Выпуск #10

Александр Генцис: «Я ощутил себя четвертым поколением, которое должно вернуться к вере отцов»

Наш собеседник занимается бизнесом много лет. Он взялся за фотоаппарат, чтобы, по его словам, развить другое полушарие мозга. Завораживающие результаты представлены в рамках персональных и музейных выставок: далекие страны, поднебесные ландшафты и, наконец, кабины знаковых самолетов. Почему на столе появляется маца, можно ли прожить в шаббат без гаджетов и откуда берутся идеи

Илья Аронов
Фото: Владимир Калинин

Человек за штурвалом

Ваша новая выставка называется «Управляемые небеса». Как родилась нетривиальная идея снимать самолеты изнутри?

Последние годы я развиваюсь как представитель жанра современной фотографии. Моя визитная карточка – проекты, которые обладают богатым визуальным контекстом с одной стороны и идеей связи поколений с другой.

В подмосковном поселке Монино есть Центральный музей Военно-воздушных сил, где собрано более 200 самолетов, начиная с моделей 20-х годов прошлого столетия и заканчивая современными летательными аппаратами. Волонтеры музея показали мне несколько кабин изнутри, и у меня появилось две мысли. Все мы, находясь в обычном самолете, невольно заглядываем за дверь пилота, чтобы посмотреть «как же у них там». Вторая мысль – практически никто не представляет себе, в каких условиях работали летчики 50-100 лет назад. Этот мир понятен лишь снаружи, тогда как ощущения человека, который сидит за штурвалом маленького металлического или даже фанерного самолета, его переживания и эстетика остаются недоступными для большинства людей на планете. 

Читайте также:
Штурвал в крепких руках

Один раввин сравнил человеческую жизнь с самолетом — надо знать, на какие педали нажимать и в какую сторону поворачивать штурвал, чтобы выбрать правильный курс. При этом необходимые знания предоставляет Творец. Выставка «Управляемые небеса» демонстрирует сочетание профессиональных умений и неприрученную стихию атмосферы, военную палитру в цвете хаки и буйство всех красок неба. Фонд культуры «Екатерина», Кузнецкий Мост, 21/5, 8 подъезд, вход с Б.Лубянки.

У меня стрельнула мысль: нужно дополнить изображение этих кабин моими пейзажами. Я как фотограф развиваюсь больше 20 лет, был более чем в 100 странах, у меня прошло 20 персональных выставок. Накоплен очень большой архив пейзажных фотографий, снятых с воздуха в самых разных частях света. Я снимал Шпицберген, льды в Гренландии, полет на воздушном шаре в Намибии, пирамиды в Мексике, заброшенный город в Бирме, Эверест… Так и появилась идея проекта, который передал бы зрителю ощущение управления самолетом, чтобы он ощутил себя за штурвалом.

Должны ли зрители специально подготовиться, чтобы в полной мере воспринять выставку? Скажем, почитать о развитии авиации, узнать, чем славен тот или иной самолет.

Достаточно просто прийти и посмотреть. В интернете тонны технической и визуальной информации, но цель современной фотографии – чтобы человек остановился, вышел из суеты современной жизни с ее бесконечными коммуникациями, разговорами по телефону, соцсетями и остался наедине с произведениями хотя бы несколько минут. 

К этому их побуждают прежде всего размеры фотографий, 170 на 120 см, они практически один в один передают размеры объектов. Максимальная детализация заставляет зрителей остановиться и подумать. К каждой фотографии – небольшие комментариями о модели, составленные вместе со специалистами в области исторических самолетов. Потом уже, когда появится базовый интерес и что-то зацепит, можно найти фактическую информацию в «Википедии» и других источниках. 

Вы упомянули немало стран, включая экзотические. Коснулось ли ваше творчество еврейской жизни или Израиля? 

Я принимал участие в выставке на День Иерусалима, который проходил несколько лет назад в саду «Эрмитаж». Специально для этого события я сделал специальную серию «Израильские дуэты». Изначально идея возникла у меня намного раньше. Я группировал две фотографии, сделанные в разных частях мира и объединенные одной мыслью. Между снимками могло пролегать несколько лет, там были запечатлены совершенно разные объекты, но идея была общая. Для дуэтов я использовал фотографии, снятые в Израиле, сравнивал их с другими странами. Зрителям выставка понравилась. 

Человек, который возьмет в руки фотоаппарат и начнет снимать на еврейскую тему, должен посмотреть вглубь себя, понять, что его волнует больше всего.
Саша Генцис

Представим, что есть начинающий фотограф, который хочет сосредоточиться на еврейской теме. Как ему удержаться от банальщины, детей с пейсами и израильских девушек с автоматом на плече?

Действительно, в условиях, когда ежедневно в облачные хранилища валятся миллионы снимков, сделанных по всему миру фотоаппаратами и смартфонами, найти свой путь в искусстве крайне сложно. Но я думаю, что в каждом деле самое главное – не сюжет, не композиция, а душа автора и его собственный взгляд. Если у него есть, так скажем, послание этому миру, которое он хочет выразить фотографиями, он найдет подходящие сюжеты.

Чтобы получилось, нужны не отдельные изображения, а серия работ, которая должна быть объединена общей идеей. Слава Б-гу, в нашей культуре и духовности есть незыблемые понятия, которые волнуют людей на протяжении столетий. Человек, который возьмет в руки фотоаппарат и начнет снимать на еврейскую тему, должен посмотреть вглубь себя, понять, что его волнует больше всего. Будь то семейная традиция, праздники, отношения с детьми или разговоры и молитвы у Стены Плача. 

После этого самое главное – придумать, кому показать свои работы. С моей точки зрения, фотографа делает фотографом не то, какие изображения он снимает, а то, кто видит его изображения. Занимаясь проектом, нужно сразу подумать, в каком виде и кто сможет увидеть результаты труда. Это повлечет за собой и более честное отношение к процессу съемки, и более профессиональное отношение к результату. Люди смогут прочитать послание автора.

Еврейство по праздникам

Перейдем к автору. Влияла ли типично еврейская фамилия на советское детство?

Мне периодически доставалось, да. В классном журнале я единственный был записан евреем. Были и другие одноклассники соответствующей национальности, но все они были записаны русскими. Мне не дали золотую медаль, я понимал, что не поступлю в самые лучшие вузы. Поэтому даже не пробовал поступать в МГУ и в другие места, про которые мне дали понять, что шансов нет. 

Родители, которые меня очень любили и делали всё для того, чтобы я был счастлив, в плане еврейской жизни помочь мне не могли, потому что сами были оторваны от корней. Меня с еврейством связывала разве что маца, которая появлялась дома раз в году мистическим образом. Зачем она появлялась и что символизировала, мне никто не объяснял.

До недавнего времени я имел очень косвенное отношение к еврейской жизни, активно занимаясь работой. Наши компании «Диасофт» и «Медлайнсофт» автоматизируют банки и медицинские учреждения, и я был погружен в работу полностью. Несколько лет назад я начал отмечать еврейские праздники, стал помогать общине. Посещал синагогу в Песах и Рош-ха-Шана, три года назад держал первый раз пост на Йом-Кипур. Но опять же, это было «еврейство по праздникам».

Перелом произошел, когда я прослушал лекции раввина Гедалии Шестака из общины «Дор Ревии» («Четвертое поколение»). Я перекинул мостик через три поколения, которые были до меня, и ощутил себя четвертым поколением, которое должно вернуться к вере отцов. Благодаря таланту р. Гедалии, его доброте, глубине и такту я начал приходить каждую пятницу, потом стал правильно проводить праздники. Последние несколько месяцев наша семья соблюдает шаббат. Я читаю старшему сыну Тору, мы провели ему бар-мицву, младший сын тоже активно всем интересуется. 

Не сложно ли, будучи топ-менеджером и фотографом, на сутки отвлечься от гаджетов? Вокруг жизнь, которую хочется запечатлеть, да и бизнес требует постоянного вовлечения.

У меня много друзей, которые субботу соблюдают частично: например, не курят, но пользуются смартфонами. Такой путь плавного включения. Я считаю, что это не работает: надо либо делать, либо не делать. Тут нет середины. Когда я ощутил необходимость шаббата, я поговорил с женой. Слава Б-гу, она поддерживает все традиции, печет халы, зажигает свечи. Благодаря ее позиции мне было легко принять решение. Себе я сказал: «Всё», а друзьям и знакомым пояснил: «Ребята, сорри, в субботу я не буду вам отвечать. Если что-то надо сделать или решить, давайте либо до, либо после». 

Хочу сказать, что ничего не произошло катастрофического. Наоборот, шаббат – уникальный день, я очень рад, что мы начали жить по этим законам. Это мудрая традиция, которая сохранила народ и его душу. Благодаря тому, что есть такой день, можно абстрагироваться от обычной жизни и посвятить себя Творцу. 

Помощь свыше

Когда и почему вы начали заниматься фотографией?

Все люди хотят оставить след в жизни, протянуть ниточку дальше: кто-то строит большие дома, кто-то – большие компании, кто-то занимается искусством. Я изначально занимался большим бизнесом и понял, что большинство бизнесменов – люди состоявшиеся, у которых развито одно полушарие мозга. Поэтому они коллекционируют искусство, вкладывают деньги, меценатствуют, поддерживают художников и артистов.

С другой стороны, люди искусства живут достаточно сложной жизнью. У них эмоционально очень большой мир, но в материальном плане жизнь тяжелая. Мне показалось интересным развить оба полушария, чтобы и достаток в семье был, и при этом я мог бы дарить людям творчество. 

Фотография интересовала меня с детства, но, в отличие от многих других, 20 лет назад я провел свою первую выставку. Когда начал показывать свое творчество людям и почувствовал обратную связь, я понял, что должен продолжать делать свое дело. Каждый год я проводил по одной персональной выставке. Сначала приходили мои друзья, потом посетителей становилось всё больше и больше. Сейчас я уже представляю более крупные современные музейные фотографические проекты. Все фотографии и альбомы выпускаются к выставкам ограниченным тиражом. 

Где вы берете темы для творчества?

Жизнь дает. Два года назад прошла выставка «Социалистический сюрреализм», история советской индустриализации через призму завода «ЗИЛ». Я не искал эту тему, она меня нашла благодаря друзьям и знакомым. Самолеты тоже меня нашли. Моя задача – распознать то, что интересно, что идет из глубины души.

Пользуясь религиозной лексикой, это Провидение, помощь свыше?

Эта помощь идет постоянно. Сам факт рождения последнего проекта – это огромная помощь. Центральный музей ВВС принадлежит Министерству обороны. У меня там никаких связей не было. На экспозиции представлены военные самолеты. Экскурсий по кабинам нет.

Факт появления этого проекта – огромное чудо. Во-первых, ко мне пришла идея. Во-вторых, я нашел волонтеров, которые начали мне помогать, я познакомился с руководством музея, и оно меня поддержало. Хотя в принципе я буквально пришел с улицы. Это никак нельзя объяснить, кроме как помощью от Всевышнего. Это не рациональная история. 

Первым делом, как поется в песне, самолеты. А что потом? Какие у вас творческие планы?

Сейчас есть два проекта. Первый – «Социалистический сюрреализм», связанный с ЗИЛом. Он был представлен в 2018 году в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, а в 2019 году стал спецпроектом V Индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбурге. Мы с продюсером проекта Евгенией Генцис активно продолжаем продвигать этот проект. Рассматриваем также возможные варианты в Израиле, где Женя сейчас живет. Вообще, там много русскоязычной публики, для которой эстетика ЗИЛа является крайне узнаваемой и могла бы быть, как мне кажется, интересной. 

Выставка «Управляемые небеса» открылась 10 сентября, она будет работать два месяца. Я рассчитываю, что ее посетит большое количество зрителей и она получит хороший отклик в прессе. Потом выставка может быть показана в разных местах, где живут люди, интересующиеся и современной фотографией, и авиацией, и всем тем, что связывает нас с нашими корнями и нашей историей. Всевышний дал возможность творить, и я делюсь этим активно. 

Илья Аронов
Фото: Владимир Калинин