 по 11 класс. Школа подходит тем, кто с детства хочет дать ребенку качественное еврейское образование на уровне ешивы. В то же время большой упор делается на хорошее светское образование и индивидуальный подход к каждому ученику: значительная часть времени в течение дня отводится изучению общеобразовательных предметов, ОГЭ и ЕГЭ здесь сдают, как и в любом другом учебном заведении, ученики участвуют в олимпиадах по общеобразовательным предметам. Вечера отводятся на факультативы, неформальное образование, дополнительные занятия. Есть также секция самообороны с элементами крав-мага, бассейн, шахматный клуб, театральная студия, игровая комната и другие кружки. Так как кампус предполагает постоянное проживание на территории школы, все развлечения также проходят здесь: ученики устраивают вечеринки и кинопросмотры.

Большая часть учеников приезжают в кампус из России, но есть также ребята из Чехии, Германии, Израиля. Школа поддерживает тесные связи с раввинами разных городов, которые рассказывают педагогам о детях, а детям, соответственно, о том, что в Москве есть такое учебное заведение. Если ребенок хочет поступить в «Месивту Любавич», его сначала приглашают на шаббаты, конференции, созваниваются с ним и его родителями. Это первое знакомство — чтобы ребенок понял, насколько ему интересен религиозный путь. Потом он приезжает в школу, учится две недели, в течение которых и педагоги, и ученик смотрят, насколько они подходят друг другу. Одного интереса к еврейским традициям недостаточно — успеваемость по всем общеобразовательным предметам также важна, потому что ребенку предстоит сдавать государственные экзамены. Впрочем, здесь в первую очередь смотрят, насколько ученик мотивирован.

У каждого ученика свой индивидуальный график выходных: в начале месяца классный руководитель созванивается с родителями и фиксирует, когда ребенку нужно отлучиться на дни рождения, свадьбы, к врачу или по другим личным вопросам. Для тех, кто приезжает в Москву учиться из других городов, оплачивают поездки на каникулы домой зимой и летом.

Большинство педагогов «Месивты Любавич» говорят на русском. «Когда раввин Берл Лазар создавал нашу школу, для него было принципиально, чтобы раввинский преподавательский состав был из русскоязычных семей. А еще лучше — те, кто сами в свое время пришли к еврейству. Все мои коллеги, включая меня, выросли в светских еврейских семьях. Нам проще понять наших учеников, чем, например, выходцам из Израиля или США, которые выросли в общинах. Мы понимаем менталитет детей и говорим с ними на одном языке в прямом и переносном смысле», — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель еврейских дисциплин Моше Борух.

Тем не менее каждый год в школу приезжают мадрихи, которые во внеурочное время говорят с детьми только на иврите, чтобы те запоминали основные термины и понятия. До 10-го класса делают акцент на технику чтения, после — от часа до 2,5 часов предметных дисциплин (Талмуд, Гемара, Шульхан Арух) преподают только на иврите.

«Месивта Любавич» существует уже 21 год, ежегодно 11-й класс оканчивают 10-17 мальчиков. Часть из них продолжает свой путь в ешиве, часть — поступает в светские вузы. Многие выпускники — раввины как в российских городах, так и в США, Израиле и Германии, имеют дипломы крупных вузов. В этом году община смогла позволить обучение 100 мальчикам: в школе есть 6 полноценных классов, в каждой параллели — два класса по 7-10 человек. Кроме того, есть так называемые профильные группы — для тех, кто хочет подтянуть знания по некоторым предметам или, наоборот, углубиться в тему: например, если ребенок собирается поступать в медицинский, он по просьбе родителей или личной инициативе получает дополнительные часы по биологии и химии. «Мы поддерживаем отношения со всеми учениками, теперь они приходят к нам на праздники уже со своими семьями, и мы надеемся, что скоро отдадут к нам учиться и своих детей», — говорит Моше Борух. jm