С Торой по карьерной лестнице

Реально ли совмещать соблюдение шаббата, кашрута и других еврейских традиций с работой на полной ставке и успешной карьерой? И если да, то как? Об этом нам рассказали раввин, руководитель консалтинговой компании, начальник отдела и бывшая госслужащая.

Пойди и купи красивую кипу

Чтобы избежать проблем на работе, нужно не скрывать своих убеждений и того, насколько они для вас важны. Ах да, и еще хорошо работать. Таков совет Ицхака Горелика, главного раввина Казани и Республики Татарстан.

В какой форме лучше сказать руководству, что я решил соблюдать традиции?

Это очень индивидуально: всё зависит от того, что за человек начальник и какой у него стиль руководства. Главная задача — дать понять, что вы приняли решение и для вас это очень серьезно, что для вас не соблюдать — не вариант. Представьте, что вас приглашают к накрытому столу, а у вас аллергия на какие-то продукты. Вы ведь сможете четко сказать, что вам можно, а что нельзя? Вот и в нашем случае нужно объяснить ситуацию так, чтобы руководитель почувствовал, насколько для вас это важно.

Стоит ли скрывать от коллег факт соблюдения традиции?

Конечно, нет. Начинать соблюдать в светском окружении и так нелегко, а если еще и скрывать, трудностей будет намного больше. Коллеги всё равно заметят странности в вашем поведении: вы не едите с ними, уходите пораньше в некоторые дни… Лучше сразу объяснить, чтобы они знали, почему вы так поступаете.

На мой взгляд, человек, который соблюдает законы Торы, не может это скрыть. Это же не выйти на пять минут помолиться, а образ жизни. Попытки его скрыть выглядят смешно. У нас был человек, который начал соблюдать, однако ему было психологически трудно носить кипу на работе. Поэтому он сидел, положив на голову руку или бумагу, стараясь, чтобы голова всегда была покрыта. В конце концов к нему подошел начальник и сказал: «Сходи в синагогу и купи красивую кипу».

— Наверное, для соблюдающего лучше, если начальник еврей?

Никакой разницы. Гораздо больше это зависит от человеческих качеств руководителя. Иной нееврей тебя поймет прекрасно, а еврей, ведущий светский образ жизни, совсем не поймет.

— Какие компромиссы допустимы,  а какие нет? Может ли, например,  еврей-врач работать в субботу?

Компромиссов нет, но есть вещи, которые не просто разрешены, а предписаны Торой. Закон обязывает в некоторых случаях поступать не как обычно. Врач — как раз такой пример. Сюда же можно отнести полицию и пожарных. Если ваша работа связана со спасением людей, ее можно делать в шаббат. Врач имеет право ответить на телефонный звонок, потому что этот звонок спасет кому-то жизнь. Он может водить машину скорой помощи и делать операции, но не может прийти в субботу на работу и, например, играть в компьютер или просто так разговаривать по телефону. То есть вы имеете право осуществлять только те действия, которые связаны со спасением жизни.

— С точки зрения иудаизма должен ли еврей отработать пропущенные в пятницу часы и остаться на работе подольше в другой день, даже если этого никто не требует? Иначе ведь возникнет ситуация, что его коллеги работают больше.

Если по договору вы получаете зарплату за количество часов, отработанных в неделю, их, разумеется, нужно отработать. Бывает, что начальник идет навстречу или, наоборот, урезает зарплату за пропущенные часы. Надо стараться, чтобы соблюдение заповедей не сказывалось на работе. Например, пораньше просыпаться, чтобы успеть помолиться. Если не успеваешь, из-за этого никто не должен испытывать сложности: это только твоя проблема. Либо соглашайтесь на меньшую зарплату, чтобы иметь больше времени, либо отрабатывайте эти часы в будни.

Отдыхают все

Похоже, иметь боссом соблюдающего еврея — удача для любого подчиненного. Своим опытом делится Геннадий Друтин, генеральный директор компании ООО «Тандем Консалтинг Груп».

Как подчиненные относятся к тому, что вы соблюдающий еврей?

Все знают, что я еврей, и мои традиции более-менее изучили. Например, что я не ем определенные продукты. По пятницам летом стараюсь уехать в два или три часа дня, а зимой вообще не появляюсь в офисе. Как руководитель я не обязан объяснять, почему не пришел на работу.

Как вы участвуете в общих мероприятиях, например, в праздновании дней рождения сотрудников?

Они прекрасно знают, что я мало что ем, потому что объяснял им некоторые каноны нашей религии. Обычно мне стараются угодить и заказывают еду в рамках разрешенного. Не бывает такого, чтобы заказали свинину и приглашали меня отведать.

— А как вы вообще питаетесь на работе?

Стараюсь есть только кошерную пищу, но не на 100 %. Есть понятие «еврейская варка»: по закону обязательно, чтобы еврей зажигал плиту, даже если потом еду готовят неевреи. Я пока не дошел до этого уровня соблюдения и ем то, что приготовлено неевреями, но из разрешенных продуктов. Мясо в список не входит, как бы оно ни было приготовлено, но кошерные виды рыбы в любом исполнении или фрукты-овощи — да.

— Не сказывается ли соблюдение вами традиций на отношениях с клиентами?

Наши клиенты знают, что мы не работаем в праздники и выходные, и не беспокоят нас в эти дни. Если государство делает субботу рабочей, я не разрешаю коллективу выходить на работу: бизнес работает на меня, и, если мои сотрудники (даже неевреи) выходят в субботу, они являются звеном, которое помогает мне зарабатывать деньги. А у меня в субботу выходной.

— Есть ли особенности в ваших отношениях с подчиненными-евреями и неевреями?

В нашем коллективе 10 человек, и еврей среди них только один — мой заместитель. Она не так религиозна, как я, но я полностью запрещаю ей работать в субботу и праздники. Впрочем, в праздники мы все стараемся не работать. Например, Йом-Кипур — очень важный день в году, я даю всем выходной. Сотрудники этим очень довольны, объяснять ничего не приходится.

AliExpress нам поможет

Карьера в сфере, далекой от общинной жизни, вполне совместима со следованием законам Торы, считает Меир Стыскин, начальник отдела перспективных разработок ЗАО «Универсал-Аэро».

Вы соблюдали традиции, когда пришли в эту компанию?

Нет, тогда я только начинал приближаться к соблюдению.

Наверное, одним из первых вопросов, который пришлось решать, стало соблюдение шаббата. Как вам удалось решить проблему? Как отреагировало руководство?

С шаббатом нам удалось найти компромисс. Летом в пятницу я иногда остаюсь дольше всех, поскольку шаббат начинается в районе 10 вечера. Зимой договариваюсь оставаться на час-полтора дольше в будни: за счет этого набирается несколько часов в неделю, и в пятницу можно спокойно уйти раньше. Подобные решения уместны не только для еврея: на моем прошлом месте работы начальник отдела жил на другом конце Москвы. Чтобы не стоять в пробках, он для себя согласовал график, при котором приходил и уходил на два часа раньше. Компромисс всегда можно найти.

— А как с праздниками?

Я договорился, что оформляю эти дни в счет отпуска. В начале года беру еврейский календарь, отмечаю дни праздников, распределяю между ними свои положенные 28 дней и отдаю список начальнику. На Песах и Суккот стараюсь брать отпуск.

— Как объясняете, что не можете быть на связи в субботу и праздники?

Изначально это было проблемой, но я четко дал всем понять, что звонить мне в это время бесполезно: не беру телефон. Даже когда мне предлагали руководящий пост в другой компании, я сразу выдвинул это требование. Они предложили: «Мы дадим тебе телефон, номер которого будем знать только мы, и в шаббат ты будешь отвечать только на него». Но я ответил, что так не пойдет. В конце концов у нас есть сотрудники-неевреи, которые принципиально не берут трубку в отпуске, и я не видел, чтобы к ним применялись санкции.

— Как решаете вопрос с обедом на работе? Ведь даже общей микроволновкой вряд ли можно пользоваться.

Элементарно: на AliExpress продаются подогреваемые ланч-боксы, которые можно воткнуть в розетку. Они стоят в пределах полутора тысяч рублей. Плюс есть одноразовая посуда.

— Удается ли молиться на работе, если возникает необходимость? Как реагируют коллеги?

На работе стараюсь не молиться, обычно делаю это утром дома либо по дороге заезжаю в синагогу. Если всё же приходится на работе, беру ключ от пустого помещения. Коллеги реагируют нормально: у нас есть и мусульмане, которые собираются на молитву в отдельной комнате.

Что для вас оказалось самым сложным в совмещении традиций и работы?

Наверное, встречи и мероприятия. Как правило, на пятницу я их не назначаю. Корпоративы, выпадающие на пятницу и праздники, тоже проходят без моего участия. В некоторые дни, например Сфират-Омер или перед Девятым ава, нельзя бриться. Это, конечно, сказывается на том, как меня воспринимают. Я однажды пришел на встречу с «веником» на лице, и на меня посмотрели с недоумением. Ну и конечно, на мероприятиях не могу пить и есть всё подряд. Если сам назначаю встречу, стараюсь выбрать кошерный ресторан.

— Какой совет вы дали бы тем, кто хочет совместить соблюдение традиций и успешную карьеру?

Во-первых, надо убедить работодателя, что это не является вашим недостатком. Будьте хорошим сотрудником, и вам пойдут на уступки. Во-вторых, продумайте, как соблюдать с наименьшими потерями: вставайте пораньше, чтобы успеть помолиться, найдите способы греть еду. Мы живем в XXI веке, для многого есть технические и организационные решения. В остальном, если человек хочет духовно расти, Всевышний ему обязательно поможет.

Либо в самозанятые, либо в Израиль

Бывает, что сочетать работу с традициями всё же не удается. О таком опыте рассказывает Эфрат Шалем, экс-сотрудница одного из федеральных министерств.

В какой момент у вас начались сложности?

Когда я решила соблюдать шаббат. Оказалось, что рано уходить с работы по пятницам в течение двух-трех зимних месяцев у нас сложно. Приходилось «болеть», отпрашиваться в магазин, придумывать другие причины. Но главной проблемой оказались праздники. Осенние достаточно длинные, нужно было брать отпуск за свой счет и договариваться с коллегами, чтобы они меня заменили, каждый раз это было сопряжено со скандалом.

— Как коллеги реагировали на ваше поведение?

Нормально. Например, я начала носить платок на работе, в госструктурах такие вещи не приняты. Сначала надо мной посмеивались и обсуждали; я не обращала внимания. Спустя год меня стали уважать за приверженность традиции, задавали вопросы, просили научить повязывать платок. Некоторые коллеги даже сходили на экскурсию в синагогу.

— Когда вы поняли, что придется уволиться?

Спустя два-три года, после скандала в пятницу: я опаздывала на шаббат, забыла в кабинете пропуск и, чтобы не возвращаться, приложила пропуск коллеги. Охрана это заметила. Затем директором департамента стал соблюдающий мусульманин, который меня не очень любил. Одновременно настали осенние праздники. Всё навалилось одновременно, стало очевидно, что меня хотят уволить, да и самой уже было трудно находить отговорки. Я поняла, что жить так не могу.

— И куда же деваться соблюдающему еврею?

Если вы идете в обычную компанию, нужно сразу обозначить свои ограничения и быть готовым к тому, что немногие захотят вас взять. На мой взгляд, у соблюдающих три основных варианта: сделать алию, пойти работать в еврейскую организацию либо начать свое дело. Мне кажется, что для многих именно проблема найти работу становится одной из основных причин переезда в Израиль. Ведь не только в России, но и в других странах сложно найти подобную работу с достойной оплатой труда.

— Может ли помочь с поиском работы община, специальные группы в соцсетях?

Община может предложить варианты через «знакомых знакомых», сарафанное радио. Но централизованной системы занятости не существует. Есть некая еврейская служба занятости, которая предлагает помощь в трудоустройстве с возможностью соблюдать, но обычно речь идет о низкооплачиваемой работе, и даже таких вариантов оказывается немного.