Выпуск #25

Илья Жегулев: «Даже люди либерального толка не верят в самостоятельный выбор народа»

Журналист ведущих российских изданий взял последнее интервью у Березовского, не дал себя съесть собакам Коржакова и проехал через весь Израиль на велосипеде. Может ли еврей стать президентом в России, что общего между ашкеназами и сефардами и надо ли было бояться победы Зюганова

Виктория Кац
Фото: Владимир Калинин
Мочить вне связи с национальностью

Ваша новая книга «Ход царем» посвящена главным образом окружению Бориса Ельцина, так называемой семье. Какой удельный вес был в 1990-е у олигархов еврейского происхождения? Как россияне воспринимали конфликт между Гусинским и Березовским?

Не думаю, что это считалось специфическими «иудейскими войнами», потому что Березовский и Гусинский то воевали друг с другом, то, наоборот, выступали в общей связке против Потанина. В пресловутом «деле писателей» Гусинский с Березовским были по одну сторону баррикад. Да и потом, когда олигархов начали выдавливать из страны, ни у кого не сложилось впечатления, что с ними борются из-за национальности. На их происхождении внимание не акцентировалось.

Медийная фигура

Илья Жегулев родился в 1979 году. Уже в 16 лет он основал печатную школьную газету «Поколение» и стал в ней редактором музыкального раздела. С 18 лет работал в информационном музыкальном агентстве InterMedia, а в 19 освещал Всемирную юношескую олимпиаду на телеканале ТВЦ.

В 2000 году Илья стал корреспондентом программы «Городское собрание» на ТВЦ. В 2001-м работал на сетевом телеканале АСТ. После поездки в Израиль принял предложение директора «Гилеля» СНГ Евгении Михалевой стать главным редактором ежемесячника «Москва-Гилель». С 2002 года параллельно работал корреспондентом отдела политики интернет-издания «Газета.ru».

За «Газетой.ru» последовал новый проект основателя «Ведомостей» и русского Forbes Леонида Бершидского ‒ аналитический еженедельник SmartMoney. Затем Илья работал старшим корреспондентом в компании Slon.ru, журналистом в ИД Axel Springer, обозревателем в Forbes.ru и шеф-продюсером на телеканале «Дождь».

Стоит ли вообще евреям в диаспоре пытаться влиять на политику?

Недавно Жириновский, которого зачем-то позвали на еврейское мероприятие, начал кричать: евреев, мол, не любят, потому что они всюду лезут ‒ в политику, в оппозицию… Мне кажется, что по национальному признаку вообще никого делить не надо. Хочешь идти в политику, душа у тебя к этому лежит, есть желание что-то менять в стране? Иди и не бойся. Если пойдешь в оппозицию, мочить тебя будут вне связи с национальностью.

Вы были последним человеком, который взял интервью у Березовского. Как он себя вел, как общался?

Во время того интервью на Березовском не было лица. Я не знаю, как это описать. Вид абсолютно потерянного человека. Мой любимый режиссер Георгий Данелия любит комедии, которые заканчиваются трагедией: веселишься, а в финале у тебя слезы в глазах. Березовский был зловещим в 90-е, в 2000-е стал комичным ‒ и неожиданно до глубины души трагическим. Жизнь Березовского ‒ именно такой данелиевский финал: радующийся, веселый и абсолютно живой человек потерял себя.

В недавнем подкасте вы рассказывали, как один из героев вашей книги, бывший охранник Ельцина Александр Коржаков потребовал: «Либо платите мне за интервью, либо купите мою книжку». Вы купили 10 экземпляров, попросили Коржакова поставить на каждом автограф, а потом эти книжки перепродали. Сработали еврейские гены?

Книги я продал по себестоимости, потому что я журналист, а не спекулянт. Но да, мне пришла в голову мысль: раз я эти книжки покупаю, почему бы их потом не продать, а раз буду их продавать, почему бы автору их не подписать? Другой момент ‒ Коржаков обещал в буквальном смысле спустить на меня собак, если я эти книжки не куплю.

У меня еврейские гены в другом: в умении договариваться, в хватке, в отсутствии зависти, в умении находить в любой ситуации повод посмеяться.

К каким выводам вы пришли, изучая новейшую российскую историю?

В истории очень многое зависит от случайного стечения обстоятельств. Личности, которые никогда не предполагали, что выдвинутся на командные позиции, выходят в лидеры. Другой мой вывод ‒ к сожалению, даже у тех российских политиков, кто ратовал за демократию, не выработалось демократического мышления. Даже люди либерального толка, которые хотят, чтобы были реформы и страна шла по демократическому пути, не очень-то верят в самостоятельный выбор народа. Поэтому они готовы ради демократии действовать недемократическими методами.

Вы намекаете на выборы 1996 года? К власти тогда мог прийти Геннадий Зюганов.

Не считаю, что произошло бы нечто ужасное. История не терпит сослагательного наклонения, но, насколько я понимаю, Зюганов и сам в какой-то момент испугался, что станет президентом. Вот, например, украинский народ выбрал Зеленского. Многие боялись: как так, комик станет президентом, страна просто улетит в пропасть! Не улетела.

Я считаю, что народ имеет право выбирать того, кого хочет. Зюганов продолжал бы функционировать в парадигме демократической страны, ему нужно было бы выстраивать отношения с Западом, потому что там кредиты. Погрузить страну обратно в голод Геннадий Андреевич вряд ли хотел.

Кстати, о Зеленском. Возможен ли в России президент еврейской национальности?

В Украине, где Зеленский победил с огромным рейтингом, были еврейские местечки. Украинцы привыкли жить с евреями. Конечно, были и националисты, и коллаборационисты, но сейчас в Украине отношение к евреям довольно спокойное. В России народ никогда не выберет еврея президентом из-за имперской традиции, которая исходила из центра. Во время избирательной кампании Зеленского черный пиар был по полной программе, но вот этого вот «А-а-а-а, он же еврей!» не было. А в России негативное упоминание национальности вполне возможно.

Про Ельцина распускали слух о том, что его якобы зовут Борух Элькин.

Про Медведева тоже распускали похожие слухи.

Если бы существовала машина времени и вы, подобно герою Брэдбери, имели бы право на одну-единственную поездку в прошлое, куда бы вы отправились и что изменили?

Возможно, попробовал бы прорваться к людям из ельцинской «семьи», к тому же Березовскому и предупредить, что произойдет через пару лет. С другой стороны, мне бы вряд ли поверили.

Религия не должна быть мрачной

С чего начался ваш интерес к еврейству? Воспитание?

Мой отец ‒ еврей советского типа. Мацу ел раз в год, знал о существовании нескольких еврейских праздников, но никогда их не отмечал в традиционном смысле этого слова. Бабушка и дедушка смотрели телевизор, периодически восклицая: «А, вот этот ‒ наш». Так что про еврейство отцу начал рассказывать я. Это его удивило ‒ и сблизило нас.

«Для меня Израиль ‒ очень дорогая страна с неочевидными карьерными перспективами».
Илья Жегулев

Впервые я столкнулся с еврейством в 2001 году, когда в первый раз поехал в Израиль. Это были волшебные 10 дней, моя первая поездка за границу. Потом мы со знакомой решили поехать автостопом по Европе. Она звонит мне и говорит: «Давай встретимся и обсудим поездку в клубе, там много места и никого днем нет». Это был «Гилель» ‒ международная студенческая еврейская организация. Там было очень комфортно, душевно, я впечатлился домашней атмосферой. Мне предложили заняться газетой московского «Гилеля», которая потом при моем участии выросла во всероссийский журнал «Страна Гилель». Это было интересно в проектном смысле ‒ найти журналистов, сделать так, чтобы люди конкурировали, желая опубликоваться в нашем издании.

Как можно расширить рамки общинного СМИ?

Я избегал местечковости и концентрации на иудаизме. Нас интересовало еврейство как таковое, мы делали интервью с интересными людьми, которым было что сказать по теме. Многие звезды соглашались, когда к ним подходили и говорили: «Я из еврейского издания. Можно взять у вас интервью?» Среди героев наших публикаций была, например, группа «Би-2» на пике популярности. Вообще, главной концепцией журнала было простым языком рассказывать о сложном. Например, в Песах номер был посвящен свободе как таковой. Мы хотели, чтобы читатели не боялись думать о своем еврействе, знали о нем и гордились им.

Для вас лично знакомство с еврейством вылилось в практические действия? Молитвы, изучение Торы… 

Признаюсь честно, до работы в «Гилеле» в синагогу я вообще не ходил, а потом начал посещать в образовательных, скажем так, целях. Мне стало интересно, как всё происходит. Тора ‒ великая книга, сформировавшая евреев как народ. Однако молитвы я читаю только в праздники и иногда в шаббат, и только для того, чтобы почувствовать, что в это же самое время евреи всего мира одновременно говорят то же самое. 

В прошлом году я ездил с семьей на свою фактически вторую родину, в украинский городок Меджибож. Дедушка просто чудом избежал гибели в Холокост. В 1941 году он повез своего отца на операцию в Днепропетровск, а сразу после их отъезда вошли немцы и убили всё еврейское население Меджибожа. Там есть свой Бабий Яр ‒ огромный овраг, в который сваливали тела евреев. У дедушки там остались все родственники.

В Меджибоже жил основатель хасидизма рабби Исраэль Баал-Шем-Тов. 

Дедушка всегда с уверенностью говорил, что наш род идет именно от него. Я даже пытался это проверить, но пока, к сожалению, не удалось. Метрические книги по Меджибожу не сохранились, есть лишь ревизские сказки (переписи) евреев Меджибожа за 1811, 1834, 1850, 1858 и 1875 годы. Значительная часть фонда, где они хранились, пострадала от пожара в апреле 2003 года, до сих пор идет рестраврация спасенных книг. Надеюсь, что когда-нибудь мне удастся восстановить нашу родословную вплоть до Баал-Шем-Това. 

Мне нравится, что основной элемент хасидизма ‒ радость. Религия не должна быть мрачной. Должна быть не богобоязнь, а радость от общения с Б-гом. Уныние ‒ грех; если ты несчастлив, это не из-за жизненных обстоятельств, а потому что ты не работаешь над своим счастьем. Мне этот концепт импонирует. При этом иногда кажется, что хасиды по щелчку пальца способны начать радоваться. Это может выглядеть довольно неестественно. 

Как бы вы сформулировали отличительные особенности еврейства?

Ощущение себя свободным, критическое отношение к миру, умение думать, сопоставлять, анализировать и делать свои выводы. Еще умение даже во время самых трагических событий проявлять чувство юмора, чтобы оно тебя спасало. Человек без самоиронии мне малоинтересен.

Ваш сын учится в еврейской школе…

…а до того полтора года ходил в еврейский детский сад. Еврейская школа находится в центре Москвы, садик ‒ на севере, но оказалось, что многих одноклассников Семен знает по детскому саду.

Вы каким-то образом формируете его национальную идентичность?

Считаю, что насильно привести к еврейству нельзя. Я предоставил ему право выбора. Еврейский контент подаю ему абсолютно ненавязчиво. Семен даже ради интереса сходил в католическую церковь, но в итоге ему там не понравилось. Позже он попросил найти ему адаптированную детскую Тору на русском языке, с удовольствием прочел, а потом самостоятельно нашел адрес еврейской школы и попросил нас пойти на собеседование с главным раввином Москвы, чтобы его туда приняли. 

Не боитесь крайностей с его стороны? Придет он из школы: «Папа, все евреи должны соблюдать кашрут и шаббат».

Семен довольно светский человек, еврейство ему интересно в той же плоскости, что и мне. У него были мысли перейти на кашрут, но в любом случае семьи это не коснулось. Он отмечает все праздники в школе и не только. Благодаря мне ходит на пасхальный седер лет с шести ‒ сначала как участник, а этой весной был ведущим настоящего взрослого домашнего седера, всё рассказывал и показывал.

Попутные апельсины

Вы бывали в Израиле несколько раз. Что нового можно увидеть в крошечной стране?

У меня там огромное количество друзей. Во время прошлого визита я всю страну объездил на велосипеде. Сначала покатил в Хайфу по поселочным дорогам, у меня как раз между Хайфой и Тель-Авивом живет школьная подруга. Поездка была невероятной: по пути срываешь с деревьев апельсины и ешь их, не сходя с велосипеда. Потом я добрался до Иерусалима, увидел Израиль немножечко изнутри, как и планировал. И встретился с друзьями, которые уехали в Израиль. Их очень много.

Какие-то израильские блюда перекочевали в ваше меню? Израильские певцы появились в плейлисте?

Любимая израильская еда, которую я стараюсь находить и в России, и в Украине, где сейчас работаю, – шакшука и фалафель. Мне нравится группа «Лола Марш», в ней очень талантливая солистка.

В Израиле для меня самое уникальное ‒ количество евреев на квадратный метр. Это другие евреи, не московские и не киевские, но всё равно я ощущаю какую-то близость с ними на интуитивном уровне. Многие, кто уехал в Израиль, разочаровались: «Там мы были евреями, а здесь нас считают русскими». Так как всё время в гостях, я обманываться рад. Но мне всё же кажется, что мы один народ. 

По каким критериям?

Из-за общей истории, ее начала. Выход из Египта, освобождение от рабства ‒ отправная точка. Я вижу невооруженным взглядом, что израильтяне ведут себя свободно, будь то восточные, европейские или эфиопские евреи. Могут спокойно сесть на тротуар. В Европе так себя ведут в основном неформалы, а в Израиле это в порядке вещей. И это здорово!

Еврейский анекдот от Ильи Жегулева

Умирает еврей. Его родственники составляют телеграмму, чтобы максимально сэкономить на словах: «Мойша всё». В ответ приходит телеграмма с одним словом: «Ой». 

Комментарий Ильи: «Сейчас анекдотов никто не рассказывает, но есть мемы ‒ еще более короткий жанр. Вот этот анекдот ‒ готовый мем».

О переезде не думаете?

Моя профессия ‒ журналистика ‒ не сильно предполагает спокойную жизнь в другой стране. Как бы я ни овладел ивритом, не смогу быть конкурентным для уроженцев Израиля, а тамошняя русскоязычная журналистика…

Второсортная.

Я не хотел произносить это слово, вы его сами сказали. Вряд ли мой приезд совершит переворот в этом положении дел. Кроме того, для меня Израиль ‒ очень дорогая страна с неочевидными карьерными перспективами. Всё-таки я не врач и не адвокат. И не программист. 

Виктория Кац
Фото: Владимир Калинин