Доска зеленая, или Куда послать учиться

В России еврейские школы априори считаются качественными. В Израиле, однако, свежие репатрианты обнаруживают, что уровень учебного заведения часто зависит от происхождения и политических воззрений родителей. Чем отличается московский хедер от иерусалимского, кому подойдет вальдорфская система и сколько стоит учиться в классе с дочерью сооснователя «ВКонтакте»

Не более 15 детей в классе; доска, к которой подключается iPad; ежедневные уроки английского; среди учеников — дети министра по делам социальной справедливости. Как вы понимаете, речь не о типичной израильской школе. Репортаж о The King Solomon School, месяц обучения в которой, по словам журналистов, стоит 4 600 шекелей ($1380), показали в центральном выпуске новостей и долго обсуждали в соцсетях.

Школа The King Solomon School, основанная Ицхаком Мирилашвили

Помните анекдот о сыне нового русского, который пожаловался родителям на въедливую классную руководительницу? «Завтра куплю тебе новую школу», — пообещал папа. Элитная частная школа, расположенная в Рамат-ха-Шароне на севере от Тель-
Авива, была создана Ицхаком (Вячеславом Михайловичем) Мирилашвили, бывшим совладельцем социальной сети «ВКонтакте», самым молодым долларовым миллиардером России и ответственным отцом.

Увы, The King Solomon School не резиновая, да и не у каждого есть возможность выкладывать за учебный год сумму, сопоставимую с трехлетним обучением в израильском вузе. Тем не менее найти хорошую государственную (читай: практически бесплатную) школу можно и нужно.

Сефардский Беня Крик

Начнем с азов. Израильские школы делятся на три категории: мамлахти (государственные), мамлахти-дати (государственно-религиозные) и ацмаи (независимые ультраортодоксальные). И если в диаспоре, включая российскую, школы с этнокультурным компонентом в большинстве случаев являются синонимом качественного образования (камерная атмосфера, чуткий педагогический состав, интеллигентные одноклассники), то в еврейском государстве всё сложнее. Будущего Беню Крика за партой можно встретить чаще, чем будущего Давида Ойстраха.

Первый принцип: хороший район — хорошее учебное заведение. За исключением отдельных городов вроде Иерусалима, выбор школы жестко ограничен местом проживания. В вашем микрорайоне три школы? Выбирайте из них или учитесь у старожилов фокусам типа фиктивной прописки в микрорайоне получше. Живете в поселке с тремя не особенно хорошими заведениями? Для отправки дитяти учиться в соседний город потребуется специальное разрешение, получить которое ох как непросто.

Ханука в школе, относящейся к направлению мамлахти-хареди

Качество микрорайонных школ зависит от социально-экономического статуса жителей. Как гласит украинская пословица, «Чому бідний? Бо дурний. Чому дурний? Бо бідний». Получить информацию о будущих соседях можно на сайте «Мадлан» (www.madlan.co.il). Вот, например, показатели района Рова Гимель в Ашдоде: 77 % обитателей не имеют аттестата зрелости, 39 % голосуют за ультрарелигиозную сефардскую партию ШАС, 44 % не работают; районные школы удостоились неудовлетворительных 29 баллов по 100-балльной шкале.

А вот для сравнения параметры тель-авивского района Цаала: 51 % жителей имеют высшее образование, на выборах 2015 года 55 % голосовало за леволиберальный блок «Сионистский лагерь». Районные школы — 85 баллов из 100.

Если абстрагироваться от политкорректности, вывод прост. В районе, населенном преимущественно ашкеназами (евреями восточноевропейского происхождения), детсады и школы с большой долей вероятности будут хорошими. Просто потому, что дети образованных родителей реже мутузят друг дружку и чаще прислушиваются к учителю, а папы-мамы с дипломами уделяют воспитанию одного-трех своих чад больше внимания, чем многодетные пролетарии Востока.

Беспроигрышная стратегия — поселиться в недешевом районе, сравнить тамошние школы и выбрать лучшую. На сайте «Мадлан» есть отдельный поисковик www.madlan.co.il/education, куда можно ввести название микрорайона и получить список учебных заведений с возможностью сортировки на светские, религиозные и независимые ультраортодоксальные. Вот благополучная иерусалимская Рехавия: школа им. Бен-Гуриона — 100 баллов, школа им. Генриетты Сольд — 87, государственно-религиозная школа «Ротшильд» — 82. Есть из чего выбирать.

Предположим, денег от проданной московской двушки хватает не на фешенебельный северный Тель-Авив, а на весьма разнородную Петах-Тикву. Тогда идите от обратного: ознакомьтесь с рейтингом городских школ, выберите пару-тройку ведущих и уточните информацию в дискуссионных группах на русском языке, таких как «Ехидны» в фейсбуке. Лучше один раз услышать от местных, чем 100 раз изучить сухие и устаревающие рейтинги. А вдруг в школе, считавшейся плохой, два года тому назад директором стал местный Макаренко? А вдруг год назад лучшая школа города начала массово интегрировать детей нелегальных мигрантов из Судана и Эритреи?

Если средства позволяют снять квартиру в районе, к которому приписана школа вашей мечты, поздравляем. В противном случае узнайте, есть ли в городе так называемые аль-эзори (дословно — надрайонные, региональные школы), которым разрешено принимать учеников вне зависимости от прописки.

Скромный парик для мамы

Вы нерелигиозны, ваш ребенок учится в «Эц Хаим» или гимназии ОРТ, и вам важна национальная составляющая: вехи еврейской истории, традиционное воспитание без фанатизма, чудо ханукального кувшинчика и рецепт оладий из мацы? Приготовьтесь к тому, что в хорошей секулярной школе всё вышеперечисленное преподают из рук вон плохо. Из уроков Танаха (Библии) ребенок вынесет разве что парочку зубодробительных терминов вроде хиастического параллелизма, а в канун Шавуота будет лакомиться йогуртом и яблоком, зная самый минимум о религиозном наполнении праздника.

Если такое положение вещей вас не устраивает, ищите секулярно-религиозные школы, относящиеся к набирающему популярность направлению мамлахти-мешалев (государственно-интегрированные). В таких учатся дети из нерелигиозных и либерально-религиозных семей, праздники здесь отмечают в традиционной, но ненапряжной обстановке, а Давид с Голиафом воспринимаются как герои увлекательного исторического эпоса. Подобные школы действуют под эгидой фондов «Мейтарим»
(www.meitarim.org) и «ТАЛИ» (www.tali.org.il).

Смешанная секулярно-религиозная школа. Удастся ли найти баланс?

Ваша семья религиозна, но записывать ребенка в ешиву с минимумом общеобразовательных предметов вам, выпускникам маткласса и изостудии, не хочется? Среди государственно-религиозных школ есть мамлахти-дати торани — заведения с углубленным изучением Торы и сопутствующих дисциплин. Учебный день там длится дольше, чем в обычных религиозных школах, мальчики и девочки учатся раздельно. Как правило, эти школы региональные, поэтому важно уточнить, какой процент составляют ученики из неблагополучных районов.

Предположим, вы принадлежите к конкретному ультраортодоксальному направлению и хотите, чтобы дети поступили в соответствующее учебное заведение на Святой земле. Долго и упорно консультируйтесь! Благо в том же фейсбуке много и преподавателей, и родителей, и выпускников. Помните, что стандарты российской ультраортодоксии существенно отличаются от израильских. В московской «Хедер Менахем» вряд ли интересуются наличием смартфона у отца или длиной юбки матери. В израильском хедере, ешиве или школе для девочек существует доскональный устав, касающийся не только учеников, но и их родителей: интернета дома быть не должно или он должен быть «кошерным», с жесткой фильтрацией контента; отцы должны носить светлые рубашки с длинными рукавами и темные брюки; от матерей требуется покрывать волосы «скромными париками» (цитата). Знаю случаи, когда детям выходцев из СНГ отказывали в приеме в то или иное престижное религиозное заведение, потому что родители выбивались из эталона: папа не учится в ешиве, а программирует, а мама работает не воспитательницей детсада или учительницей, а врачом! Для нерелигиозных пациентов! Включая мужчин!

Еще одна проблема вытекает из самого названия категории, к которой принадлежат ультраортодоксальные учебные структуры. Независимые школы ацмаи (за исключением сетей типа «Шуву», изначально рассчитанных на репатриантов и детей из слаборелигиозных семей) практически неподотчетны министерству просвещения в том, что касается учебной программы, а также известны общей непрозрачностью и неписаными строгими правилами. Если в государственно-религиозных школах к Пуриму родители скидываются на символический набор сладостей для любимой учительницы, то в ешиве каждая семья добровольно-принудительно выписывает меламеду праздничный чек на сотни шекелей. Телесные наказания, искорененные в государственной системе образования, тоже встречаются.

Демократический перпендикуляр

Промежуточным звеном между мамлахти-дати торани и ацмаи являются возникшие семь лет назад государственно-ортодоксальные школы мамлахти-хареди. Их чуть более полусотни; в списке есть заведения, относящиеся к движению ХАБАД, а также к литовской ветви иудаизма. Целевая аудитория таких школ — дети ультраортодоксальных репатриантов из англоязычных стран, а также «современных ультраортодоксов», нового сектора в израильском обществе, представители которого сочетают скрупулезное соблюдение заповедей с секулярным образованием и профессиональной карьерой. Религиозный компонент в государственно-ортодоксальных школах чуть больше, чем в мамлахти-дати торани, а идеологический сионистский — меньше.

В Израиле также действуют платные демократические и антропософские школы. В первых ученикам предоставлена максимальная свобода: они самостоятельно составляют расписание, в группах могут учиться разновозрастные дети, а табель выглядит не как таблица с оценками, а как список комплиментов вроде «Физика дается тебе лучше, чем в прошлом году». Результаты — у кого как. Нестандартный ребенок в такой школе может расцвести, но пофигист останется пофигистом с благословения дирекции. Знакомый студент, подрабатывающий уроками геометрии, был в ужасе от того, что 14летний школьник не знал, что такое прямой угол и перпендикуляр: «А мы учим то, что хотим!» В этом смысле демократические школы напоминают демократические страны: система одна, но Румынии далеко до Швейцарии.

Урок в антропософской школе. Шишки и ветки для единения с природой

В антропософских детсадах и школах всё по-австрийски чинно, как заповедал основатель вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер. Накормленные свежевыпеченным хлебом и салатом из органических овощей младшеклассники по очереди благодарят: «Спасибо, я насытился». Учителя активно пропагандируют лепку из глины, садоводство и изготовление самодельных тетрадей. Родители подросших детей иногда чертыхаются, сравнивая достижения своих чад и соседских сверстников из конвенциональных школ, которые, конечно, хуже пропалывают грядки, но лучше решают уравнения. Есть мнение, что антропософия подходит ученикам с синдромом дефицита внимания.

Под конец — два слова о детских садах. С ними всё предельно просто: уровень в первую очередь зависит от директрисы (она же главная воспитательница). Недаром многие государственные детсады называются по имени бессменных начальниц с многолетним стажем: «Ган Шломит», «Ган Хава», «Ган Мейталь». Сайтов с рейтингами детских садов нет, но можно сделать одно из двух: подойти к ближайшему саду перед закрытием, примерно в 16:30, и побеседовать с родителями либо разговорить на детской площадке папу-маму-бабушку-дедушку ребенка, с которым задружился ваш отпрыск.

Успешного учебного года, без пандемий, карантинов и дистанционного обучения!