– Гасан Борисович, в вашем кабинете есть много грамот и медалей. Какая из наград – самая дорогая для вас?
Первая моя награда – когда я был сержантом советской армии, то получил медаль за отвагу на пожаре. Тогда я работал с курсантами, их было 400 человек, я обучал их премудростям специальной связи, работы телеграфиста. Летом 1972 года вся средняя полоса России была охвачена лесными пожарами. Нас по тревоге поднимают и говорят: «Товарищи солдаты, горят подмосковные леса, нужны добровольцы, два шага вперед». И я сделал два шага вперед, а за мной вся рота, все до единого сделали эти два шага. Это потом нам ордена вручали, медали вручали. А тогда мы не могли дышать.
Гасан Мирзоев — президент Гильдии российских адвокатов, ректор Российской академии адвокатуры и нотариата, пре- зидент Международной ассоциации русскоязычных адвокатов, председатель Коллегии адвокатов «Московский юридический центр». Член Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. Первый заместитель председателя Экспертного совета Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
Кандидат юридических наук, доктор юридических наук. Профессор кафедры адвокатуры и нотариата.
Является лауреатом престижных государственных, ведомственных и общественных наград, орденов и медалей.
Родился в Баку в 1947 году. Окончил Азербайджанский государственный университет, затем Московский институт управления. Женат, имеет трех дочерей, сына и пятерых внуков.
– Самоотверженность – это семейное?
Наверное, это передалось мне от моего деда и моего отца. Мой дед был небедным человеком. Он помогал строить синагоги. Он учился в Иерусалиме, в Париже, и когда вернулся в Россию в 1915 году, то достаточно правильно оценил ситуацию. Еще до прихода большевиков дед сдал Совету солдатских и рабочих депутатов города Баку все свое имущество. И это его спасло. В 1937 году, когда всех расстреливали, деда не тронули.
Мой папа убежал на фронт, когда ему было 16 лет. Он, как многие мальчишки тогда, прибавил себе возраст и ушел воевать. Но бабушка упала в ноги старшему сыну, дяде Юре, чтобы тот пошел за ним и вернул брата. Нашли моего отца под Моздоком, под бомбежками, и отправили домой. Мой отец был выдающимся человеком. Инженером-строителем путей сообщения. Ученым. Он создал формулу и расчетную таблицу, метод инженера Бориса Натановича Евдаева, сложную систему, которой пользуются до сих пор.
– Вашей семье удавалось сохранять еврейские традиции?
Маленькими, мы спрашивали у папы: «Папа, а Б-г есть?» Он говорил: «Сынок, Б-г есть, только ты в школе об этом не говори!» В советское время мы боялись ходить в синагогу. Но на восьмой день всем делали обрезание, всем мальчикам в 13 лет делали бар-мицву, а девочкам в 12 – бат-мицву. И свадьбы – всё по еврейскому закону. Мама сохранила для нас все еврейские знания и привила нам все еврейские традиции. И я тоже стремлюсь привить их моим детям и внукам.
– Отец ваш Евдаев, а вы – Мирзоев. Как так получилось?
Раньше вообще не было фамилий. У моей бабушки Нэнэ было три сына, и каждый взял себе отдельную фамилию. Дедушка был Натан бен Евдо, стал Евдаевым. Другой брат Эфраим стал Ифраимов, а третий Мухоил стал Мушаиловым. Так мой папа от деда получил фамилию Евдаев.
А что касается меня… Я очень хотел стать советским разведчиком, как Штирлиц, и написал заявление, чтобы меня приняли в школу КГБ. Кадровик сказал, что я не прошел медкомиссию из-за «нарушения цветоощущения группы С», то есть дальтонизма. Спустя много лет я узнал, что с такой формулировкой отказывают по мотивам 5-й графы. Но чтобы меня приняли на работу, я в 22 года поменял фамилию на Мирзоев. А имя с Григория на Гасан я поменял еще после школы. Меня в Баку все звали Гасаном, и я решил сделать это имя официальным.
– Вы сталкивались с антисемитизмом?
Были элементы, которые мешали жить из-за пятой графы. Мой отец это испытал сполна. Например, он написал докторскую, но в Баку ему не дали защититься именно из-за национальности.
– А как вы стали адвокатом?
С 14 лет по рекомендации комсомольской организации я являлся комиссаром комсомольского оперативного отряда по работе с преступностью. Тогда все мальчишки с горящими сердцами хотели быть милиционерами или разведчиками. А мой отец, посмотрев на меня, сказал, что быть мне адвокатом. Он говорил мне, что у меня есть ораторский талант. Но я отвечал: буду оперативным работником и буду бороться с преступниками. Однако жизнь все расставила на свои места, отец был прав. После нескольких случаев, в которых я разобрался и защитил людей, спас их от неминуемой тюрьмы, я почувствовал вкус к адвокатской работе.
– Как вы попали в столицу?
В Москву меня назначили переводом из Баку. Там я был депутатом поселкового совета, районного совета. Возглавлял комиссию по соцзаконности. Меня как представителя малой народности направили на работу в Москву в Президиум Верховного Совета СССР. А потом мы случайно встретились в коридорах с Виктором Васильевичем Найденовым, который в мгновение ока переубедил меня перейти на работу в арбитражную систему, и я стал государственным арбитром города Москвы по надзору за рассмотрением дел в 1-й инстанции.
Потом я работал в Штатах на должности заместителя генерального директора российского торгово-культурного центра в Нью-Йорке. Мы располагались в башнях-близнецах. Во Всемирном торговом центре было 5 этажей в собственности Советского Союза.
– Как вам удалось сделать такую головокружительную карьеру? В чем секрет успеха?
Я работаю. Мы вчера в поезд сели в 23:30 в Курске, я спал с часу до четырех. Пришел на работу уже в 9 часов, хотя мне 70 лет исполняется в этом году. И я всю жизнь так живу и работаю. Я считаю, что самое главное – нужно стремиться всю жизнь совершать правильные поступки. Можно говорить все, что угодно, но Б-г все равно все видит и слышит.
Я всегда был против любой несправедливости, независимо от национальности. У меня были очень добрые отношения с покойным Патриархом Алексием. Он даже видел мою книгу «Мой завет» в рукописи, и он мне посоветовал ее опубликовать. И после этого он наградил меня орденом Святого князя Даниила Московского за труды праведные.
Я вообще надеюсь, что человечество должно прийти к одному знаменателю во имя единого Б-га. У нас есть много пророчеств, которые говорят о том, что будет, если этого не произойдет. Если не объединятся эти религии, человечество ожидает очередной Потоп, Содом и Гоморра.
– Но мы видим, что сейчас людям все сложнее и сложнее найти общий язык, договориться друг с другом.
Я считаю, что Израиль – это последний островок борьбы добра со злом. Израиль – это то, что сохранил Б-г для всего человечества. Там особые условия. Там, конечно, трудно израильтянам. Но тем, кому там трудно, Г-сподь воздаст в будущем мире, не сомневайтесь! Я уверен, что перемены в мире должны начаться с Израиля. Когда евреи начнут любить Израиль и друг друга, то изменится все мгновенно. Вот Израиль – это социальное государство, в отличие от России. Там дают тебе квартирные деньги, деньги на проживание, всех своих граждан поддерживают материально. Но они же, жители, еще и критикуют Израиль. И большое количество критики идет как раз от выходцев из Советского Союза. Они привыкли жить за счет государства. Но всегда нужно ценить то, что у тебя есть.
– У вас есть какой-то собственный кодекс поведения?
Во-первых, нужно быть милосердным. Я, например, последний рубль в кармане отдам, не задумываясь, тому, кто в нем нуждается больше меня. Потому что «не иссякнет рука дающего». Совершать мицву нужно не из страха перед Б-гом, а просто потому, что это продиктовано заповедью Всевышнего. Любую мицву нужно делать тихо, скромно, не кричать об этом. Я не олигарх, но тем не менее мое имя есть на Архипова, я там покупаю каждый год место в синагоге. И в Марьиной роще есть небольшая табличка с моим именем. Когда-то я сделал пожертвование, и каждый раз я помогаю, когда могу это сделать. Я это делаю от души. Не для того, чтобы сказали, что я какой-то спонсор, нет. Я просто сам чувствую и думаю, что так правильно. Я хочу, чтобы мои дети и мои внуки тоже так думали.
– Как вы считаете, вам удалось передать это своим детям?
Я не знаю. Я стараюсь, насколько возможно, передать это своим детям и внукам. Но думаю, что более успешен был с младшей дочерью Полиной. За нее я спокоен. Сын мой тоже говорит правильные вещи, но я хочу быть уверен, что он это полностью осознает и так живет.
– Каким нужно быть молодому поколению?
Нужно быть твердым и уверенным, что ты не уйдешь с того пути, по которому идешь в жизни и который признаешь верным. Еще важное еврейское правило – ценить то, что тебе Б-г дал. Не надо гневить Всевышнего, что у тебя все плохо, что тебе всего мало. Богатств и материальных благ никто в будущий мир не заберет, абсолютно никто.
Богатство – это не та мера, которой меряет жизнь и поступки человека Всевышний. Лучше будет тому, кто делал много добрых дел. Чем больше заслуг, тем ближе человек ко Всевышнему. Мы, горские, говорим, что человек ближе к Ногам Всевышнего благодаря своим добрым делам. И если ты веришь в это, если идешь путями Всевышнего, то Б-г будет тебя хранить. Только Б-г знает, когда мы уйдем с этого света. И пока мы здесь, мы должны служить, любить, помнить о Всевышнем и понимать, что Он наш Отец. И это наш народ обязан пронести через всю свою жизнь.