«Родители поддерживали меня во всём»
Ольга родилась в Оренбурге, но всегда была уверена, что однажды уедет из родного города. «Мне казалось, что он очень маленький, ‒ улыбается Ольга. – А хотелось чего-то крупного, неважно чего, главное, чтобы был масштаб».
Грандиозные цели появились не сразу. Ольга училась в гимназии, затем перешла в еврейскую школу «Ор-Авнер». К тому моменту вместе со старшей сестрой она активно участвовала в программах «Сохнута», и приезд раввина Гоэля Майерса стал для нее предвестником новой жизни. Одна из идей молодого раввина – религиозная еврейская школа – реализовалась достаточно быстро, и в седьмом классе Ольга перешла туда. Не сомневалась ни минуты: в школу перешли все ее еврейские друзья. Поддержали решение и родители – впрочем, как всегда: «Они всегда давали мне свободу. Никто не говорил, что я должна делать и кем быть. Мне оставляли свободу выбора и поддерживали абсолютно во всём».
Эта поддержка стала для Ольги прочным фундаментом веры в себя и придала сил в поисках своего места в жизни. Другой опорой стала школа «Ор-Авнер». Обстановка в ней разительно отличалась от привычной – свободой, творчеством, вниманием к склонностям учеников. «Там была необыкновенно теплая и поддерживающая атмосфера, ‒ вспоминает Ольга. – В ней дети раскрывались, и моя жизнь заиграла новыми красками». В старших классах Ольга увлеклась биологией и химией, стала мечтать о карьере медика. Упорная учеба, репетиторы, успешно сданные вступительные экзамены… и вдруг – неожиданный и, казалось бы, нелогичный отказ от мечты, к которой шла три года. Поступив в медицинский университет, Ольга забрала документы, чтобы отнести их в Московскую государственную юридическую академию (МГЮА).
Как в 17 лет решиться на такой решительный шаг? Наверное, сыграли роль и уверенность в безусловной поддержке родных, и привитое школой уважение к собственным мыслям и чувствам. Но была еще и интуиция. Как признается Ольга, в тот момент особой тяги к юриспруденции она не ощущала: «Мне просто хотелось работать в международной сфере. Лет с 13 я довольно много путешествовала, мне хотелось увидеть мир, сделать его частью своей жизни. А в МГЮА как раз открыли отделение международного частного права. И я решила, что это судьба».
«Самое важное – знать, какой цели хочешь добиться»
После университета Ольгу ждала Москва. Точнее, это она ждала возможности переехать в столицу и сделать шаг в мир большого бизнеса: без связей, без протекции, но с хорошей подготовкой, красным дипломом юриста, желанием профессионально расти и верой в себя. «Я хотела работать в сфере международного бизнеса, поэтому подавала резюме в компании с соответствующим профилем, ‒ рассказывает она. – Была уверена, что нужный вариант найдется, и верила в себя. Как это – не верить в себя?»
Лучшее предложение молодой юрист получила от небольшой международной консалтинговой компании. Особенно привлекло Ольгу то, что компания предлагала новым сотрудникам обучение: «Ведь пока учишься только по книжкам, ты не специалист». Поначалу, признается Ольга, было тяжело, но уже через три месяца она работала практически самостоятельно. А главное, убедилась, что попала туда, куда надо. Сделанный выбор вновь был интуитивным и вновь привел ее именно туда, куда следовало. Поэтому Ольга не считает чем-то особенным свои быстрые карьерные успехи: «Мне легко было двигаться вперед, потому что я понимала, куда идти и зачем. Это самое важное – знать, какая цель поджидает на горизонте, и чувствовать, что именно ее ты действительно хочешь добиться».
Кризис нагрянул, когда его ничто не предвещало. Один из двух братьев ‒собственников компании скончался после продолжительной болезни, а второй на некоторое время оказался погружен в семейную трагедию и не смог в полную силу вести дела. Ольга, к тому времени уже глава московского офиса компании, осталась одна. Это был тяжелый момент, признается она. Клиенты компании волновались, многие подумывали об уходе. «Клиенты в консалтинге ориентируются на бенефициаров, ‒ объясняет она. – И когда с акционерами что-то происходит, они начинают сомневаться, что структуры устоят». Ольге предстояло убедить клиентов, что компания в порядке, и она блестяще справилась с этой задачей. За то время, что она, уже в качестве младшего партнера, стояла у руля, не ушел ни один клиент, ‒ наоборот, их стало больше. Об этом она вспоминает с гордостью: «Когда меня бросили в эту пучину, я начала активнее развиваться, стала более самостоятельной. Это был огромный рывок, и я горжусь, что выдержала».
Теперь ей вновь хотелось большего, и она решила покинуть бизнес. После перерыва на декрет ее с радостью приняли на работу в один из крупнейших multi-family offices (независимые компании по управлению имуществом нескольких семей). Оттуда она перешла в Altus Capital – и поняла, что останется здесь надолго.
«Altus Capital специализируется на прямых инвестициях в быстрорастущие и недооцененные компании, ‒ объясняет Ольга. – Для меня интересна масштабность операций, работа с крупным бизнесом в разных отраслях, как с собственными инвестициями группы, так и с привлечением инвесторов. Каждый день я имею дело с проектами в разных странах, каждый день узнаю что-то новое. Эти впечатляющие задачи, крупные сделки ‒ сильнейший мотиватор. Я испытываю огромное удовольствие от того, что причастна к таким проектам».
Ольге нравится находиться в центре больших событий, нравится кропотливо, тщательно, с учетом всех изменчивых рыночных факторов создавать и готовить миллионные сделки. Специфика отрасли такова, что не все проекты доходят до стадии контракта. «Но когда хотя бы одна такая сделка реализуется, понимаешь, что всё не зря», ‒ признается Ольга.
«Каждый клиент – незаурядная личность»
Ольге интересны не только проекты, но и люди, с которыми связывает работа. Это было еще одним доводом в пользу консалтинга: умение общаться, или, как теперь говорят, софт скиллз, – ее сильная сторона. Ей интересно наблюдать, как люди, стоящие у руля большого бизнеса, добиваются успеха и что приводит их на вершину. У Ольги на этот счет сформировалось свое мнение.
«Крупные бизнесмены, которые становятся нашими клиентами, ‒ люди очень разные, ‒ рассуждает она. – Но все они смогли стать лидерами в своем деле. Какие качества их объединяют? Прежде всего, богатый жизненный опыт. Среди них нет тех, кто взлетел мгновенно и случайно. Во-вторых, эти люди умеют ждать. Они понимают: чтобы что-то получилось, надо постараться, приложить усилия и подождать, пока они окупятся. Ну и в-третьих, эти люди готовы брать на себя риски». Сама Ольга, по ее признанию, обладает этими качествами не в полной мере: у нее совершенно отсутствует толерантность к риску. «Особенно сильно это проявилось, когда я стала мамой, ‒ улыбается она. – Ну и потом, женщина всегда стремится к стабильности». Впрочем, как полагает Ольга, для руководителя консалтинговой компании это скорее плюс: «У нас в компании оценка рисков делается очень профессионально, мы всесторонне рассматриваем проекты и не беремся за те, у которых низка вероятность успеха».
Кем видит себя Ольга в профессиональной сфере лет через 10-15? Она улыбается: сегодняшний мир слишком изменчив, чтобы планировать всё настолько подробно. Впрочем… «Сейчас я делаю те самые проекты, о которых мечтала, ‒ говорит она. – Но всегда есть больший масштаб, более высокие ступени, и я не против двигаться в этом направлении. При этом я не карьеристка: у меня семья, ребенок, и это очень важная сфера моей жизни, которой я не хочу жертвовать. Для меня главное баланс, гармония всех сфер, которые для меня важны. Лишь тогда я по-настоящему счастлива».
В очередной раз искать баланс Ольге предстоит уже совсем скоро: этой зимой они с мужем ждут ребенка. Одновременно подходит к финишу ее проект: Altus Capital работает над новым для себя форматом инвестиционного мультистадийного фонда с гибким мандатом преимущественно для частных инвесторов, ориентированного на повышенную доходность в сегментах венчурного, прямого и Pre-IPO-инвестирования. Сейчас фонд находится на стадии привлечения новых инвесторов. «Венчурные и Pre-IPO-инвестиции сегодня крайне востребованы, ‒ объясняет Ольга. ‒ Мы обладаем глубокой экспертизой создания стоимости в недооцененных и быстрорастущих активах, поэтому можем предложить инвесторам доступ к уникальным проектам, не доступным широкому рынку. В рамках нового фонда такое предложение будет доступно на всех стадиях инвестирования ‒ от раннего быстроразвивающегося бизнеса до зрелых проектов, уже готовых стать публичными и подтверждающих свою оценку для выхода на рынок».
«Гармония – это главное»
С будущим мужем Ольга познакомилась на работе: он был одним из тех клиентов, что собирались покинуть ее прежнюю компанию. Она сумела уговорить его остаться. Сыграла ли в этом роль мгновенная взаимная симпатия? Наверное, да. Однако от знакомства до свадьбы прошло четыре года: у Тимура был бизнес в Германии, у Ольги успешная карьера в Москве, и оба не были готовы бросить создаваемое годами.
Ситуация разрешилась сама собой: у Тимура появились крупные клиенты в России, и центр его бизнес-интересов переместился сюда. Возможно, это была счастливая случайность, но интуиция и здесь Ольгу не подвела: с первой встречи она была уверена, что Тимур – ее будущий муж. «У меня были шидухи, и не один, меня много раз пытались с кем-то знакомить, но это ни разу не сработало, ‒ говорит она. – А тут, едва я успела его увидеть, уверилась, что он мой суженый».
Правда, уточняет Ольга, ее интуиция сработала не раньше, чем она заметила у Тимура маген-Давид. «Я всегда знала, что моим мужем будет еврей, ‒ говорит она. – Не потому, что так учили в семье, ‒ уверена, родители приняли бы любого моего избранника. Но я всегда была в общине, 80 % моих интересов связаны с еврейской жизнью, и для меня было важно, чтобы муж их разделял».
Тимур действительно разделяет интересы Ольги и во всём ее поддерживает. «Он понимает, что я могу быть счастлива, только если реализована во всём, что для меня важно, ‒ объясняет она. – Если у меня какие-то встречи, вечерние переговоры, он не только не будет против, но и посидит с ребенком, если необходимо. А вообще, секрет счастливой семейной жизни – в том, чтобы оба находились в гармонии с собой. Счастье у каждого свое, и если оно есть у взрослых, то и дети будут счастливы, потому что отражают нас во всём».
Для Ольги счастье – это баланс всех ее многочисленных интересов. Помимо семьи и работы, это и общение с друзьями, и спорт, и путешествия. «Я не могу без путешествий, это то, что меня воодушевляет, ‒ улыбается она. – Только приехав из одного места, я уже планирую поездку в другое. У меня огромные планы!» Год назад в жизни Ольги появилось новое увлечение – бокс. «Он помогает выпустить пар, сбросить негативную энергию, ‒ объясняет она. – Приходя домой после тренировки, я оставляю позади все рабочие проблемы и готова посвятить себя семье. Сейчас, конечно, на ринг не выхожу, но мечтаю вернуться».
Свободное время супруги проводят активно: устраивают вечеринки с друзьями, играют в мафию, ходят в кино и театр, ужинают в ресторанах, организуют развлечения для сына и его друзей. «У нас не так много времени для общения с друзьями, поэтому оно должно быть качественным, ‒ говорит Ольга. – Мы всё время что-то придумываем, сочиняем. У нас замечательный дружеский круг, и мы всегда можем устроить что-то новенькое!»
Не слишком ли утомительна столь бурная жизнь при столь напряженной работе? «Как известно, лучший способ расслабиться – это не напрягаться! – смеется Ольга. – Когда занимаешься тем, что любишь, не устаешь. Нужно любить то, что делаешь, и отказываться от того, что неприятно, ‒ тогда сможешь всё!»
«Когда я получаю, я всегда отдаю»
Еврейская традиция для Ольги – необходимая часть семейного быта. «На работе все знают, что в пятницу вечером меня нет, ‒ рассказывает она. – Муж каждый день накладывает тфилин, мы зажигаем свечи на шаббат, на праздники ходим в синагогу. Нашему сыну сейчас 4,5 года, мы показываем ему еврейские традиции, рассказываем о еврейском мире. Сейчас мы часто посещаем общину в Жуковке, но я бываю и в общине МЕОЦ, могу зайти на Бронную, была в «Среди своих», люблю замечательную общину Кляйнов на Арбате. Мне везде хорошо, я со всеми в хороших отношениях».
И всё же одна община ей особенно дорога: оренбургская. «Рав Гоэль Майерс и рабанит Кенерет Майерс были для нас необыкновенными людьми, ‒ говорит Ольга. – Молодые, прекрасные, полные интересных идей. Они показали нам, какой может быть еврейская религиозная семья, и на долгие годы стали для меня образцом». Сегодня Ольга поддерживает еврейскую общину Оренбурга регулярными частными пожертвованиями. «Это вопрос моей личной благодарности, ‒ объясняет она. – Когда я получаю, я всегда отдаю. Это у нас семейное: муж еще ревностнее относится к цдаке, чем я. Нам важно, чтобы наша помощь пошла действительно нуждающимся, а в регионах общинам живется труднее, чем в Москве».
В благотворительности Ольга участвует давно. Она была членом Женской лиги Российского еврейского конгресса, куда пришла по приглашению друзей: «Это было удивительно прекрасное сочетание интересного общения и благотворительности! В Лигу вошли замечательные, умные и сильные женщины, общаться с которыми было невероятно приятно. Для меня было очень сложно выбирать, кому направить помощь: это очень высокого уровня ответственность и непростое решение».
Сейчас Ольга и Тимур – активные участники бизнес-клуба «Соломон». Это, по словам Ольги, совершенно новый формат: если раньше благотворительные проекты объединяли в основном солидных людей с богатым жизненным опытом, то «Соломон» впервые собрал молодых, целеустремленных и заинтересованных. «Соломон» ‒ это не в последнюю очередь круг друзей, место встречи коллег; под одной крышей здесь кипит бурная социальная жизнь, в которой есть место и интересному общению, и дружеским посиделкам, и обсуждению бизнес-идей, и благотворительным проектам. «Ребята из «Соломона» ищут и находят тех, кому действительно нужна помощь, ‒ рассказывает Ольга. – Я полагаюсь на них. Надеюсь, когда-нибудь у нас будет возможность помогать большему числу людей или даже всем нуждающимся. У нас масштабные цели и большие планы. Совершенству предела нет!»