Школа с пятой графой

Как дать детям лучшее образование и помочь сохранить еврейскую идентичность? Возможно ли воспитать ребенка в традиции Торы, если он учится в «обычной» школе? Или подойдет только еврейская — если так, то светская или религиозная? Мы узнали мнения раввина, педагога и родителей.

Как дать детям лучшее образование в Москве и помочь сохранить еврейскую идентичность? 

Есть такой исторический анекдот двухсотлетней давности: однажды президент Российской императорской академии наук и будущий министр народного просвещения граф Уваров спросил основателя Воложинской ешивы рава Хаима, когда начинается образование еврейского ребенка. Ученик Виленского гаона ответил: «За 20 лет до его рождения». Насколько правдива эта история, никто уже не скажет, но одно бесспорно: согласно еврейской традиции, ответственность и за образование, и за воспитание детей лежит на его родителях.

Многие семьи отдают ребенка в лучшие школы, чтобы впоследствии они поступили в лучшие университеты, но при этом беспокоятся, сохранит ли он еврейские ценности в нееврейской среде. Другие делают выбор в пользу религиозной еврейской школы, с сожалением жертвуя уровнем общего образования. Возможно ли найти компромисс?

Мнение раввина

Мамаш Скалка, раввин общины «Хаверим»

Если отдать ребенка в еврейскую школу, это гарантирует, что он впитает еврейскую традицию?

Конечно, нет. В воспитании фактор номер один — это семья: ребенок смотрит прежде всего на поведение родителей. Если в семье мало присутствуют еврейские традиции, скорее всего, и у детей не появится желание к ним приблизиться. Впрочем, иногда действительно бывает, что ребенок из такой семьи, попав в светскую или религиозную еврейскую школу, сам проявляет инициативу стать ближе к еврейству. В религиозных школах шансов, конечно, больше.

В чём основное отличие еврейских школ от нееврейских?

Главное отличие еврейского образования — оно не направлено на получение профессии. Светское образование, принятое в России (да и не только), преследует именно эту цель, поэтому дети учат математику, литературу, естественные науки… Еврейская школа, на мой взгляд, в первую очередь призвана привить морально-нравственные ценности: что значит быть достойным человеком, что такое хорошо и плохо, что говорить верно, а что нет. Традиционное еврейское образование состоит из изучения законов (не только религиозных, но и гражданского и семейного еврейского права) и различных вопросов морали и нравственности. Будущая профессия вторична.

Обязательно ли отдавать ребенка в еврейскую школу, чтобы он оставался близок к традиции?

Тут еще вопрос в том, что вкладывать в понятие «еврейская традиция». Для кого-то достаточно раз в год посетить синагогу и зажечь ханукальные свечи, а кто-то считает еврейской традицией только полноценный религиозный образ жизни. Вообще, ни школа, ни даже семья не могут быть гарантами того, что ребенок вырастет в традиции. Безусловно, чем больше в школе уделяется внимание «еврейским» предметам, тем больше на это шансов.

Предположим, по каким-то причинам родители отдали детей в обычную школу, но хотят соблюдать традиции. Возможно ли избежать конфликтов со школой?

В таком случае надо объяснить директору школы важность для вас традиции, в частности, субботы. Если сделать это уважительно, без ультиматумов, договориться можно. В крайнем случае можно принести письмо от раввина — обычно это достаточно авторитетный довод. В Москве еврейских школ достаточно, и родители, которые решают соблюдать, обычно всё же переводят детей в них; бывают даже случаи, когда ради этого семьи переезжают сюда из региона.

— Не противоречат ли иудаизму уроки физкультуры и занятия спортом?

Ничего плохого в спорте нет. Во многих наших религиозных школах есть спортивные секции, многие религиозные евреи занимаются спортом, и я сейчас не о шахматах. Другое дело, что у ортодоксального еврея мало возможностей заниматься спортом профессионально.

— Реально ли для религиозного еврейского подростка дружить с нееврейскими ровесниками? Например, он ест только кошерное, а друзья зовут в пиццерию…

Я не вижу в этом проблемы, ведь речь идет об уже почти сформировавшейся личности. Наоборот, такой подросток может быть хорошим примером для друзей. В ситуации с пиццерией стоит объяснить, что ты еврей и ешь кошерную пищу, а пицца таковой не является, поэтому ты просто что-нибудь попьешь. Во всяком случае, мое нееврейское окружение достаточно уважительно относилось к этому. Ведь цель таких мероприятий — общение, а не еда. Мне кажется, можно быть соблюдающим и поддерживать дружеские связи.

— Что такое еврейское воспитание лично для вас?

Прививание еврейских ценностей личным примером.

Мнение педагога

Михаил Либкин, директор старейшей в мире еврейской образовательной организации ОРТ в России

Может ли школа заменить семью в вопросе еврейского воспитания?

Уверен, что нет. Школа может дополнить, поддержать, помочь, но в целом это вопрос семьи. Часто дети узнают про еврейские традиции в школе, но взойдет ли это семя, зависит только от семьи. С другой стороны, иные родители не могут познакомить детей с традицией, поскольку эта нить в семье была оборвана много лет назад, и приводят их в светские еврейские школы. В итоге порой такие дети возвращают традиции в семью.

— Зачем вообще отдавать детей в еврейскую школу?

Еврейские школы бывают разные. В религиозные отдают детей из семей, в которых глубокое изучение иудаизма приоритетнее качественного светского образования. Такие школьники часто не сдают гос-

экзамены, поскольку продолжают обучение в специализированных религиозных учебных заведениях — ешивах, махонах и т. п. В светские же школы идут в первую очередь за качественным общим образованием в традиционной домашней безопасной атмосфере. Часто для таких семей еврейская традиция — важная часть идентичности, но профессиональное будущее своих детей родители видят в вузах и учреждениях, напрямую не связанных с иудаизмом.

— Какой объем в программе еврейских школ занимают иврит, история и традиции?

В религиозных школах может быть и 1720 часов в неделю. В светских основной акцент делается на общем образовании в соответствии с государственными стандартами, а чаще превосходя их. При этом иврит, историю и традиции тоже преподают, к тому же еврейская тема бывает интегрирована и в другие дисциплины, от рисования и музыки до информатики и даже физкультуры.

— В чём, кроме дополнительных предметов, отличие еврейской школы от обычной?

В первую очередь в отношении к ребенку, в атмосфере, в системе ценностей. Еврейская школа — как большая семья. Часто там практикуется гуманистический подход, уважение к личности ребенка, во-

влечение родителей в школьную жизнь. Всё вместе можно назвать уникальной средой.

— Насколько высок уровень образования в еврейских школах по сравнению с обычными хорошими?

Опять-таки зависит от школы. Сравнивать религиозные со светскими некорректно: у них разные задачи. Уровень образования в светских еврейских школах в России часто намного выше среднего по региону и сравним с лучшими школами. Это косвенно подтверждается дикой востребованностью таких школ, оценками учеников, результатами олимпиад. Был смешной пример, когда в инстаграме Ксении Собчак выбирали четыре лучшие школы Москвы. По результатам опроса сразу после знаменитой 57й оказалась наша школа ОРТ.

Вероятно, поэтому в светские еврейские школы отдают детей и некоторые нееврейские семьи: школы очень хорошие, знание дополнительного языка еще никому не вредило. Кроме того, ребенок, выросший в мультикультурной толерантной среде, часто более успешен в жизни.

— Так все-таки: желательно ли, чтобы ребенок из еврейской семьи ходил в еврейскую школу?

Думаю, что нет универсальной лучшей школы для всех. Каждому ребенку и семье подходит своя, и к этому выбору надо отнестись очень ответственно, тем более что в школе ребенок часто проводит больше времени, чем с родителями. Многие родители просто не понимают, что такое современная еврейская школа, и представляют ее как житомирский хедер начала ХХ века.

Мнение родителя

Михаил Табахов, отец двух дочерей, учениц обычной школы

Насколько в вашей семье соблюдают еврейские традиции?

Какие-то вещи мы делаем, что называется, по полной программе, а что-то не делаем вовсе. Это всё один большой компромисс. Из того, что мы четко соблюдаем: я каждый день надеваю тфилин, мы едим только кошерное мясо, разделяем мясное и молочное, пьем только кошерное вино и виноградный сок. Каждую пятницу вечером мы семьей садимся за шаббатный стол, зовем гостей, и пока идет шаббатняя трапеза, ничего не нарушаем, никто не пользуется телефоном. В Йом-Кипур никто из нас не учится и не работает. В Песах мы с женой не едим квасное, а дети стараются не есть в школе.

— Насколько детям важно участвовать в еврейской жизни?

На мой взгляд, важно. Я в детстве был в лагерях «Сохнута», вокруг было еврейское окружение. И никогда не сомневался, что женюсь на еврейке: иного сценария передачи традиций дальше просто не было.

— Своих детей, однако, вы не стали отправлять в еврейскую школу.

Мы живем в центре Москвы, рядом много хороших английских спецшкол, где учился я, моя жена, наши родители. Конечно, я бы хотел отдать детей в еврейскую школу, но не получилось. Мы изучали вопрос, собирали мнения, но в итоге решение было однозначным: на наш взгляд, в городе нет достаточно хороших еврейских школ. Была когда-то «Мигдаль Ор», очень сильная по математике, физике, с сильными педагогами.

Одна из проблем еврейских школ — их малочисленность. Из-за этого в них приходят ученики разного уровня, многие из которых не тянут сложную программу. Поэтому родители, для которых важность качественного образования превалирует над национальным компонентом, отдают детей в школы с языковым или физико-математическим уклоном.

— А если была бы достаточно сильная еврейская, только дальше от вашего дома?

Разумеется, отдал бы туда, если не совсем уж далеко.

— Бывают ли у ваших детей в школе неприятные ситуации, связанные с их национальностью?

Нет, ни у старшей, ни у младшей дочери. Мне кажется, что в хороших школах атмосфера толерантная. Одноклассники старшей дочери приходят к нам на шаббат, те, кто еще не был, рвутся.

— Как вы решаете вопрос с кошерным питанием в школе, с учебой в субботу?

Старшая дочь не ест мясо в школе. Младшая, как я ее понимаю, мясо не ест, но ест курицу. В субботу они не учатся. Сейчас во многих школах нет занятий в субботу, так что нет и проблемы.

— Как вы относитесь к занятиям спортом? Не могут ли они навредить воспитанию ребенка в еврейских традициях?

Спорт очень важен: в здоровом теле — здоровый дух. Другое дело, что евреи стараются избегать агрессивных видов спорта. Хотя в школе в Марьиной Роще есть секция дзюдо.

— Существует ли, на ваш взгляд, особый еврейский подход к воспитанию?

Говорить о специфическом подходе сложно: ассимиляция дает о себе знать. В моем окружении стараются дать детям лучшее образование: нанимают дорогих репетиторов, откладывают деньги на учебу за границей или в лучших российских вузах, отказываясь ради этого от каких-то покупок. Сегодня уже никого не удивишь дорогими вещами или новой машиной. Образование детей стало приоритетом.

Горские евреи

Рина Самойлова, руководитель горско-еврейского культурного центра «Шалом»

Насколько в вашей семье важны еврейские традиции?

Мы соблюдаем шаббат, кашрут, чистоту семейной жизни, скромность в одежде и другие заповеди. Приятно осознавать, что это несет несомненную пользу всем членам семьи, даже если дети пока это не понимают. Если еврейские традиции важны хотя бы для одного родителя, они обязательно оставят след в жизни ребенка.

— Ваши дети учатся в еврейской школе или в обычной?

У меня есть дети, которые окончили светскую школу и которые учились в еврейской, и между ними ощутимая разница. Так вышло, потому что мой путь в поиске Творца мироздания начался в 2005 году, когда старшие уже окончили школу. Очень жаль, что я не успела помочь им получить еврейское образование, хотя они знают историю нашего народа из Торы. Но это их путь, и они еще могут изменить свой подход к пониманию ценности еврейского мировоззрения.

— Обязательно ли горско-еврейские семьи должны отдавать детей в еврейские школы?

Очень важно отдавать своих детей в еврейские школы, независимо от расстояния до них, которое многие приводят в свое оправдание. Это нелегко, но стоит того. «Сеющие со слезами будут пожинать с радостью», — написано в Теилим. Мне тоже пришлось через это пройти. Когда я приняла решение отдать младших детей в еврейскую школу, они учились в школе прямо у дома. Дорога в еврейскую школу занимала почти полтора часа в один конец, при этом нужно было менять три вида транспорта. Но я понимала важность такого образования и уже с первого года обучения видела плоды своего труда.

Какое место занимает община в воспитании детей? Может ли она заменить семью в вопросе прививания традиций?

В какой-то степени да, если дети не получают полноценного еврейского образования дома. Я вижу это на примере ребят, посещающих наш центр «Шалом». Но это несравнимо с тем, что дети получают в еврейской школе: каждый день там изучают иврит, традиции, едят кошерную еду, их окружают еврейские друзья и атмосфера в целом. На мой взгляд, если мы лишаем своих детей таких вещей, это сильно влияет на их дальнейшую жизнь.

— То есть в обычной школе у еврейского ребенка из традиционной семьи неизбежно возникнут сложности?

Конечно. Думаю, что некошерная еда очень отражается на еврейской душе, а в обычной школе защитить детей от этого невозможно. Редко какой ребенок найдет в себе силы выделяться на фоне сверстников, объяснить им, почему ему нельзя есть колбасу или котлеты. Наши дети проникаются чужой культурой, и это может повлиять на их дальнейшую жизнь. Мы ничего не имеем против чужой культуры, но есть базовые ценности нашего народа, которые мы не имеем права терять.

— Какую роль играет язык горских евреев — джуури — в воспитании ваших детей в духе традиции?

Он тоже помогает не слиться с окружающей нас культурой, играет положительную роль в осознании еврейских ценностей. Когда-то именно свой язык, наряду с именами и одеждой, помог нашему народу сохраниться в Египте.

— Чем, на ваш взгляд, различается воспитание детей в горско-еврейских и ашкеназских семьях?

Везде свои плюсы и минусы. Из-за того, что евреи были разбросаны по всему миру, на них тысячелетиями влияла культура и ментальность народов, среди которых они жили. Горские евреи, жившие на Востоке, смогли сохранить гостеприимство, теплоту, желание помочь при небольших возможностях, уважение к старшим, потому что эти культурные черты свойственны окружающим их народам. С другой стороны, отношение к женщинам в восточных странах частично передалось и горским евреям, что по сей день оказывает пагубное влияние на отношения в семье.

— Трудно ли воспитывать детей в горско-еврейской традиции среди большого города и его соблазнов?

Непросто. Но осознание важности наших ценностей помогает решить любые задачи. Когда мы своим образом жизни помогаем детям узнать эти ценности, когда они видят, что наши традиции и культура несут радость и благополучие, они принимают их в качестве ориентира на каждый день. 

Геннадий Богданов
Иллюстрации: Керен Ройз