Шмуэль-Цви Гольцман известен как меценат, скупавший земли для еврейских сельскохозяйственных поселений. Но мало кто знает о его приключениях, а там хватит историй на целый роман об идеалисте и авантюристе, каких в те времена было немало
Сегодня его помнят в основном как «отца Гуш-Эциона», но это несправедливо. Да, в 30-х годах прошлого века Гольцман скупал земли в районе гор Хеврона, что оказалось не выгодно с экономической точки зрения. Но поле его деятельности было намного шире. Стоит напомнить об этом.
Иерусалимский мальчик в большом мире
Шмуэль-Цви Гольцман (Holz переводится на иврит как эц – «дерево») родился в 1883 году в Старом городе Иерусалима в семье религиозных евреев, прибывших в Палестину из Пинска (Беларусь). Его родители вывезли из Российской империи станки для отжима винограда и виноделия, так они и зарабатывали на жизнь. Шмуэль-Цви учился в хедере и проявил большие способности в изучении Торы, но также он увлекся ботаникой. В Старом городе не было места для садика – мальчик организовал его на крыше дома. Когда ему исполнилось 15 лет, родители решили отправить сына в Америку изучать еврейское право. Все ждали возвращения домой молодого раввина. Но ешива была последним местом, которое интересовало любознательного парня. Он путешествовал по Америке и решил, что хочет разбогатеть. В далекой Австралии развивались золотые прииски. Недолго думая, Гольцман собрал вещи и переехал на другой конец мира. В Австралии ему крупно повезло: он не только разбогател, но и стал владельцем прииска, который назвал «Гора Цион». Гольцману было тогда только 17 лет. К тому времени приехал и брат, остававшийся в Иерусалиме. Он стал управляющим прииска, а Шмуэль-Цви разъезжал по Новой Зеландии, Южной Америке, Малайзии. Везде ему сопутствовала удача, и в 20 лет это был уже очень богатый человек. Но тоска по родине все-таки пересилила, и в 1903 году Гольцман вернулся в Палестину. Молодой человек решил, что все новшества сельского хозяйства большого мира можно испробовать на этой жаркой земле.
Специальная плантация
До Гольцмана считалось, что в Палестине можно выращивать только апельсины и мандарины – больше ничего не приживется. Чтобы доказать обратное, он приобрел плантацию в Ришон-ле-Ционе. Четыре года заняла подготовка нового дела. Сделали даже искусственную систему орошения, что было тогда редкостью. Гольцман подружился с Авраамом-Зеевом Гордоном, богатым предпринимателем, прибывшим в Палестину в конце XIX века. Вначале Гордон поселился в Реховоте, а потом переехал в Ришон-ле-Цион. Дружба привела к тому, что в 22 года Гольцман женился на Аелет Гордон. Через два года молодые люди поехали в Юго-Восточную Азию, откуда привезли более ста сортов тропических растений, в том числе и бананов, а из Таиланда – фрукт помело, которого никто в Палестине не видел. На судне организовали специальную систему орошения, так как дорога была длинной. Корабль успешно прибыл в Яффо, но турецкие таможенники не давали разрешения на разгрузку растений. Взятка не помогла, и две трети растений погибло. Оставшиеся с трудом прижились на специальной плантации. С тех пор в Израиле появились бананы и помело.
Не пряча голову в песок
Но Гольцман не мог успокоиться – появилась идея разводить страусов. Богатые египетские дамы жаловались, что страусиные перья быстро ломаются на шляпах. Спрос породил предложение, тем более опыт уже был: в 1899 году Гольцман выращивал страусов в Южной Африке и заработал неплохие деньги. Он направился в Африку, купил цыплят, но оказалось, что закон запрещает вывозить страусов. Выход нашелся в Судане, закупили 11 цыплят и привезли в Палестину. Их поселили для начала во дворе Гордона, что очень понравилось соседским детям. Гольцман обнаружил, что страусы не обрывают плоды с деревьев, а подбирают упавшие фрукты с земли. Птиц перевели на плантацию, чтобы занимались очисткой. Хотя половина птиц не смогла приспособиться к климату, выжившие давали много пера и яиц и принесли большой доход.
Что такое танжело
У четы Гольцман родилось трое детей. В 1914 году родители решили приобщить детей к английской культуре и поехали в Австралию. Но поездка затянулась – началась Первая мировая война. Плантацию в Палестине оставили на надежных управляющих. Семья Гольцман начала развивать бизнес в Австралии. А плантация в Палестине перестала работать. Во время мировой войны работники просто разбежались. Через четыре года Аелет решила остаться в Австралии, пока не подрастут дети. Шмуэль-Цви не возражал. Его дела шли успешно – он даже стал мировым судьей. Но в 1927 году он сообщил жене, что возвращается домой. Теперь он привез 200 видов новых растений. На этот раз удалось легко сойти на берег: английские власти не чинили препон. Все растения перевезли в Реховот, впоследствии там открылся сельскохозяйственный факультет Иерусалимского университета. На новой специальной плантации высадили ореховые деревья, помело, бананы, фисташки и танжело (гибрид мандарина и помело). Имя Гольцмана знала вся страна, пять лет он развивал плантацию. Он ездил по миру, собирал растения, скрещивал их и получал новые сорта, после чего бесплатно отдавал саженцы в сельские поселения.
В гору
В 1932 году Гольцман решил заняться скупкой земель и строительными подрядами. Он считал, что цена цитрусовых скоро упадет и нужно выращивать другие фрукты, для которых подходит горный климат. А также нужно было основать еврейские поселения в ответ на арабские погромы 1929 года. Так появилась компания «Эль ха Гар» («В гору»). Было приобретено 20 000 дунамов (2 000 гектаров) земли. Стали торговать, пытались даже привлечь международных инвесторов, но тут началась война Италии и Эфиопии, что затруднило перевод денег. Пытались договориться с германским правительством о перевозе евреев в поселения, но из этой затеи ничего не вышло. А тут и местное еврейское самоуправление оказалось недовольно. Оно придерживалось социалистической ориентации, и инициатива миллионера из Реховота не понравилась. Началась травля в газетах. Вскоре произошли очередные погромы в 1936 году – и так уничтожили все поселения. Только в 40-х годах часть земель была продана.
И опять к золоту
После истории с покупкой земель Гольцман оказался на грани банкротства. В 1938 году они с женой переехали в Англию, надеясь пожить спокойно рядом с сыном, но английский климат им не подошел. Шмуэль-Цви прознал про золотые прииски в Британской Гвинее и в Южной Америке. Следующие 12 лет он занимался добычей золота. К старости Гольцман посвятил себя писательскому труду, было издано четыре книги его рассказов. Он вернулся домой окончательно в 1951 году, жил в скромной квартире в Реховоте, иногда пописывал в местные газеты. Умер в 1960 году, а через семь лет евреи вернулись в Гуш-Эцион.