В Нальчике во время Второй мировой войны случилось настоящее пуримское чудо. Один человек с помощью костюмов, песен и плясок смог спасти от смерти несколько тысяч джухури — евреев Кавказа. Этого человека звали Маркел Шабаев (1907–1978), и был он самым известным в городе портным. Офицер вермахта предупреждает евреев об опасности, джухури показывают фашистам потемкинскую деревню, а немецкая генеральская шинель защищает от мародеров.
Еврейская агитбригада
В 1907 году в Нальчике у местного портного Авигадула Шабаева и его жены Дарьи Исаевич родился сын Маркел. Семья Шабаевых была одной из самых уважаемых не только в Еврейской Колонке (так в народе называли тогдашний район Нальчика, где жили горские евреи), но и во всём городе: Авигадул Шабаев шил лучшие в Нальчике каракулевые шапки — традиционный головной убор местных джигитов.
Воспитанием детей в основном занималась мать — Дарья Нахшумовна. Она была родом из Грозного, города, где особенно строго относились к соблюдению еврейских обычаев. Дети получили традиционное еврейское воспитание, хотя, помимо этого, изучали светские науки и искусства. Старшая сестра Маркела стала первой женщиной-геологом на всём Северном Кавказе. Маркел же с детства проявлял потрясающие способности к творчеству: прекрасно рисовал, танцевал, брал уроки игры на скрипке и сочинял стихи на нескольких языках.
В 1929 году талантливый молодой человек возглавил агитбригаду. Так назывались творческие объединения молодых людей, выступавших со спектаклями и концертами. Агитбригада Шабаева имела интересную специфику — она состояла из горских евреев и должна была популяризировать еврейское народное творчество. Советское государство активно занималось «культурным строительством» и проводило политику «коренизации» — поощрения малых народов, так что инициатива Шабаева попала в общую «струю». Внутри бригады действовали три студии: театральная, хореографическая и музыкальная. Песен на татском языке хватало, а вот пьес почти не было, поэтому Маркел сочинил свою собственную, под названием «Рабы Багдада» — нечто невероятное по тем временам.
Из князей в портные
Очень скоро молодые евреи стали участниками кабардино-балкарских областных, северокавказских краевых и всесоюзных олимпиад (так тогда называли смотры художественной самодеятельности) и прославились на весь Кавказ. А в 1934 году у коллектива появился уже профессиональный танцевальный ансамбль «Кабардинка», который существует до сих пор.
Шабаева, скорее всего, ждало большое театральное будущее, но в 1935 году скончался его отец Авигадул, и забота о большой семье легла на плечи молодого человека. Пришлось оставить надежды на дальнейшую учебу и занятия творчеством. Как старший мужчина в большой горской семье, Шабаев был вынужден вернуться к семейному ремеслу — пошиву «кабардинок».
Другой бы на его месте загрустил, а Маркел стал с энтузиазмом осваивать новое для него дело. Помимо папах, он быстро овладел искусством кройки и шитья мужских костюмов. Местным начальникам на работе давали отрезы тканей, и они несли их молодому портному: модные костюмы, как у больших начальников в столице, в Нальчике умел шить только он.
Миссия невыполнима
С началом Великой Отечественной войны Маркела Шабаева, как и большинство местных мужчин, призвали в Красную армию. Летом 1942 года, находясь в районе Сталинграда, красноармеец Шабаев получил приказ раздобыть для подразделения брезент. Часть испытывала трудности с необходимыми материалами, и Шабаев вспомнил, что в Моздоке была брезентовая фабрика. Доложив об этом командиру, он получил в свое распоряжение грузовой автомобиль и бумагу для моздокского военкомата. Путь в Моздок лежал через город Прохладный, который находился всего в 60 километрах от Нальчика. Шабаев, сделав небольшой крюк, заночевал дома. Утром дорогу в Прохладный неожиданно закрыли — немцы перешли в наступление. Пришлось Маркелу остаться в прифронтовом Нальчике вместе с семьей.
Унижение для горца
В конце октября 1942 года в город вошли немецкие и румынские части. Над евреями Нальчика нависла смертельная угроза, но они пребывали в неведении. Опасность положения понимал только Маркел Шабаев. Побывав в армии, он прекрасно знал, какая участь ожидала его народ: через линию фронта просачивались сведения о зверствах гитлеровцев по отношению к евреям. Ему самому угрожала еще большая опасность: пленных красноармейцев еврейской национальности даже не отправляли в лагеря, а убивали на месте.
Вместе с фашистскими войсками в город вошли части СС и СД, занимавшиеся окончательным решением еврейского вопроса. По приказу командира айнзатцгруппы D группенфюрера Вальтера Биркампа всем евреям было предписано зарегистрироваться и носить опознавательный знак — желтую звезду Давида. Горские евреи саботировали этот приказ — неслыханное унижение для кавказца носить какие-то метки!
Нацистский пособник евреев
Но фашисты, прекрасно осведомленные о наличии в Нальчике коренного еврейского населения, решили добиться своих целей другим путем: в середине ноября 1942 года оккупанты приказали всем без исключения евреям (и горским тоже) собраться рано утром у здания комендатуры. Повод был выбран самый незначительный: будущие жертвы не должны были заподозрить, что им грозит.
В это время в доме у Шабаева находился на постое немецкий офицер. Он по секрету сообщил хозяину о планах эсэсовцев и о том, что на Шабаевых получен донос: одна соседка сообщила, что они евреи. «Будь начеку, Маркел!» — немец неплохо говорил по-русски.
Маркел Шабаев с родственниками за ночь обошли почти всех жителей Колонки, предупреждая об опасности и убеждая саботировать этот приказ. Утром у здания комендатуры собрались несколько десятков семей еврейских беженцев и три семьи горских евреев. Всех их расстреляли.
Все кавказцы — братья
Смерть такого количества евреев не удовлетворила эсэсовцев. С непривычки разобраться, кто кабардинец, кто тат, кто балкарец или горский еврей, оккупантам было сложно, но они были убеждены, что со временем смогут выявить и уничтожить всё еврейское население Нальчика.
Нужно было действовать быстро и решительно. Шабаев обратился за поддержкой к братьям-кавказцам. В Нальчике оккупанты создали «Представительство интересов Кабардино-Балкарии» под руководством бывшего советского адвоката из знатного рода Салима Тагировича Шадова — фашисты надеялись таким образом завоевать симпатии местного населения. Шадов был знаком Шабаеву по театральным временам.
«Еврейские герои» — это проект про личности. Биографии неизвестных и малоизвестных евреев, чьи поступки вели к осуществлению их мечты, были сильнее антисемитизма и давления режима — будь то нацистский или советский. Их героизм зачастую состоял в том, что они решились плыть против течения и не сдаваться. Проект «Еврейские герои» работает над увеличением объема и доступности информации об интересных личностях еврейского происхождения. В фокусе исследования выдающиеся ученые, спортсмены, деятели культуры, врачи, герои войны, «отказники», политзаключенные и узники концлагерей, о которых мы так мало знаем.
Читайте истории еврейских героев на сайте jewishheroes.live
Придя в Представительство во главе делегации горских старейшин, Шабаев сообщил Шадову о планах фашистов. Салим Шадов срочно связался с командующим группой войск А на Кавказе генерал-фельдмаршалом Эвальдом фон Клейстом, и тот подтвердил, что СС и СД готовятся к уничтожению горских евреев в Нальчике и окрестных населенных пунктах. Операцией должен был заниматься оберштурмбаннфюрер СС Алоис Пештерер. В конце декабря 1942 года он обратился к коменданту Нальчика, командиру собранного из местного населения батальона «Бергман» — Теодору Оберлендеру — с просьбой выделить роту солдат, чтобы помочь расстрелять 2.000 горских евреев.
Нееврейские евреи
План Шадова был смел. По его настоянию в Нальчик в качестве эксперта-этнографа отправили русского немца, Николая Поппе, ученого и этнографа. Его помощником был назначен специалист по Кавказу профессор Дитерс из Боннского университета. Ознакомившись с материалами, Поппе составил меморандум о том, что, несмотря на иудаизм, горские евреи по своему происхождению не евреи, а таты — иранцы, принявшие еврейскую религию, близкие родственники татов-мусульман. Обычные горцы — каких народов только нет на Северном Кавказе!
Оберлендер, не заинтересованный портить отношения с местным населением, отнесся к меморандуму положительно и предложил эсэсовцам не спешить с экзекуциями, а для начала совершить инспекционную поездку в Еврейскую Колонку.
Такая забавная религия
Принять эсэсовцев в своем доме и познакомить их с местным населением должен был Маркел Шабаев.
Ни к одному спектаклю он не готовился так основательно, как к этому визиту, от которого зависела жизнь его самого, его семьи, всех родственников и друзей.
За несколько дней его стараниями Еврейская Колонка превратилась в образцово-показательный музей этнографии Северного Кавказа. Из домов вынесли всю европейскую мебель. Свитки Торы спрятали на кладбище. Евреев обрядили в кабардинские национальные костюмы. Старики в кабардинских папахах, сшитых Маркелом, выглядели настоящими аксакалами. Как тут не вспомнить Пурим — еврейский праздник с переодеваниями.
«Дорогих гостей» принимали с кавказским гостеприимством. Вино текло рекой, стол ломился от национальных яств. Ансамбль песни и пляски под руководством хозяина исполнял кавказские танцы. После ужина подвыпивших гостей повели на экскурсию по еврейским домам, где не осталось ничего еврейского, кроме самих евреев.
Оберфюрер СС Вальтер Биркамп и оберштурмбаннфюрер СС Алоис Пештерер были в восторге и вынесли общий вердикт: жители Колонки — таты, они просто не могут быть евреями! Пештерер даже проявил некоторую снисходительность: «Нас не интересует их забавная религия. Если они хотят быть иудеями по религии, нам всё равно. Расовые евреи — вот против кого мы выступаем».
Истинный ариец Шабаев
На следующий день, 26 декабря 1942 года, рейхсминистр оккупированных восточных территорий и один из главных палачей еврейского народа Альфред Розенберг получил отчет от Биркампа. Горских евреев решили не трогать. Более того, Маркелу Шабаеву, истинному арийцу и другу Германии, было доверено создать «Национальный совет татов» и дано ответственное задание: собрать в Колонке постельные принадлежности, теплые вещи, кухонную утварь для нужд оккупационных войск. Еврейская Колонка вздохнула с облегчением…
Шла война. Жизнь в Нальчике оставалась сложной. Немцы требовали хлеба и зрелищ — приходилось им всячески угождать. Их союзники — румыны — бродили по улицам и забирали у жителей всё, что попадалось под руку. Шабаев не терял присутствия духа и чувства юмора: однажды, взяв у какого-то важного немецкого начальника на подшив шинель, он повесил ее в сени — румынские мародеры, открыв двери и увидав внушавшего ужас орла, испуганно пятились на улицу.
Еврейский пособник нацистов
Нальчик был взят советскими войсками 4 января 1943 года. После освобождения города Шабаевым занялся Смерш — его арестовали за связи с оккупантами. Но быстро освободили — помогло письмо горских евреев на имя то ли Сталина, то ли Молотова. Особая инспекция Министерства внутренних дел республики в 1955 году пришла к окончательному выводу о невиновности знаменитого «горца».
До конца своих дней в 1978 году Шабаев был уважаемым членом горской общины. Он не только шил одежду всему городу, но и рисовал карикатуры, которые посылал в журнал «Крокодил». Он не расставался с музыкой и танцами. Ни одна свадьба не проходила без Шабаева, который, как правило, возвращался домой голодным: так веселил гостей, что не было времени на угощения.
Празднуя Пурим, горские евреи Нальчика вспоминают не только царицу Эстер, но и Маркела Шабаева, который спас их народ в 1942 году.