Александр Елин: «Нагибаешься к портфелю за пластинкой, и через пять минут находишь себя в луже крови»

– Каким было ваше детство? Взрослый человек, начитавшись Фрейда, начинает искать объяснение своим проблемам в детстве. Мало кто, не кривя душой, может сказать «Ах, у меня было счастливое детство». Детство – это тяжелый период жизни. Конечно, мальчики – народ беспокойный, я был пытливым, и мне часто за это «прилетало». Я даже кухню однажды поджег, еле […]

Илья Йосеф
Фото: Илья Иткин

Каким было ваше детство?

Взрослый человек, начитавшись Фрейда, начинает искать объяснение своим проблемам в детстве. Мало кто, не кривя душой, может сказать «Ах, у меня было счастливое детство». Детство – это тяжелый период жизни. Конечно, мальчики – народ беспокойный, я был пытливым, и мне часто за это «прилетало». Я даже кухню однажды поджег, еле погасил пожар и за пять минут почти оттер золу со стены… Но родители все-таки пришли раньше. 

– И папа снял ремень?

У меня прекрасные родители, дай Б-г им здоровья, и детство-таки у меня было счастливое. Папе сейчас 90, маме 83. Они живут в Иерусалиме, и я с ними все время на связи. Папа в 70-е годы был пионером советской компьютеризации и одновременно словарником-японистом. Он организовал в НИИ Аэропроект, а потом в Институте востоковедения компьютерные отделы. Тогда компьютеры еще были шкафами. Помню, все детство у нас дома валялись перфокарты с выписанными иероглифами и переводами технических терминов. 

А мама моя – настоящая «а идише маме». Она всегда была в доме самой главной, все остальные ходили только утвержденными ею маршрутами. Папа покидал маршруты, чтобы что-то мастерить и паять. В ранние 60-е он работал на заводе телевизоров, приносил с работы мелкие детали, а крупные покупал. И первый наш телевизор собрал своими руками. Он вырос в очень крутой семье: дедушка мой был участник Советско-финской войны, а в Отечественную стал большим начальником – руководил Госкомитетом по таре. То есть производством всех ящиков для снарядов, патронов и амуниции. 

– Еврейская тема в семье присутствовала? 

Бабушка происходила из старого питерского раввинского рода Левант. Маленьким у родни я видел на стенах портреты: люди в черных шляпах, с бородами и пейсами. Но еврейскую тему никто не педалировал. Мама учила: «Никому не говори, что мы евреи», «мы бедные несчастные, нас все ненавидят», – с этим я, конечно, вырос. И с фамилией Изуцкивер, которую никто не мог выговорить без смеха. Мама мне ее поменяла на свою, более произносимую, когда мне исполнилось 16 лет. Какое-то время, кроме папы и его брата в Америке, никто уже не носил эту фамилию нигде в мире. Но в Израиле она возродилась: мой родной брат Изуцкивер, и его старший сын – тоже. 

– Депрессивно.

Очень депрессивно. Но один демонстративный еврей в семье все же был – мой второй дед, мамин отец, который не жил с бабушкой и появился в моей жизни довольно поздно. Он ходил в синагогу и праздновал все еврейские праздники. Мне было 13 лет, когда он в первый раз повел меня в Спасоглинищевский, на Песах, наверное. И потом еще брал два-три раза в год. 

– И как вам?

В синагоге было весело. Во-первых, у него во внутреннем кармане пальто или пиджака всегда был коньячок. Всякий раз, когда дедушка кого-нибудь встречал, он говорил: «Здравствуйте, Соломон Маркович, это мой внук». Я говорил: «Здравствуйте, Соломон Маркович». Потом дед произносил: «А теперь выпьем!», доставал бутылочку и пару наперстков. И мне пару раз уже лет в 16 перепало пятизвездочного армянского. 

– На уроки скрипочки или пианино вас не отправляли?

Мама очень хотела. У нее был прекрасный слух, но папе медведь на ухо наступил, и мне, видимо, досталось через папу. Дети у меня очень музыкальные, младшая, Полина, с четырех лет играет на скрипке, а теперь еще и на укулеле, и поет чистенько-чистенько – это, конечно мамина заслуга, она пианистка. Я смотрю на людей со слухом, как на диковинку. Притом, что я всю жизнь работаю с музыкантами, и много чего в музыке понимаю. 

– Когда мальчик Изуцкивер стал поэтом-песенником Елиным?

Это вообще сложный вопрос. В школе у меня был потрясающий, легендарный учитель литературы – Семен Абрамович Гуревич. Ему можно было сдать сочинение на тему «Мой любимый литературный герой» про Швейка или Остапа Бендера, а вовсе не про Павку Корчагина. Конечно, я какие-то стишки придумывал, но это уже в 8 классе были вольные переводы битловских или роллинговских песен. Потом, уже в институте (МХТИ), я не вылезал из редакции газеты «Менделеевец», Танечка Мейстельман была там моим первым редактором, а вкус у нее был отменный. 

А вообще с рок-музыкой меня познакомил мамин младший двоюродный брат, дал переписать катушку с Uriah Heep, Grand Funk Railroad и The Who – и все, в 14 лет у меня снесло крышу на всю жизнь. 

В конце 70-х я был завсегдатай всех московских толкучек, где менялись пластинками. Бегал от милиции, попался один раз – чуть не отчислили из института. И шпана меня «кидала», вроде приличные ребята спрашивали: «Покажи, что у тебя есть», ты присаживаешься, чтобы достать пластинку, а потом через пять минут находишь себя в луже крови, с разбитым носом и без портфеля с дисками. Они стоили тогда по 40, по 50 рублей, ползарплаты. Я уже был женат, когда это случилось в последний раз. И жена сказала: «Все, я больше тебя никуда не отпущу. Детям нужен отец».

– Резонно. 

Тогда через рок-н-ролл многое познавалось. Западная культура, английский, запрещенная литература. Я и с гомосексуалистами первый раз в жизни столкнулся на толкучке. Один щуплый человек подошел ко мне с друзьями: «Пойдем, ребята, ко мне домой, у меня есть такая коллекция». Слово за слово, показал каких-то пластинок, а потом стал прямо приставать… Пришлось спешно ретироваться. 

– А как произошел переход от потребления западного рока к созданию русского?

У меня была лет с 15 идея фикс, что я буду писать тексты для русского рока. Где-то в начале 80-х дядя познакомил меня с музыкантами группы «Автограф». У меня не получилось сочинить слова, которые бы стали песнями, хотя они меня очень одобряли и говорили, что я прямо молодец. Но я таскал свою графоманию еще два года, поражая разных московских музыкантов не столько стишками (ужасными!), сколько энциклопедическими знаниями в области рок-музыки. И в итоге правильное «коммерческое предложение» – писать тексты на готовую музыку – сработало. В 1984-м я познакомился с музыкантами группы «Альянс», они записали мини-альбом, в котором было большинство моих текстов, и он стал очень популярен. 

–  А потом?

Потом была группа «Гулливер» (Сергея Галанина, который СерьГа), а потом я познакомился с группой «Ария», с «Рондо», мою песню в «Утренней почте» пел Михаил Пуговкин, и так далее. Уже в 1987-м у меня был свой продюсерский проект (успешный!) –  группа «Примадонна», на легендарной «Рок-панораме» мои песни пели четыре коллектива – от «тяжелого рока» до «новой волны». 

Существует такое мнение, будто на Западе с техникой получше, зато «русская песня скромнее и проще, и шире душою, и сердцем добрей».

Бардовская песня и русский рок в плане текстов никогда ничем не уступали англоязычным фолку и року. Советский андерграунд противостоял цензуре, и голь была очень хитра на выдумки. 

  На каком этапе песни стали приносить деньги?

Началась перестройка, пошли кооперативные всякие истории. И еще тогда очень хорошо платили авторские отчисления. В какой-то момент у меня авторские стали больше, чем зарплата, и я ушел с работы. Мне как инженеру примерно платили 140-150 рублей. А у меня в какой-то момент в 88-м году было 220-230 рублей авторских ежемесячно. И еще на гастролях можно было зарабатывать. Помню, «Примадонна» стоила гарантированных 400 рублей на шестерых человек. Огромные деньги! 

Поэт, политтехнолог, любитель домашних животных

  Что означает «продюсировать» артиста?

В новой России это означало доставать деньги и взятками пробивать эфиры треков и клипов. Я это делать особо не умею, увы, поэтому стараюсь искать другие пути к популярности. Придумываю концепцию, увлекаю ею единомышленников, нахожу композитора и пишу тексты. Так возникла группа «Рабфак», например, которая в начале 2010-х годов была флагманом политического рока России: миллионы просмотров на ютьюбе, десятки интервью в нашей и зарубежной прессе. А начиналось все с группы «Примадонна» – девочки играли тяжелый эротический рок-н-ролл, мы стали лауреатами нескольких фестивалей в Москве и Киеве и даже поехали на гастроли в Ирландию в 89-м. Там в деревенский супермаркет заходишь, изобилие невероятное, сто сортов всего на свете. Я там первый раз в жизни попробовал киви. Вернулись в СССР, а тут очереди за хлебом. И я решил уехать. Очень хотелось именно в Израиль. 

  Сколько вам было?

32 года. В Израиле сразу стало понятно, что русскоязычным роком не прокормишься. Мы с моим еще московским другом Леней Зиманенко открыли в Иерусалиме видеотеку «Еврейские штучки». И народ пошел, потому что мы были веселые, заводные, фильмы я переводил сам. В середине 90-х возили артистов из России: «Крематорий», «Сектор Газа», Андрея Макаревича, театр «Лицедеи», сделали два больших фестиваля – авторской песни и сатиры-юмора. Я сотрудничал с газетой «Вести», писал о кино и музыке. В какой-то момент увлекся местной политикой и активно работал в двух израильских «русских» партиях – Исраэль ба-Алия и НДИ. А в 2000-м Антон Носик пригласил работать в России, я приехал оглядеться, поговорил с Володей Холстининым из «Арии»: «О, ты вернулся, давай еще напишем песен». И понеслась опять вся эта история с придумыванием песен, концепций, репетициями и концертами…

  В девяностые, да и сейчас тоже, среди репатриантов идут разговоры о стеклянном потолке. Прыгай – не разобьешь и до карьерных вершин не допрыгнешь.

У русских евреев есть некий комплекс превосходства, связанный с тем, что учеба и карьера для нас «святое», и «еврей-дворник» в России оксюморон, анекдот. Все ученые, инженеры, музыканты и врачи. Этот комплекс превосходства сильно мешает в Израиле. Кажется, что тебе все должны, ну и пресловутая советская ментальность густо замешана на инфантилизме. Когда человек приезжает в Израиль, он перестает быть выше других, становится «нормальным», это понижение статуса больно бьет по психике. Но те, кто преодолевают комплексы, – делают отличную карьеру, как, например, Юлий Эдельштейн или Авигдор Либерман. И таких «выскочек» в лучшем смысле этого слова – полно во всех областях израильской жизни. А уж второе поколение вообще ничем не отличается от «местных», кроме фантомных привязанностей к русским фильмам и музыке. Нет в Израиле никакого стеклянного потолка. Все потолки в голове у людей.  

  Чем вы занимались в сфере политики?

Я был одним из тех людей, которые учредили партию «Наш дом Израиль». Я занимался стратегией, тактикой и главное – копирайтингом, написал множество предвыборных брошюр и текстов, придумал один из самых популярных лозунгов, который, насколько я знаю, используют до сих пор: «С Либерманом – мы, без Либермана – нас». На недавних выборах специально переделал под НДИ песню «Рабфака» «Хамас маст дай», у которой почти миллион просмотров на YouTube. 

Давайте перейдем от Израиля к России. Точнее, к местным еврейским организациям. Вы неплохо знаете московскую специфику. В чем главная проблема, кроме нехватки денег? 

Здесь есть много конкурирующих между собой организаций. Религия сохраняет евреев одним народом и на протяжении веков была осью, вокруг которой вертелась вся еврейская жизнь. Однако времена меняются стремительно, многие евреи считают себя частью народа, но скептически относятся к синагогам, вообще к каким бы то ни было религиозным ритуалам. Я думаю, что должна быть еврейская организация, которая сможет объединить евреев совершенно светской идеологией. И совершенно иными принципами благотворительности, когда деньги жертвователей вкладываются в разнообразные стартапы, в том числе и творческие. 

  Новая национальная идея?

Да. Я уверен, что еврейский менталитет – продуктивный, живой, гуманистический – отличный продукт, проверенный веками. Его можно и нужно пропагандировать и распространять. К сожалению, до сих пор точкой сбора евреев является антисемитизм, Холокост и память о Холокосте. Вызовы современности не позволяют нам забыть то, что было, но прошлое не дает рецептов для решения проблем будущего. 

Но есть же Государство Израиль, его история. 

Израиль все меньше становится убежищем для преследуемых евреев, и все больше обычным капиталистическим механизмом, с общими для всех проблемами. Сегодня уже недостаточно одного сионизма. Я, живя в России, считаю себя частью Израиля – не от Нила до Евфрата, а от Северного полюса до Южного. Для меня Израиль – это цивилизация, окруженная архаическими, деструктивными варварами. Отсутствие новой еврейской идеологии приводит к тому, что американские евреи, соблюдающие и празднующие, пишут письмо Трампу: «ты не можешь объявить Иерусалим столицей Израиля». В самом Израиле есть дичайшие разногласия по этому вопросу. Это значит, что старая система доказательств, основанная на Торе, на истории, больше не работает. Я не считаю, что мир, не поддержавший Трампа, – насквозь антисемитский. Никто в здравом уме не хочет исчезновения Израиля. Все понимают, что это никак не решает проблем Ближнего Востока. Все хотят мира, и искренне считают, что с ФАТХ и ХАМАС можно и нужно договариваться. И это заблуждение, которое мы не можем преодолеть с позиций исторического права и справедливости. 

Однако статус-кво работает на евреев. В Израиле смогли организовать государство, которое построено на довольно правильных компромиссах между либертарианством и социалистическими идеями. Израильтяне перейдут на новый технологический уровень намного раньше своих бесноватых соседей – и, возможно, вопросы противостояния будут решены неведомыми пока способами. Надеюсь – бескровными. 

Илья Йосеф
Фото: Илья Иткин