Эстер и Маркел — герои Пурима в Нальчике

В Нальчике во время Второй мировой войны случилось настоящее пуримское чудо. Один человек с помощью костюмов, песен и плясок смог спасти от смерти несколько тысяч джухури — евреев Кавказа. Этого человека звали Маркел Шабаев (1907–1978), и был он самым известным в городе портным. Офицер вермахта предупреждает евреев об опасности, джухури показывают фашистам потемкинскую деревню, а немецкая генеральская шинель защищает от мародеров.

Еврейская агитбригада

В 1907 году в Нальчике у местного портного Авигадула Шабаева и его жены Дарьи Исаевич родился сын Маркел. Семья Шабаевых была одной из самых уважаемых не только в Еврейской Колонке (так в народе называли тогдашний район Нальчика, где жили горские евреи), но и во всём городе: Авигадул Шабаев шил лучшие в Нальчике каракулевые шапки — традиционный головной убор местных джигитов.

Маркел Шабаев с детства проявлял потрясающие способности к творчеству

Воспитанием детей в основном занималась мать — Дарья Нахшумовна. Она была родом из Грозного, города, где особенно строго относились к соблюдению еврейских обычаев. Дети получили традиционное еврейское воспитание, хотя, помимо этого, изучали светские науки и искусства. Старшая сестра Маркела стала первой женщиной-геологом на всём Северном Кавказе. Маркел же с детства проявлял потрясающие способности к творчеству: прекрасно рисовал, танцевал, брал уроки игры на скрипке и сочинял стихи на нескольких языках.

В 1929 году талантливый молодой человек возглавил агитбригаду. Так назывались творческие объединения молодых людей, выступавших со спектаклями и концертами. Агитбригада Шабаева имела интересную специфику — она состояла из горских евреев и должна была популяризировать еврейское народное творчество. Советское государство активно занималось «культурным строительством» и проводило политику «коренизации» — поощрения малых народов, так что инициатива Шабаева попала в общую «струю». Внутри бригады действовали три студии: театральная, хореографическая и музыкальная. Песен на татском языке хватало, а вот пьес почти не было, поэтому Маркел сочинил свою собственную, под названием «Рабы Багдада» — нечто невероятное по тем временам.

Из князей в портные

Очень скоро молодые евреи стали участниками кабардино-балкарских областных, северокавказских краевых и всесоюзных олимпиад (так тогда называли смотры художественной самодеятельности) и прославились на весь Кавказ. А в 1934 году у коллектива появился уже профессиональный танцевальный ансамбль «Кабардинка», который существует до сих пор.

Театральная студия, для которой Шабаев сочинил пьесу «Рабы Багдада» на татском языке

Шабаева, скорее всего, ждало большое театральное будущее, но в 1935 году скончался его отец Авигадул, и забота о большой семье легла на плечи молодого человека. Пришлось оставить надежды на дальнейшую учебу и занятия творчеством. Как старший мужчина в большой горской семье, Шабаев был вынужден вернуться к семейному ремеслу — пошиву «кабардинок».

Другой бы на его месте загрустил, а Маркел стал с энтузиазмом осваивать новое для него дело. Помимо папах, он быстро овладел искусством кройки и шитья мужских костюмов. Местным начальникам на работе давали отрезы тканей, и они несли их молодому портному: модные костюмы, как у больших начальников в столице, в Нальчике умел шить только он.

Миссия невыполнима

С началом Великой Отечественной войны Маркела Шабаева, как и большинство местных мужчин, призвали в Красную армию. Летом 1942 года, находясь в районе Сталинграда, красноармеец Шабаев получил приказ раздобыть для подразделения брезент. Часть испытывала трудности с необходимыми материалами, и Шабаев вспомнил, что в Моздоке была брезентовая фабрика. Доложив об этом командиру, он получил в свое распоряжение грузовой автомобиль и бумагу для моздокского военкомата. Путь в Моздок лежал через город Прохладный, который находился всего в 60 километрах от Нальчика. Шабаев, сделав небольшой крюк, заночевал дома. Утром дорогу в Прохладный неожиданно закрыли — немцы перешли в наступление. Пришлось Маркелу остаться в прифронтовом Нальчике вместе с семьей.

Унижение для горца

В конце октября 1942 года в город вошли немецкие и румынские части. Над евреями Нальчика нависла смертельная угроза, но они пребывали в неведении. Опасность положения понимал только Маркел Шабаев. Побывав в армии, он прекрасно знал, какая участь ожидала его народ: через линию фронта просачивались сведения о зверствах гитлеровцев по отношению к евреям. Ему самому угрожала еще большая опасность: пленных красноармейцев еврейской национальности даже не отправляли в лагеря, а убивали на месте.

Вместе с фашистскими войсками в город вошли части СС и СД, занимавшиеся окончательным решением еврейского вопроса. По приказу командира айнзатцгруппы D группенфюрера Вальтера Биркампа всем евреям было предписано зарегистрироваться и носить опознавательный знак — желтую звезду Давида. Горские евреи саботировали этот приказ — неслыханное унижение для кавказца носить какие-то метки!

Нацистский пособник евреев

Но фашисты, прекрасно осведомленные о наличии в Нальчике коренного еврейского населения, решили добиться своих целей другим путем: в середине ноября 1942 года оккупанты приказали всем без исключения евреям (и горским тоже) собраться рано утром у здания комендатуры. Повод был выбран самый незначительный: будущие жертвы не должны были заподозрить, что им грозит.

В это время в доме у Шабаева находился на постое немецкий офицер. Он по секрету сообщил хозяину о планах эсэсовцев и о том, что на Шабаевых получен донос: одна соседка сообщила, что они евреи. «Будь начеку, Маркел!» — немец неплохо говорил по-русски.

Маркел Шабаев с родственниками за ночь обошли почти всех жителей Колонки, предупреждая об опасности и убеждая саботировать этот приказ. Утром у здания комендатуры собрались несколько десятков семей еврейских беженцев и три семьи горских евреев. Всех их расстреляли.

Все кавказцы — братья

Смерть такого количества евреев не удовлетворила эсэсовцев. С непривычки разобраться, кто кабардинец, кто тат, кто балкарец или горский еврей, оккупантам было сложно, но они были убеждены, что со временем смогут выявить и уничтожить всё еврейское население Нальчика.

Нужно было действовать быстро и решительно. Шабаев обратился за поддержкой к братьям-кавказцам. В Нальчике оккупанты создали «Представительство интересов Кабардино-Балкарии» под руководством бывшего советского адвоката из знатного рода Салима Тагировича Шадова — фашисты надеялись таким образом завоевать симпатии местного населения. Шадов был знаком Шабаеву по театральным временам.

«Еврейские герои»

«Еврейские герои» — это проект про личности. Биографии неизвестных и малоизвестных евреев, чьи поступки вели к осуществлению их мечты, были сильнее антисемитизма и давления режима — будь то нацистский или советский. Их героизм зачастую состоял в том, что они решились плыть против течения и не сдаваться. Проект «Еврейские герои» работает над увеличением объема и доступности информации об интересных личностях еврейского происхождения. В фокусе исследования выдающиеся ученые, спортсмены, деятели культуры, врачи, герои войны, «отказники», политзаключенные и узники концлагерей, о которых мы так мало знаем.

Читайте истории еврейских героев на сайте jewishheroes.live

Придя в Представительство во главе делегации горских старейшин, Шабаев сообщил Шадову о планах фашистов. Салим Шадов срочно связался с командующим группой войск А на Кавказе генерал-фельдмаршалом Эвальдом фон Клейстом, и тот подтвердил, что СС и СД готовятся к уничтожению горских евреев в Нальчике и окрестных населенных пунктах. Операцией должен был заниматься оберштурмбаннфюрер СС Алоис Пештерер. В конце декабря 1942 года он обратился к коменданту Нальчика, командиру собранного из местного населения батальона «Бергман» — Теодору Оберлендеру — с просьбой выделить роту солдат, чтобы помочь расстрелять 2.000 горских евреев.

Нееврейские евреи

План Шадова был смел. По его настоянию в Нальчик в качестве эксперта-этнографа отправили русского немца, Николая Поппе, ученого и этнографа. Его помощником был назначен специалист по Кавказу профессор Дитерс из Боннского университета. Ознакомившись с материалами, Поппе составил меморандум о том, что, несмотря на иудаизм, горские евреи по своему происхождению не евреи, а таты — иранцы, принявшие еврейскую религию, близкие родственники татов-мусульман. Обычные горцы — каких народов только нет на Северном Кавказе!

Оберлендер, не заинтересованный портить отношения с местным населением, отнесся к меморандуму положительно и предложил эсэсовцам не спешить с экзекуциями, а для начала совершить инспекционную поездку в Еврейскую Колонку.

Такая забавная религия

Принять эсэсовцев в своем доме и познакомить их с местным населением должен был Маркел Шабаев.

Ни к одному спектаклю он не готовился так основательно, как к этому визиту, от которого зависела жизнь его самого, его семьи, всех родственников и друзей.

За несколько дней его стараниями Еврейская Колонка превратилась в образцово-показательный музей этнографии Северного Кавказа. Из домов вынесли всю европейскую мебель. Свитки Торы спрятали на кладбище. Евреев обрядили в кабардинские национальные костюмы. Старики в кабардинских папахах, сшитых Маркелом, выглядели настоящими аксакалами. Как тут не вспомнить Пурим — еврейский праздник с переодеваниями.

«Дорогих гостей» принимали с кавказским гостеприимством. Вино текло рекой, стол ломился от национальных яств. Ансамбль песни и пляски под руководством хозяина исполнял кавказские танцы. После ужина подвыпивших гостей повели на экскурсию по еврейским домам, где не осталось ничего еврейского, кроме самих евреев.

Оберфюрер СС Вальтер Биркамп и оберштурмбаннфюрер СС Алоис Пештерер были в восторге и вынесли общий вердикт: жители Колонки — таты, они просто не могут быть евреями! Пештерер даже проявил некоторую снисходительность: «Нас не интересует их забавная религия. Если они хотят быть иудеями по религии, нам всё равно. Расовые евреи — вот против кого мы выступаем».

Истинный ариец Шабаев

На следующий день, 26 декабря 1942 года, рейхсминистр оккупированных восточных территорий и один из главных палачей еврейского народа Альфред Розенберг получил отчет от Биркампа. Горских евреев решили не трогать. Более того, Маркелу Шабаеву, истинному арийцу и другу Германии, было доверено создать «Национальный совет татов» и дано ответственное задание: собрать в Колонке постельные принадлежности, теплые вещи, кухонную утварь для нужд оккупационных войск. Еврейская Колонка вздохнула с облегчением…

Шла война. Жизнь в Нальчике оставалась сложной. Немцы требовали хлеба и зрелищ — приходилось им всячески угождать. Их союзники — румыны — бродили по улицам и забирали у жителей всё, что попадалось под руку. Шабаев не терял присутствия духа и чувства юмора: однажды, взяв у какого-то важного немецкого начальника на подшив шинель, он повесил ее в сени — румынские мародеры, открыв двери и увидав внушавшего ужас орла, испуганно пятились на улицу.

Еврейский пособник нацистов

Нальчик был взят советскими войсками 4 января 1943 года. После освобождения города Шабаевым занялся Смерш — его арестовали за связи с оккупантами. Но быстро освободили — помогло письмо горских евреев на имя то ли Сталина, то ли Молотова. Особая инспекция Министерства внутренних дел республики в 1955 году пришла к окончательному выводу о невиновности знаменитого «горца».

Маркел Шабаев и в преклонные годы любил шутить и развлекать публику

До конца своих дней в 1978 году Шабаев был уважаемым членом горской общины. Он не только шил одежду всему городу, но и рисовал карикатуры, которые посылал в журнал «Крокодил». Он не расставался с музыкой и танцами. Ни одна свадьба не проходила без Шабаева, который, как правило, возвращался домой голодным: так веселил гостей, что не было времени на угощения.

Празднуя Пурим, горские евреи Нальчика вспоминают не только царицу Эстер, но и Маркела Шабаева, который спас их народ в 1942 году.