На территории крупнейшего в Москве торгового комплекса «Садовод» работают сотни евреев, многие из которых серьезно относятся к религии. Раньше некоторым из них, чтобы посетить синагогу, приходилось совершать долгие поездки в центр города, а для многих такие поездки были недоступны из-за больших затрат времени и денег. Поэтому, создавая еврейский общинный центр на территории торгового комплекса, его учредители руководствовались простым и важным принципом – религия должна быть доступна всем. И вот уже семь лет работающие здесь верующие евреи имеют возможность помолиться в синагоге, посидеть среди своих в кафе или библиотеке, а также могут купить кошерные продукты в специализированном магазине. О том, насколько важно, чтобы в крупном торговом комплексе имелась синагога, и почему магазин кошерных продуктов работает «в минус», нашим читателям рассказал раввин синагоги «Байт-Сфаради» рав Элазар Нисимов.
Синагога стала ближе
Дело в том, что этот гигантский торговый комплекс – фактически город в городе. Он расположен вдалеке от станций метро, и поездка оттуда в синагогу или в магазин кошерных продуктов могла занять полдня, а из-за пробок – и того больше.
Синагога на территории торгового комплекса открылась в августе 2010 года, практически одновременно с ней заработали магазин кошерных продуктов и кафе. Так на территории комплекса появился небольшой общинный центр. Финансировали его строительство известные бизнесмены и меценаты еврейской общины Год Нисанов, Зарах Илиев и Герман Захарьяев.
«Если кто-то по делам или случайно оказался в торговом комплексе, он должен иметь возможность помолиться или поесть кошерно. В мире всегда были и будут верующие люди. У них есть время молитв и особые требования к еде, и эти потребности надо как-то удовлетворять», – говорит рав Элазар.
Незапланированный рост
Уже через пару лет синагога перестала вмещать всех желающих – такого наплыва верующих никто не ожидал. И к 2014 году основатели общинного центра задумались о его расширении.
Синагогу вместе со свитками Торы перенесли в новое здание на территории торгового комплекса, а в соседних с синагогой помещениях открыли просторный ресторан и библиотеку, в которой собраны священные для евреев книги и комментарии к ним на иврите и на русском языке.
«Если человек хочет больше узнать о религии, он найдет здесь практически всё. В библиотеке есть и редкие издания, которые трудно найти, а сама библиотека постоянно расширяется. Еврейский мир строится на книгах и комментариях к ним, и мы хотим, чтобы всё это было и у нас», – рассказывает рав Элазар.
Для всех иудеев
Синагога на территории «Садовода» основана горскими евреями. Но она изначально планировалась как «дом Б-га для всех иудеев», и посещают ее представители всех направлений иудаизма.
Обычно в течение дня в синагогу и библиотеку приходит по 70–80 человек. В основном это сотрудники торгового комплекса, среди них как продавцы и рабочие, так и владельцы бизнеса.
«Такое место, как наше, здесь просто необходимо. Пришло время помолиться – а мы рядом. У людей, кроме материальной жизни, должна быть и жизнь духовная, иначе они теряются. Синагога дает ощущение, что в мире существуют не только работа и заработок, но и духовность», – убежден рав Элазар.
Научить и объяснить
Одна из главных задач общинного центра – помочь всем желающим больше узнать о религии. «Мы стараемся, чтобы люди знали о религии, а не просто ходили в синагогу. Люди, больше знающие о религии, начинают приходить чаще, и это одна из причин постоянного роста числа посетителей», – говорит рав Элазар.
Небольшие получасовые занятия проходят утром до или после молитвы. Раввин подробно разбирает недельную главу Торы, а также знакомит «учеников» с правилами соблюдения законов и предписаний Торы. Уроки проводятся и в течение дня.
«Человек может знать Тору, но не знать, как поступать в тех или иных случаях, что можно и чего нельзя. В день мы изучаем от двух до пяти законов. Не зная закона, нельзя стать по-настоящему религиозным», – объясняет рав Элазар.
Не только синагога
В августе 2017 года в одном из помещений общинного центра открылся небольшой музей, посвященный евреям, не обязательно горским или религиозным. Не так давно начал работать магазин религиозных принадлежностей – здесь можно купить тфилин, молитвенник, мезузу, кипу и другие необходимые вещи.
Соблюдение религиозных правил и законов невозможно без кошерного питания. Сейчас в Москве около 10 магазинов, продающих кошерные продукты. Но по сравнению с реальной потребностью столичного мегаполиса в кошерной еде это крайне мало – тем более что для многих рядовых сотрудников точек торгового комплекса кошерная еда обычно малодоступна из-за ее высокой стоимости.
Открывая магазин и кафе, Герман Захарьяев поставил очень важную цель: создать людям все условия для покупки кошерной еды за те деньги, которые у них есть. Поэтому цены в магазине торгового комплекса намного ниже, чем в других кошерных торговых точках.
Цены в кафе также далеко не московские, чай и кофе – бесплатны, а предлагаемые в меню блюда подходят и европейским, и сефардским евреям. О признании со стороны посетителей свидетельствует и то, что кафе нередко выбирают местом таких важных для любого еврея событий, как халаке, брит-мила, бар-мицва.
«Конечно, магазин и кафе работают в убыток. Но для владельца это мицва, богоугодное дело – чтобы ни у кого не возникала мысль: «Я бы соблюдал, но всё кошерное такое дорогое, на это мне не хватает возможностей, так что пока буду есть некошерное». Потому что с такими ценами у каждого желающего соблюдать кашрут есть такая возможность», – считает рав Элазар.
Гарантия кашрута
Все продукты для магазина и кафе, кроме мяса, закупаются на московской оптовой базе, специализирующейся на этом направлении. Производством и заготовкой мяса, от убоя до выкладывания на прилавок, занимаются 15 профессиональных сотрудников магазина. Они договариваются со скотобойнями и там производят убой коров согласно всем правилам кашрута.
Практика показывает, что лишь одна из 50 коров, зарезанных на московских предприятиях, соответствует кашруту. Поэтому специалистам приходится выезжать на поиск подходящих животных далеко за пределы Москвы. Для владельца магазина такая работа связана с серьезными расходами, тогда как «доход» всего один – стопроцентная гарантия кошерности.
«Кошерные магазин и кафе – невероятно сложное дело. Они требуют очень серьезной работы и немалых вложений. Но мы знаем – когда делаешь что-то во имя небес, это исполняется, каким бы трудным ни было это благое дело. Человек, который это задумал, делал всё от чистого сердца, не ради себя, а ради Торы, ради Вс-вышнего, чтобы люди могли быть ближе к Б-гу. И поэтому всё получилось», – говорит рав Элазар.