Авраам и Мириам с юности мечтали о шлихуте, на первой же встрече поняли, как много у них общего, и уже 12й год убеждаются, что подходят друг другу во всём
Семейные традиции
Авраам родился в Белоруссии, в светской еврейской семье.
«Мои деды и бабки говорили на идише, а родители уже вспоминали разве что о маце на Песах».
Тем не менее историю еврейского народа он стал познавать на собственном опыте еще в младших классах. В школе царили антисемитские настроения, и Авраам частенько ходил с синяками:
«Я приходил домой со слезами и спрашивал: «Почему они меня бьют?» Тогда родители и бабушка рассказали мне, что мы — евреи, избранный народ, и такова наша судьба».
Очень скоро Авраам смог познакомиться с еврейской традицией ближе: когда ему было 13, семья переехала в США и начала активнее участвовать в жизни общины. Встреча с раввином Гилом Хами стала для Авраама судьбоносной: тот много рассказывал о традициях, приглашал на шаббат. Уже через несколько месяцев Авраам сделал обрезание и взял себе это имя.
«Я выбрал его потому, что так звали обоих моих прадедушек».
В тот же день его сестра также взяла себе новое имя — Эстер.
«Мама тут же позвонила бабушке в Израиль и обо всём рассказала. А бабушка вдруг начала плакать. Оказывается, не только ее отца звали Авраамом, но и ее мать звали Эстер. Когда-то давно ее отец хотел, чтобы она назвала своих детей в честь него и матери. Но в советские времена это было нереально. И вот теперь внуки носят имена ее родителей, хотя мы с сестрой ничего об этой семейной истории не знали. Это была Б-жья помощь, я в этом абсолютно уверен».
История семьи Мириам была в чем-то похожей.
«Мама у меня еврейка, папа — нет, и традиции в семье не соблюдались. Бабушка присылала нам на Песах мацу, на Пурим — «уши Амана», но я об этом ничего не знала».
Знакомиться с еврейской традицией Мириам начала в школьные годы, когда родители отправили ее в еврейский лагерь «Ган Исроэль» недалеко от Вильнюса, где жила семья. Пришел интерес, а вместе с ним и увлеченность: вскоре Мириам уже мечтала учиться не в обычной литовской, а в еврейской школе. Но та была в соседнем городе, и родители не сразу согласились отпустить ребенка в интернат. Лишь когда Мириам исполнилось 14, она уехала в еврейскую школу, где с интересом изучала традиции, законы, Тору. Через год ей предложили учиться в Англии, в религиозной школе для девочек, а затем — и в Чикаго. Получив аттестат в США, Мириам отправилась учиться дальше — в Израиль, в семинарию «Бейт Хана». Она уже хорошо понимала, чего ждет от жизни.
Выбор пути
В детстве Мириам мечтала стать врачом, как мама. Но, повзрослев, поняла, что этот путь не для нее.
«Я хотела традиционную еврейскую семью, чтобы муж был раввином, и понимала, что совместить это с профессией врача очень сложно. Работа врача забирает всё время, и мне так или иначе приходилось бы постоянно делать выбор: работа или семья. Я этого не хотела».
Отказавшись от медицины, Мириам не сразу решила, чем займется в жизни.
«Мне хотелось в шлихут, хотелось учить людей, распространять знания о еврействе. Единственное, в чем я была точно уверена, — что буду работать со взрослыми людьми, а не с детьми. Работа учителя, воспитателя казалась мне слишком сложной».
О шлихуте мечтал и Авраам. К концу предпоследнего, 11го класса он объявил родителям, что не будет, как планировалось, поступать в Бостонский университет, чтобы изучать международный бизнес, а пойдет в ешиву. Об этом же он заявил и школьному куратору по профориентации.
Фотоиллюстрации к этой статье любезно предоставлены Еленой Колдуновой и Владимиром Клёсовым. Несколько лет тому креативные фотохудожники начали работу над проектом «Moscow Jewish Story». В поисках ответа на вопрос, как евреи, разбросанные по всему миру, веками не имевшие своего государства, смогли сохранить единство, они начали собственное исследование традиций, культуры и образа жизни этого народа на примере московского еврейского сообщества.
За эти годы Елена и Владимир познакомились с совершенно разными, невероятно интересными людьми, изучили большое количества материала и сняли тысячи фотографий. С проектом можно познакомиться на сайте www.koldunovaplusklyosov.com
«Он сначала так долго молчал, что я даже испугался. А потом буквально прослезился и рассказал, что он из семьи венгерских евреев, что все его родные погибли в Холокосте, лишь ему удалось спастись и уехать в Америку. Он сказал, что, если мне понадобится помощь, я всегда могу к нему обратиться. Потом мы переписывались много лет».
Учиться в ешиву Авраам уехал сразу после выпускного. С первых дней он знал, что поедет в шлихут в Россию. Уже во время учебы он участвовал в доставке мацы на Песах, работал вожатым в детских лагерях, а затем и в школе «Месивта». Он сразу понял, что останется в ней надолго.
«Это не просто школа: это большая семья. Такую комфортную атмосферу редко где встретишь».
Вожатым в «Месивте» Авраам проработал два года, а потом его жизнь круто изменилась.
Шидух
На момент шидуха Авраам работал вожатым в школе в Москве, а Мириам только что закончила вожатскую вахту в одной из еврейских школ Нью-Йорка. Чтобы шидух состоялся, понадобился острый взгляд двух шадханит — московской и американской, да еще помощь рабанит в Литве, которая помогла найти Мириам. Усилия были не напрасны: с первой же встречи, которая состоялась в Вильнюсе, молодые люди поняли, что подходят друг другу.
«Когда мы встретились, она оказалась совершенно не такой, как мне рассказывали. Но мы сразу поняли, как много у нас общего. Оба родились в бывшем СССР, потом ее родители уехали в Данию, а мои — в США. У нас были общие представления о жизни, о будущем, о воспитании детей. Словом, уже на втором свидании я был готов сделать предложение. Но мой духовный наставник, рав Вагнер, отсоветовал торопиться. «Если это твоя судьба, она от тебя не уйдет», — говорил он. Так что я прилетел в Вильнюс во второй раз — и тогда уже сделал предложение. Я был уверен, что поступаю правильно».
Мириам тоже быстро убедилась, что они с Авраамом хорошая пара.
«Когда он приехал во второй раз, я уже была уверена, что это мой выбор, мой человек во всём».
Предложение Авраам сделал на мосту — и очень переживал, видя, что его невеста нервничает. Откуда ему было знать, что Мириам боится мостов? Впрочем, это, пожалуй, был самый напряженный момент в семейной жизни Денисовых. Как говорят оба супруга, все 12 лет брака они всё больше убеждаются, что подходят друг другу во всём.
Свадьба
Поначалу планировали играть свадьбу в США, где Авраам завершал обучение в ешиве, но неожиданно он решил, что торжество должно состояться в Москве.
«Ребята и педагоги из школы «Месивта» стали для меня близкими людьми, второй семьей, и этот важный день я просто не мог провести вдали от них».
Так и получилось: свадебное торжество прошло в Москве, и все, кто был в «Месивте», смогли поздравить молодую семью. До сих пор, 12 лет спустя, Денисовы вспоминают праздник в «Месивте» как невероятно теплый и дружеский. Впрочем, Авраам честно признается, что свадебный день запомнил не слишком хорошо.
«Для меня всё было как в тумане. Я помню только, что всё время просил Б-га, чтобы мой шлихут был удачным, чтобы мои дети были здоровы, чтобы они стали раввинами и чтобы у каждого из них был свой шлихут».
Гостем на свадьбе был раввин Берл Лазар, он пригласил молодого мужа после окончания учебы приехать в Москву. Мириам считает, что это стало для Авраама настоящим счастьем.
«Мне даже показалось, что словам рава Лазара он обрадовался больше, чем самой свадьбе».
После свадьбы молодые уехали в США, а еще через год, окончив ешиву, Авраам собрался в Москву.
Переезд
После ешивы Аврааму поступали разные предложения. Ему предлагали работу и в Канаде, и в Америке, но он был тверд в своем решении ехать в Россию. Его беспокоило, как к этому отнесется жена, никогда не жившая в России.
«Мой духовный наставник, рав Вагнер, успокаивал меня. Он сказал: «Если супруга видит, как что-то для тебя важно, ей это становится так же важно, как и тебе». Когда я поговорил с Мириам, впервые понял на практике, что это действительно так».
И правда, как признается сама Мириам, ей и в голову не приходило оспаривать решение мужа.
«Конечно, переезд — это перемены, а любые перемены всегда немного пугают. Но, с другой стороны, нас очень тепло встретили в «Месивте», в общине, все старались помочь, поддержать. Мы всегда ощущали тепло и поддержку людей. Нас поддержал раввин Лазар, они с женой пригласили нас на шаббат. С самого начала я ощущала, что попала в доброе и теплое место».
Семья Денисовых сняла квартиру в Марьиной Роще. Авраам вернулся в «Месивту», занял должность завуча еврейских дисциплин. Мириам вышла на работу в общинный детский сад, где учит детей еврейской традиции. Двое старших сыновей ходят в еврейскую школу, четырехлетний Юдэлэ — в садик, а младший, Левик, остается дома с мамой или няней.
Хозяйство
По мнению Денисовых, жить еврейской жизнью в Москве несложно.
«Мы находимся в центре еврейской жизни Москвы — в Марьиной Роще. Здесь всё под рукой — и магазины, и детские учреждения, и парк для прогулок возле Еврейского музея. Здесь отлично развита инфраструктура, технологии, а с точки зрения безопасности в Москве я ощущаю себя даже комфортнее, чем в Нью-Йорке».
Но главное, в один голос говорят Денисовы, — это замечательные люди в общине, которые всегда готовы прийти на помощь. Именно благодаря им переезд в российскую столицу прошел для семьи так гладко.
С самого начала семейной жизни Денисовы договорились, что у них не будет твердого разделения обязанностей, что это путь к ссорам. Поэтому каждый супруг несет ответственность за семью в целом. Ведет хозяйство в основном Мириам, поскольку она больше времени проводит дома, но это не мешает Аврааму ходить по магазинам или готовить.
«Мы многое заказываем онлайн, и делает это тот, кому в данный момент удобно. Точно так же заходим в магазины: кому что попалось, тот то и купил. Проблем никогда не возникает. Готовлю в основном я, просто потому, что Авраам много работает. Но если я куда-то уезжаю, мне нет нужды оставлять моим мужчинам замороженную еду на каждый день: Авраам чудесно готовит. Это у него наследственное: вся его семья — просто шеф-повара! Так что, когда меня нет дома и к плите встает папа, дети счастливы: они знают, что он всегда приготовит что-нибудь вкусненькое».
Работа и бюджет
За семейный бюджет несет ответственность Авраам, считая это своим долгом как главы семьи. Крупные приобретения Денисовы предварительно обсуждают, а повседневными семейными расходами ведает в основном Мириам.
«Родители научили меня еще в Америке главному принципу: не покупай того, за что в конце месяца не сможешь расплатиться. Здесь мы следуем тому же правилу: приобретать надо только то, на что заработал. В этом мы с Мириам солидарны».
Авраам полностью доверяет жене в финансовых вопросах, но ответственность за обеспечение семьи возлагает только на себя.
«Работать ей или нет, Мириам решает сама. Ей нравится ее работа, и я, разумеется, только за то, чтобы она занималась важным и нужным для нее делом, чувствовала себя реализованной. Захочет сидеть дома с детьми — пожалуйста, если ей так комфортнее. В любом случае финансовое обеспечение семьи, ее безопасность, в том числе духовная, — это задачи, которые решает мужчина».
Досуг
До пандемии семья раз в год отправлялась в отпуск, чтобы навестить бабушек и дедушек в Америке или Дании. Сейчас, однако, Денисовы второй год остаются в Москве. Но они и тут не скучают: гуляют вместе с детьми в окрестных парках, на детских площадках, заглядывают в игровые центры.
«Парки Москвы уникальны — они красивые, ухоженные, с игровыми площадками для детей. Так что, когда у нас выдается свободное время, мы чаще всего отправляемся всей семьей в парк».
Мириам, кроме того, нравится гулять с мужем по улицам московского центра, но, как она признается, удается им это нечасто.
«Если мы едем на машине через центр, обязательно говорим: «Надо бы приехать сюда погулять». Но чаще всего разговорами всё и заканчивается: все-таки свободное время мы оба предпочитаем проводить с детьми».
Шаббат
В семье Денисовых даже у самых маленьких есть свои обязанности по подготовке к шаббату: убрать, накрыть на стол, принести нужное. Готовит шаббатную трапезу, конечно, Мириам. А это дело непростое: каждый раз на шаббат приходят гости, чаще всего из школы «Месивта». Раз в месяц Авраам проводит шаббат в школе с учениками, а в остальное время приглашает ребят к себе домой: однажды в небольшой квартире за субботним столом уместились 14 гостей! Мириам старается готовить блюда в соответствии с детскими вкусами: тут и яичный салат, и тушеная курица, и израильский салат «Нишнашим».
Воспитание
С детьми Денисовы занимаются и проводят время вместе: как и все семейные дела, воспитание они считают общим делом. И всё же, как считает Мириам, с годами роль отца в воспитании детей растет.
«У нас четверо мальчиков, и им просто необходим мужской авторитет. Им нужно видеть пример отца, следовать правилам, которым учит отец. Я вижу это не только у своих детей, но и у малышей в нашем детском садике: чем мальчишки старше, тем более важно для них общение с папой».
Понимает это и Авраам.
«С малышами чаще занимается супруга, а вот со старшими детьми я общаюсь всё больше — мы вместе читаем, разговариваем, я учусь вместе с ними и вижу, что чем старше они становятся, тем это для них важнее».
Будущее
«Конечно, в будущем я хочу видеть моих детей хасидскими евреями, которые ведут честный и правильный образ жизни, изучают ХАБАД и становятся посланниками Ребе. Но если они выберут другой путь, я их поддержу. Это их жизнь, их решения, и для меня главное — чтобы они в своей жизни были счастливы».
Мириам согласна с мужем.
«Я не хочу проецировать на детей свои ожидания. Пусть они будут здоровыми, умными и добрыми, а наше дело как родителей — помочь им раскрыть свои способности, найти свой путь в жизни и успешно по нему идти».