Зажечь свечу

Наши сегодняшние собеседники – молодые люди из общины «Среди Своих». Все они студенты престижных московских вузов, и все они осознали свое еврейство сравнительно недавно. Тем интереснее узнать их мысли, связанные с наступающим праздником Ханука

Полина Ровнейко

Мне 20, и я будущий врач. Учусь на 4-м курсе ПМГМУ им. Сеченова. Обожаю путешествовать, открывать для себя новые интересные места, изучать культуру других стран, язык, традиции. Знаю английский и испанский языки, хочу выучить иврит. Хожу на «Евростарс» уже три года, два из которых в общину «Среди Своих». Здесь я обрела много новых друзей, огромное количество знаний и море незабываемых эмоций. Если вас интересуют вопросы медицинской этики в иудаизме, добро пожаловать к нам!

– Ценой своей крови и немалых усилий маккавеи восстановили службу в Храме. Почему это было так важно? Зачем верующим нужно собираться в одном определенном месте, вокруг раввина?

Полина. Когда люди собираются вместе, они ощущают свою веру не в теории, а в реальности. Если объединяются люди, у которых общая жизнь, общая религия, их энергия приумножается и происходит просветление. Лично я такое ощущаю.И еще один момент: в МЕОЦ, где проходят занятия, есть большой чат, человек 400, и ты понимаешь, что с какой бы просьбой ты ни обратился, обязательно найдется человек, который тебе поможет: раввин, адвокат, айтишник… Все друг другу помогают, и ты знаешь, что не останешься один.

Алексей. В еврействе общие сборы имеют и практическую подоплеку. В Торе даны четкие указания, как что делать. Не каждый еврей, обладающий средним уровнем знания как иврита, так и других еврейских дисциплин, сможет самостоятельно выполнять все предписания. Грубо говоря, обычному человеку тяжело трубить в шофар – нужно прийти к раввину, который будет в него трубить. Сказано: читающий молитвы говорит – община повторяет. То есть уже предполагается, что еврейство не индивидуальная вера, а комьюнити.

Моисей. Каждый пытается решить для себя какие-то вопросы, и правильнее их задать тому, кто просвещен в конкретной теме. Возможно, ты быстрее найдешь на них ответы, а возможно, возникнут новые вопросы, поиск ответов на которые поможет тебе в жизни. Когда ты чувствуешь людей, с которыми связан – верой, делом, увлечением, ты раскрываешься, даже если ты самый застенчивый на свете. Когда мы собираемся в общине «Среди Своих», закрытые в себе люди раскрываются, шутят, общаются, все чувствуют себя как дома.

Алексей Шнайдер

Мне 20 лет. Я учусь на экономиста в Вышке (Высшая Школа Экономики – прим. ред.). Еврейство стало занимать значительную часть моей жизни только три года назад, когда я начал ходить на «Евростарс». Два года назад факультет «Судите Сами» переехал из МЕОЦ в общину «Среди Своих». Любители еврейской юриспруденции дружной толпой начали еженедельно навещать Хамовники. Я был и остаюсь в их числе.

– Если бы вы сейчас получили ханукальные деньги, но в существенно большем количестве, на что потратили бы?

Полина. Сначала цдака, а другую часть я потратила бы на саморазвитие, на то, что поможет мне стать либо хорошим специалистом, либо хорошим человеком. Я хотела бы преобразовать энергию этих денег в то, что поможет мне нести что-то положительное людям.

Алексей. У меня нет опыта цдаки. Учитывая еврейское происхождение этих денег, было бы правильно выполнить заповедь.

Моисей. Конечно, всё зависит от суммы, но в любом случае первое – это цдака, а остальное вложить в то, что мне интересно и в будущем, возможно, принесет прибыль.

Моисей Агарунов

Мне 21 год. Учусь в МГУ на факультете «Московская школа экономики». Уже третий год хожу в общину «Среди Своих». Увлекаюсь спортом, люблю путешествовать, пробовать различные кухни мира, заводить новые интересные знакомства. Еврейство занимает в моей жизни очень важную роль. Всегда с радостью узнаю много нового о культуре и традициях своего народа.

– Ваше самое яркое воспоминание, связанное с Ханукой?

Полина. Когда-то мы ездили на Хануку к родственникам в Израиль, но я была очень маленькая и не помню, как это было. А сейчас меня поражают ханукальные празднования своим масштабом. Ты осознаешь, как много в Москве евреев, и представители других конфессий тоже смотрят на это и понимают значимость нашей религии. Сейчас вообще стало модно быть евреем, все мои знакомые пытаются выискать у себя еврейские корни. Мне это очень приятно, меня это радует, ведь еще совсем недавно все было наоборот.

Алексей. Я в теме всего несколько лет, и поэтому мое самое яркое впечатление – это начало Хануки, которое почти все евреи Москвы празднуют напротив Большого театра. Масштаб поражает. Хотя это не самая крупная площадь в городе, но перекрывают довольно большой кусок центра. Там веселятся и поют, зажигают первую ханукальную свечу, ездят машины с тонированными стеклами, с менорами на крышах. Окружающие не понимают, что происходит. А так как Ханука каждый год начинается в разные дни, то люди не один раз, а каждый год не понимают, что происходит. В это время я особенно чувствую единение со своим народом. Я уверен, что каждый увидевший это на полученном эмоциональном импульсе обязательно зажжет вечером свечу у себя дома.

Моисей. Все большие празднования Хануки, которые каждый год проходят в центре Москвы, я видел только по телевизору, мне всегда хотелось туда попасть, но пока не складывалось. Серьезно изучать еврейские традиции и праздники я начал всего года три назад, когда стал ходить в МЕОЦ. До этого я отмечал их только в кругу семьи. Я до сих пор продолжаю узнавать что-то новое и уверен, что узнаю еще много важного и интересного, но пока для меня неизвестного.