Мордехай и Шейндл Кантор: «Ребенок — это удовольствие для двоих»

Действующие лица: Мордехай, 25 лет, Шейндл, 21 год, Ханна, 8 месяцев. Моти и Шейнди выросли в семьях, где еврейские ценности не абстрактное, отвлеченное понятие, а то, на чём строится жизнь, отношения, воспитание детей. Возможно, оттого эти совсем молодые ребята наполнены подлинным идишкайтом, как будто они перенеслись в наше время из совершенно другой эпохи

Традиция

Шейнди родилась в Москве в религиозной хабадской семье: «В нашей семье всегда было весело, и у нас, детей, сохранилось много потрясающих воспоминаний. Мы всегда были уверены в своей семье. В доме царила интеллектуальная атмосфера: папа — редактор книг. Мои родители из Одессы, мы туда часто ездили, и поэтому я также могу назвать себя одесситкой».

Мордехай и Шейндл Кантор

Моти же родился и вырос в Казани в традиционной, но несоблюдающей семье. К религиозному образу жизни семья Кантор пришла именно благодаря Моти, который уже в 13 лет ярко проявил задатки будущего раввина и шалиаха Ребе. «Перед бар-мицвой родители отвели меня на занятия к раввину Казани Ицхаку Горелику, который произвел на меня очень сильное впечатление. Папа подарил на бар-мицву поездку в Америку. Там я заболел. Мы поехали на Оэль к Ребе, и я очень быстро пришел в себя. После этого папа согласился, что наша семья должна соблюдать кашрут. С того же лета я стал постоянно носить кипу. Перед первым сентября мама очень деликатно спросила меня, не собираюсь ли я снять ее к возвращению в школу. На что я ответил: «Нет, мама, я боюсь быть без нее», — рассказывает Моти.

Наследство

Моти и Шейнди с огромной теплотой и гордостью вспоминают свое детство и юность. Родители для них — постоянный пример, и молодые хотели бы перенять ценности своих семей, чтобы построить собственный крепкий и счастливый еврейский дом. Моти очень важно, что родители всегда относились к нему и брату с уважением, как к взрослым и самостоятельным личностям. Ему также хочется перенести теплоту отношений папы и мамы в их отношения с Шейнди. «В любой трудный момент родители знают, что они есть друг у друга. Они не только до сих пор влюблены друг в друга, но и являются близкими друзьями».

Шейнди же считает одним из главных родительских подарков то, что мама и папа привили ей уверенность в своих силах и осознание уникальности своего жизненного пути: «Не надо смотреть, как делают другие. Я на своем пути, и никто не может изменить его».

Знакомство

«У нас была не какая-нибудь история о встрече в Париже у Эйфелевой башни и любви с первого взгляда», — смеется Шейнди. Казалось бы, действительно, о какой романтике можно говорить, если у Моти и Шейнди было классическое еврейское сватовство шидух, и, как часто случается, уже на четвертом свидании Моти сделал будущей жене предложение? Но об истории своего знакомства, о случайной и оставшейся безмолвной встрече до первого свидания молодые люди рассказывают с такой нежностью, с таким смущением влюбленных, что понимаешь: это самая настоящая романтическая история, способная затмить даже праздничную иллюминацию Эйфелевой башни.

Решающие факторы в выборе спутника жизни

Для Шейнди при принятии решения о замужестве было очень важно, чтобы избранник оказался ментально ей близок: «Хотелось, чтобы человек был из похожей культурной среды. Я не могла представить рядом с собой кого-то из чужой страны, говорящего на другом языке: мне нужно, чтобы муж понимал шутки, не чувствовал себя чужим у меня в семье. Чтобы он был своим не только для меня, но и для моего окружения». В свою очередь, Моти с радостью отмечает, что у жены очень яркий характер, и с ней никогда не будет скучно.

Первый год вместе

Моти смеется: «Это было страшно интересно!» На первый, во многом психологически сложный год, когда супруги притираются друг к другу, молодой семье Кантор выпали исключительные обстоятельства: через полгода после свадьбы началась пандемия и локдаун. Тем не менее они вспоминают об этом времени с улыбкой и теплотой.

Жизнь втроем

Появление дочки Ханночки заставило Моти и Шейнди сразу повзрослеть: по их словам, они моментально почувствовали совершенно другую степень ответственности. Для обоих очень важно, чтобы еврейское воспитание не шло отдельным факультативом, но было естественной, неотъемлемой частью жизни ребенка с момента появления на свет. Кроме того, они уверены: чтобы дочь выросла хорошим человеком, родители должны прежде всего сами подавать ей пример.

Шейнди видит ролевую модель хорошего родителя в своем отце: «Я часто стараюсь представить, как бы он поступил в том или ином случае. Например, если у папы непростой период в жизни, он никогда не будет на это жаловаться. Он для меня остается примером сильного человека, который не требует от окружающих снисхождения, но сам готов всем помогать. Конечно, железных людей не бывает, но мне хотелось бы, чтобы наша дочка всегда знала, что мы ее опора».

Распределение обязанностей

Моти и Шейнди считают принципиально важным уйти от назидательного слова «обязанности». У супругов нет четкого распределения хозяйственных хлопот или дел, связанных с уходом за ребенком. Повседневная забота о дочке в их семье не является делом матери — Моти полноценно участвует во всех родительских делах, купает Ханночку, проводит с ней утренние часы, пока мама на работе. Для него всё это очень важно, ведь, несмотря на занятость, он не пропускает ни одного драгоценного момента взросления дочери. Шейнди уверена, что ребенок — это удовольствие для двоих.

Мордехай, Шейндл и Ханночка Кантор

Но Шейнди и Моти считают, что им повезло: у них есть помощь в лице тети Малки — младшей сестры Шейнди. Тетя остается с Ханночкой, когда молодая пара выбирается на вечерние мероприятия или просто хочет провести время вдвоем.

Распорядок дня

Ханна просыпается вместе с родителями. Первая на работу уходит Шейнди (она преподает в школе для девочек), а Моти остается дежурным по ребенку. Затем он отправляется на молитву, после чего занимается рабочими делами. Позже возвращается домой Шейнди и отправляется на обязательную ежедневную прогулку с Ханночкой. Вечером купает ребенка Моти, а укладывает Шейнди, за исключением пары раз в неделю, когда у Моти заняты вечера (он проводит уроки Торы для молодежи в Хабад Центре).

Праздники

Опыт совместного проведения праздников в семье Кантор пока небольшой. В длинные праздники, такие как Песах, супруги стараются совместить все социальные обязательства и личные удовольствия: провести праздник в семье и в общине, побывать у мамы и папы Шейнди, которые живут в Москве, а в идеале еще и навестить родителей Моти в Казани.

Совместная работа

Моти и Шейнди открыли «Бейт Хабад» — молодежную еврейскую общину при Высшей школе экономики, которая базируется при Хабад Центре раввина Шмуэля и рабанит Ханны Куперман. В ВШЭ и ранее существовал еврейский клуб, основанный Яной Нафталиевой; он очень поспособствовал деятельности четы Кантор на первых порах. Однако при всей успешности клуба он не мог обеспечить серьезный и основательный подход шалиахов Ребе. Сейчас в ВШЭ проходят праздники и шаббаты, уроки Торы (в рамках программы Stars), уроки иврита. Супруги Кантор рассказывают, что для многих студентов посещение пасхального седера стало первой в жизни трапезой в честь этого праздника. Когда Моти и Шейнди устраивали Пурим, их дебют в качестве общинного мероприятия, собралось почти 100 человек.

Супруги Кантор отмечают, что ребята в «Бейт Хабад» подобрались очень глубокие, искренне интересующиеся еврейством; пытливый студенческий ум способствует вдумчивому изучению традиции. Моти начал изучать Талмуд с несколькими студентами, и буквально через пару занятий у него возникло ощущение, что он находится в ешиве, настолько быстро молодые люди улавливают талмудическую логику.

Традиция на ютьюбе

«Еще я снимаю видосики», — смеется Моти. «Ты не снимаешь видосики. У тебя очень успешный ютьюб-канал!» — поправляет Шейнди. И действительно, год назад Кантор запустил канал «ЛаДаат», где в одиночку и вместе с известными людьми разбирает актуальные для молодежи темы с еврейской точки зрения. Успех на ютьюбе измеряется просмотрами: на данный момент их десятки тысяч, а качество контента одобряют даже религиозные снобы.

Известна история о том, как рабби Акива, добившись успехов в изучении Торы, сказал своим ученикам, что это заслуга его жены. Подобно ему, Моти уверенно заявляет, что успех канала — заслуга его супруги: именно Шейнди вдохновила мужа на запуск проекта и приняла решение инвестировать в «ЛаДаат» подаренные на свадьбу деньги.

Над производством видео также работают друзья Моти и его ближайший соратник Рувен Колин. На данный момент несколько больших еврейских организаций хотят сотрудничать с «ЛаДаат».

Быть собой

«Личная, персональная задача человека в этом мире — преодолеть то, что для него трудно. В работе же с людьми каждый должен проявлять все свои таланты, заниматься тем, что ему легко дается. Если тебе трудно соответствовать идеалу, который создал у себя в голове, окружающим тоже трудно будет увидеть в тебе этот идеал. Всегда нужно быть собой», — считает Моти. Шейнди соглашается и добавляет, что оба они стараются быть собой, «потому что люди тянутся за настоящими людьми».

Главное для семейной гармонии

По мнению четы Кантор, самое главное в отношениях — постоянное внимание мужа к жене и жены к мужу. Любые проблемы нужно считать не более чем временными внешними обстоятельствами. Не надо поддаваться эмоциям, важно твердо знать, что союз мужа и жены — самое ценное и главное в жизни обоих.

«Те, кто думает, что брак — это легко, ошибаются. Это как работать на стройке: ты постоянно, ежедневно трудишься. И ваша общая задача — чтобы этот труд был в радость, а вам друг с другом было хорошо», — заключает Моти.