Давид и Софья Назаровы — активные члены общины «Бейт-Аарон». На первом свидании они остались крайне недовольны друг другом, вторая встреча произошла непреднамеренно, а предложение руки и сердца наш герой сделал героине эсэмэской. Как благословение раввина позволило купить дом и может ли шашлык стать поводом для возвращения к истокам.
Дедовский способ
Софья: «Познакомились мы по интернету. Есть такой сайт еврейских знакомств shalom-friends.com. Года три у меня там висела анкета, пока в один прекрасный день ко мне на страничку не постучались: «Можно пообщаться?» Решили встретиться на Арбате».
Давид: «Я стал религиозным года за два до этого случая. Знакомства до этого были, но как-то все не сходилось: то не нравился я, то не нравились мне. Система шидухов в России немного предвзятая: люди заточены под определенные организации, и фильтры предложений зачастую сильнее, чем люди ищут в реальности, будь это критерий богатства или религиозности.
Софья родилась в Актюбинске в 1979 году. Окончила Оренбургскую государственную медицинскую академию, кандидат медицинских наук, акушер-гинеколог. Работает в родильном доме города Одинцово.
Давид родился в Махачкале в 1972 году. В 17 лет переехал в Москву, окончил МГУ им. Ломоносова. Работал в различных инвестиционных компаниях, в настоящее время — индивидуальный предприниматель.
Я решил прибегнуть к старинному дедовскому способу — познакомиться самому. Сидел я вечером на работе — нужно было срочно сдать важный отчет. Параллельно открывал разные интернет-страницы и вдруг увидел ссылку на тот самый shalom-friends.com. Кликнул, остановился на двух анкетах и понял, что одну из девушек знаю давно, а вторую — Соню — увидел первый раз. Начали общаться. Она, кстати, тогда была далека от религии».
Как разонравиться девушке
Давид: «Я пришел без кипы. То, что мы друг другу не понравились, было и так ясно. Но просто сказать девушке, что она не понравилась, — это не по-мужски. Нужно было внушить, что ей ты не подходишь. И я заявил, что спешу на распродажу супердешевых вещей. Продемонстрировал, так сказать, свою жадность, желание на всем сэкономить. Женщин, особенно избалованных москвичек, это отворачивает мгновенно».
Софья: «Меня это не оттолкнуло — я же еврейская женщина. Но меня Давид и так не впечатлил. Когда он сказал, что ему пора уходить, я подумала: «Туда ему и дорога». И вдруг через некоторое время он звонит, предлагает вместе пообедать».
Давид: «Мы договорились пообедать с друзьями на Бронной. Я уже собрался ехать, а они все отказались. А одному-то скучно! Кого бы пригласить? На этот раз Соня была менее скованной. Особенно мне понравились ее высказывания о том, что женщины должны быть семейными».
Софья: «Я заказала первое-второе-компот и сказала: «Все, я наелась». И тут он: «Да? Тогда я доем! Не выбрасывать же хорошие продукты!» Это было так по-свойски, что меня подкупило».
Давид: «Это мой бзик. Да и заповедь такая есть: «баль ташхит». Эта проблема у нас остается по сей день: мы ходим в рестораны — на Бронную, в МЕОЦ, — дети всё себе заказывают и ничего не доедают».
Хороший мальчик и хорошая девочка
Софья: «Познакомились мы в апреле. Потом я уехала. А в июле он сделал мне предложение. Эконом-вариант, без цветов, без кольца. Я к такому не была готова. Но в этом году у нас уже десятилетие свадьбы».
Давид: «Мы с друзьями хорошо посидели, выпили, и я написал ей: «Я тебя люблю! Давай поженимся?» А она ответила, что такие вопросы в эсэмэсках не обсуждаются, нужно встретиться, поговорить. Протрезвев, я про это практически забыл. А она — нет. И при первой же встрече спросила: «Ты зал заказал?» И показала мне эсэмэску на своем телефоне. Притом что «да» она мне не сказала до сих пор!»
Софья: «На Рош а-Шана Давид подвел меня к своему раввину познакомиться. Тот сказал: «Давид у нас очень хороший мальчик. А вы как?» Сказала, что я тоже хорошая».
Давид: «Я понимал, что если я скажу абсолютно светскому человеку: «Будь религиозной!», то на этом все закончится. А за это время я уже понял, что нашел близкого человека, и не хотел Соню терять. Раввины сказали, что главное — искать хорошие качества».
Софья: «О соблюдении кашрута и семейных законов мы договорились еще до свадьбы. На соблюдении шабата Давид пока не настаивал. Как-то, уже после свадьбы, я попросила купить мне гамбургер. Он пошел советоваться с раввином: «Не хочу, чтобы она на мои деньги покупала некошерное!» Тот среагировал: «Как только вы достали деньги из кармана и отдали ей, это больше не ваши деньги! А что она на эти деньги делает — это уже ее дело». Сегодня гамбургеры я уже не ем, и вообще, стала вегетарианкой».
Доллар по 60
Софья: «После свадьбы мы переехали ко мне в двушку в Солнцево».
Давид: «Мысли о переезде возникли с рождением второго ребенка. Был вариант переехать поближе к родителям жены. На одном из уроков в синагоге я слышал, что от родителей нужно отделяться, — они хотят, чтобы молодожены проживали свою жизнь, а не их.
Параллельно пришла идея купить загородное жилье — дачу. Начали смотреть коттеджные поселки. И вдруг смотрю я на карту и понимаю, что совсем рядом есть частный сектор! И дача, и квартира одновременно. Приехали, увидели: действительно классное место, тут уже была и община «Бейт-Аарон».
Начали торговаться, понимая, что не осилим. У нас были сбережения в долларах, а цены-то — в рублях. Я же финансист, играю на бирже, и я понимал, что 30 рублей — нереальная цена для доллара. Реальная должна быть 60. Надо мной смеялись, но когда дело дошло до ремонта, доллар вообще взлетел до 80 рублей, а стройматериалы остались по старым ценам. В результате даже ремонт обошелся нам дешевле, чем мы планировали».
Софья: «С покупкой очень долго все не продвигалось. А тут в общину «Бейт-Аарон» приехал Карлин-Столинский ребе. И мы пришли всей семьей получить благословение. Он сказал: «Делайте! Все будет хорошо!» На следующий день что-то уже сдвинулось с места, дом мы купили».
Секрет имени
Как и в любой еврейской семье, вопрос, как назвать ребенка, решается очень просто: в честь умерших родственников. Натан — в честь Сониного дяди, а Мория и Дора — в честь бабушки и мамы Давида, так что думать долго не пришлось.
Йогурты в офисе
Софья: «Наш распорядок дня такой: встаем в 6:30. В 6:50 нужно уже быть в машине, чтобы ехать в школу. Если не выехать вовремя, то дороги в Москве постепенно «засоряются», а до семи все дороги еще относительно пусты.
Выехать на работу на своей машине я должна в полвосьмого, чтобы добраться за час. Я — врач, акушер-гинеколог, кандидат наук, но пока в декретном отпуске. А так должна находиться на работе каждый день плюс дежурства, включая субботние».
Давид: «После того как я отвожу ребенка в школу, у меня остается еще полчаса до молитвы. Успеваю поучиться. Практически каждый день я стараюсь успеть на миньян в Марьиной Роще. Иногда, если у меня запланирована встреча на Арбате, где находится мой офис, я, конечно, еду молиться на Бронную. С тремя детьми парковка у нас (на одну машину) бесплатная.
Мое рабочее время ограничено тем, что я должен забирать домой ребенка. К счастью, женившись, я оставил работу по найму и открыл свой бизнес — компанию, которая оказывает те же самые услуги. Поэтому я предоставлен сам себе и не прикован к работодателю. Бывает так, что месяцами работаешь в ноль или минус. Но еврейский образ жизни подразумевает, что лучше все-таки иметь свой бизнес, чем работать по найму. Это очевидно: все еврейские праздники и так далее.
Все встречи я стараюсь назначать на Бронной или Марьиной. Там и обедаю. Если встречи назначают в другом месте, пью только кофе, а в офисе мой холодильник забит кошерными йогуртами».
Софья: «Если бы не шабат, Давид бы работал до ночи. А так он подъезжает в последний момент со словами: «Ну что? У нас все готово?»
Давид: «У нас в доме все кошерно, все «Бадац», чтобы все могли у нас есть. Две раковины, два противня, две духовки и даже два холодильника. Все серьезно.
Мясо у нас только хабадское, потому что я знаю, что мои друзья-хабадники не будут есть, если на кухне готовили какое-то другое мясо. Моя жена очень вкусно готовит, не позволяя готовить никому. И очень напрягается, если в какой-то будний день я говорю, что уже где-то поел. А она-то старалась, готовила!»
Сукка на улице
Давид: «Мы стараемся приезжать в Израиль три раза в год — на Песах, Шавуот, Суккот. Чаще всего останавливаемся в Ашкелоне. Все наши родственники живут в Ашдоде и Ашкелоне. В Израиле можно поставить сукку прямо на улице, и никто тебе слова не скажет! Так каждый день мы приглашали по 15–20 человек! Родственники приходили к нам каждый день, зная, что можно зайти в любое время. И в Симхат-Тора стучат — а мы-то уже дома, ведь в сукке больше не сидят! «А мы хотим опять в сукку, нам понравилось!»
Софья: «Люди живут в Израиле лет по 25 и первый раз удостоились побывать в настоящей сукке! Сукка была красивая, с гирляндами. И всем понравилось. Ни разу до этого они в сукке не были, ни разу!»
Давид: «Для меня это было удивительно, что в Израиле такая пропасть между светскими и религиозными! В Москве даже среди суперсветских евреев не найдешь таких, которые хотя бы раз не побывали в сукке — в МЕОЦ, на Бронной, на Архипова, сейчас в Жуковке».
Давид: «В Америку мы вместе пока ни разу не ездили. На могилу Любавического Ребе езжу сам, потому что очень привязан к нему. Ребе был величайшим мудрецом, главой поколения, и если посмотреть видеозаписи, как он раздавал доллары, там нехабадников — большинство! И я считаю его своим ребе. Но хабадником себя при этом не считаю.
И я очень люблю Нью-Йорк, считаю, что это очень красивый город. Самый любимый после Иерусалима».
Софья: «А я люблю организованные туры! И о еде не надо заботиться, и о программе».
Друг с шашлыком
Софья: «Однажды мы поехали в Одессу на светскую программу «Лимуд». Питание — кошер-стайл, который оказался не совсем кошер. Там мы познакомились с семейной парой из Минска и начали общаться. Поехали к ним на большие каникулы. Они, люди светские, специально для нас пошли и накупили сыров и колбас при синагоге, а мы приехали со своей едой, откошеровали там одну кастрюлю. Для нас у них был отдельный стол.
В итоге они сами стали соблюдать. Говорили, что следили за нами целый год и сами к этому пришли. Думаю, они за эти январские каникулы посмотрели, что еврейский образ жизни не напрягает. Потом и они к нам приезжали. Спрашивали, интересовались.
А потом Давид был сандаком на обрезании его сына. У них долго не было детей, а тут родилась сразу двойня — мальчик и девочка. Сына он назвал Биньямин — так и записал в свидетельстве о рождении. А его мама пыталась забрать документы, чтобы он не мог пойти зарегистрировать в ЗАГС».
Давид: «В Москве работа у меня круглосуточная, я постоянно должен быть на связи. Поэтому я «отрываюсь» в городе, где не нужно выходить на работу. Так было и в Одессе. Там все ходили в какую-то некошерную шашлычную, которую держал бывший израильтянин, а я мог там только пить, что и делал прилично.
И я попросил у хозяина новый шампур, который можно было бы откошеровать, а я бы купил кошерное мясо. Оказалось, что у него и кошерное мясо есть. И мы с этим новым другом из Минска проводили там все время, пока женщины были на экскурсиях. Потом на рассвете мы ныряли в холодное море — никого вокруг, кроме шашлычника. И шли отсыпаться. Так и сдружились.
Он меня отговаривал: «Зачем тебе эти заморочки с кашрутом?» Я ни в чем его не переубеждал, не «убалтывал». Просто говорил, что так — правильно. То же самое с шабатом, когда они уже приехали к нам в гости и он звал меня походить-погулять.
А потом он вдруг стал задавать религиозные вопросы. И вдруг пригласил меня на свое обрезание. А я как раз был за границей, просил только не откладывать из-за меня, а делать как можно скорее. Потом тфилин, цицит, борода. Потом позвал в Минск познакомиться с общиной, раввином. Как подменили человека: если отметить что в ресторане, то только в кошерном! А раньше я мог с ним в ресторане только пить виски…»