В столице успешно стартовал новый учебный год, и для государственной школы Лаудер Эц Хаим он станет предъюбилейным, – следующей осенью школа отметит свое 30-летие!
Мы поговорили с ее директором Ясинской Юлией Сергеевной об учебной программе, особенностях образования в частных и государственных школах Москвы с этнокультурным еврейским компонентом, а также о самых «острых» вопросах, которые волнуют родителей школьников.
— Бытует мнение, что в еврейской школе невозможно дать ребенку хорошее базовое образование, так как большая часть учебных часов посвящена изучению иврита и традиций. Так ли это?
Если под «еврейской школой» мы подразумевает классический хедер, то все именно так. В религиозных школах не ставят задачу дать ребенку «профессию», а делают упор на воспитание нравственности, привитие еврейских ценностей и знание традиции. Но если мы говорим про общеобразовательную школу с этнокультурным компонентом, которой как раз является Лаудер Эц Хаим, то такой формат отлично сочетает в себе качественное образование и еврейское воспитание.
Являясь государственной школой и руководствуясь Федеральными образовательными стандартами, наши ученики получают весь набор необходимых базовых предметов. При этом иврит в Лаудер Эц Хаим изучается в качестве второго иностранного языка, а это значит, что ребята получают 3 учебных часа в неделю. Еврейская традиция как предмет представлена в рамках дополнительного образования. Дети изучают культуру, историю, литературу еврейского народа в совокупности 3 часа в неделю.
— Достаточно ли такого объема «еврейских» предметов для воспитания детей в духе еврейской традиции?
Достаточно или нет – вопрос относительный. Например, в частных религиозных школах Москвы предлагают до 20 часов изучения «еврейских» предметов в неделю. Поэтому в сравнении с 6 часами в Лаудер Эц Хаим этого мало. Но, например, в других государственных школах иврит и традиция присутствуют как опциональные дисциплины (то есть необязательные) или же в ограниченном объеме.
Мы убеждены, что для овладения языком и понимания базовых принципов еврейства 6 учебных часов в неделю вполне достаточно. Но достаточно ли этого, чтобы ребенок впитал в себя еврейские ценности?
Нет, пожалуй, недостаточно, так как в этом вопросе большую роль играет семья и окружение. Но здесь нам на помощь приходят многочисленные воспитательные и педагогические практики, которые позволяют ребятам лучше усвоить материал через действия, поступки, обсуждения.
В «Древе Жизни» еврейская традиция становится платформой для тренировки знаний по гуманитарному направлению. То есть привитие еврейских принципов не заканчивается только лишь дополнительными уроками, а органично и комплексно интегрировано в учебный процесс с 1 по 11 класс.
Часто на уроках истории, права или литературы знания еврейских текстов помогают ребятам аргументировать свою позицию и мнение, писать убедительные сочинения на важные социальные темы, опираясь на сюжеты классической еврейской литературы.
Одна из задач, являющейся ключевой в системе ценностей нашей школы, заключается в том, чтобы каждый ученик знал правила поведения и нормы еврейского народа и с успехом использовал ключевые еврейские принципы в жизни.
— Многие родители считают, что в еврейских школах слабый уровень подготовки по математике, английскому и другим полезным для жизни предметам. Действительно ли это так?
Про уровень образования в Лаудер Эц Хаим лучше рассказывают победы наших учеников на олимпиадах, научных проектах и конкурсах не только городского, но и всероссийского масштаба. Наша школа ориентирована на такие перспективные направления современного образования, как инженерия, английский язык и иврит, обществознание.
Кроме этого, наша школа делает упор и на математический профиль. Лаудер Эц Хаим одна из столичных школ, которая стала участником престижного проекта «Математическая вертикаль» в 7-9 классах. Это углубленная программа изучения математики и естественных наук, ориентированная на более высокий уровень знаний: дети проходят темы, которые не включены в стандартную программу, посещают специальные интенсивы и мастер-классы, участвуют в конкурсах и проектах по алгебре, геометрии, статистике, IT и другим точным дисциплинам.
Не меньше внимания мы уделяем английскому языку, значимость которого в жизни современного человека просто колоссальна. Английский язык в «Древе Жизни» ребята учат уже с первого класса в объеме языковых спецшкол. Наши учителя дополняют программу различными эффективными методиками, чтобы сделать уроки интересными и практико-ориентированными, организовывают встречи с носителями языка, лингвистические клубы, летние интенсивные курсы по изучению иностранных языков и многое другое.
В целом образовательная программа «Древа Жизни» построена таким образом, чтобы полученные знания можно было с успехом применить на практике.
Анатолий Белый (Вайсман), отец ученика 7 класса, заслуженный российский артист, актер театра и кино:
«Каждая школа нам говорила что-то хорошее о себе: «у нас хорошие преподаватели», «у нас танцы», «у нас допзанятия» и т.д. Мы ходили и не могли понять, куда в итоге отдавать сына. И, наконец, зашли в школу №1621. Директор сказала: «Знаете, я не буду вам много говорить. У нас маленькая школа, домашняя уютная обстановка. Мы учим детей любить учиться». Все. У меня отпали все сомнения».
— Сегодня многие родители стремятся к тому, чтобы их ребенок учился в еврейской школе. Не возникает ли из-за этого проблемы, когда в одном классе учатся дети разного уровня подготовки?
Знаете, в последнее время еврейские школы стали, не побоюсь этого слова, модными. Сюда идут за «мягким» подходом к обучению, комфортной и домашней атмосферой, и все это, безусловно, есть в Лаудер Эц Хаим. Вместе с тем, образовательный процесс в нашей школе организован на очень высоком уровне, поэтому от ребят мы ожидаем соответствующей мотивации и вовлечения в учебную деятельность, желание развиваться, участвовать в олимпиадном движении, научных конкурсах и проектах. Об этом я всегда говорю на встречах с родителями, предупреждая еще «на берегу», чтобы их выбор учебного заведения был осознанным, и они понимали, куда отдают детей.
Наша задача – сделать ребят конкурентоспособными и востребованными специалистами не только на столичном уровне, но и в международном пространстве.
Выпускники «Древа Жизни» с успехом поступают в ведущие вузы Москвы, Европы, США, Израиля и в дальнейшем строят успешную карьеру. Такой высокий уровень означает много труда и отдачи со стороны ученика, родителей и учителей.
В Лаудер Эц Хаим, как и во всех школах, есть небольшой процент учеников, которые по разным причинам испытывают трудности в учебе. Для этого в нашей школе выстроена и с успехом применяется система по ликвидации дефицитов. Мы выявляем «пробелы», проводим индивидуальные консультации с учеником и родителями, составляем персональный образовательный маршрут, назначаем ребенку сопровождение тьютора или психолога. Мы верим, что в сотрудничестве с семьями, мотивированными на включение в процесс академической поддержки своего ребенка, у нас все получится. За последние 10 лет Лаудер Эц Хаим насчитывает десятки успешных истории по выравниванию учебной успеваемости детей и достижения ими больших успехов уже совсем на другом уровне.
Нина Макогон, выпускница Лаудер Эц Хаим (2003 год), основатель HR-агентства «Rabotarestotan» и портала foodika.ru, руководитель пресс-службы Федерации рестораторов и отельеров России:
«Школа дала мне хорошие знания иностранных языков, широкий кругозор, возможность знакомства с людьми со всего мира, а также веру в себя».
Такой персонализированный подход приносит свои плоды. И здесь нам так же отлично помогает еврейский принцип Симха – позитивное состояние души, радость в процессе обучения. И в целом вся система образования в нашей школе построена таким образом, чтобы даже самый маленький успех ребенка был замечен и отмечен.
Приведу только один пример. В Лаудер Эц Хаим приехали представители одной из уважаемых еврейских организаций для знакомства со школой. Проходя по коридорам во время уроков, они услышали аплодисменты, доносящиеся из кабинета, и подумали, что у кого-то день рождения. Когда я объяснила, что так ребята радуются за успех своего одноклассника, они были очень удивлены. А это лишь одно из проявлений того, что мы называем Симха.
— Вы говорите о еврейских принципах. Какие из них и как именно вы используете на практике в организации учебного процесса?
Школа – это то место, где ребенок ежедневно проводит достаточно большое количество времени, общается, находит друзей и примеры для подражания. В связи с этим, перед управленческой командой школы стоит задача – создать единую среду, где традиции становятся естественной частью жизни, прививая ребенку воспитание в духе еврейских принципов.
Например, на уроках литературы мы используем популярный в еврейской культуре жанр Двар Тора и поднимаем значимые и важные темы: свобода, верность, счастье. Все эти вопросы волнуют ребят. Они начинают интересоваться и самостоятельно искать ответы в еврейских источниках, в процессе приобретая очень важный навык, который заложен в миссии нашей школы, – life-long learning. Благодаря самообразованию они делают собственные первые глубокие выводы.
Отдельный и не менее важный вопрос – это вопрос психологической безопасности. В средней и старшей школе важным становится вопрос круга общения подростка, и тревога за то, что ребенок попадет в «дурную» компанию. В младшем школьном возрасте дети чувствительны и ранимы, и к примеру, переживания, когда учитель при всем классе выражает недовольство работой ребенка или дает отрицательную оценку его поступкам, запоминается надолго и откладывает определенный след на эмоциональном состоянии и развитии ребенка.
Родители наших учеников спокойны за своих детей, а сами ребята защищены от подобных ситауций, так как образовательный процесс в «Древе Жизни» строится на понятии Дерех-Эрец (достойное и уважительное поведение).
Наша школа – пространство психологической безопасности, где личность ребенка стоит выше его знаний.
Мы закладываем ребятам правильные понятия на основе общечеловеческих норм и еврейской традиции, чтобы они для себя определили, что такое хорошо, а что такое плохо. Так ребенок никогда не останется безоружным, а в любой ситуации сможет опереться на внутренние ценности. Поэтому наши ученики понимают, что алкоголизм, курение и наркомания – это плохо не потому, что так сказала мама, а потому что это подтверждает многовековая еврейская традиция. Когда такие принципы становятся частью восприятия мира ребенка, риск того, что подросток окажется в плохой компании, в разы меньше.
Кредо нашей школы – каждый ребенок драгоценность. Дети, которые к нам приходят, оказываются в атмосфере поддержки, добра и заботы. И такое внимание со стороны педагогов ни за что не позволит нам пропустить какие-то переломные и кризисные моменты в процессе взросления ребенка.
— Насколько важно, чтобы учитель был в традиции? Сложно ли подбирать команду?
При подборе учителей мы в первую очередь смотрим на профессиональный уровень. Это должен быть педагог с опытом работы не менее 3-5 лет, сертификатом прохождения ЕГЭ на уровне «Высокий» или «Экспертный». Также важно, чтобы человек зарекомендовал себя как компетентный специалист в образовании, а доказать это можно только победами учеников с предыдущих мест работы.
Но, пожалуй, самый главный критерий отбора в Лаудер Эц Хаим – это желание учителя и его способность к самообразованию и саморазвитию.
Сергей Кривошей, папа ученика 5-го класса:
«Когда мы выбирали школу сыну, то сложилось понимание, что в обычную ближайшую районную школу мы не хотим и даже готовы переехать, чтобы хорошая школа оказалась рядом. Оставалось только понять, какая школа нам нужна.
Ответ на этот вопрос мы нашли на встрече с директором «Древа Жизни». Мы посетили День открытых дверей в школе и были впечатлены атмосферой, умными интеллигентными детьми, тем, как они свободно и грамотно выражают свои мысли, учителем начальных классов, который понравился сразу же. До этого сын посещал подготовительные курсы в другой еврейской школе, и это оказалось отличным решением: за год мы провели много часов в той школе, увидели ее жизнь изнутри, познакомились с методами обучения и воспитания… и поняли, что нам они не близки. В итоге мы записали ребенка в «Древо Жизни»/«Лаудер Эц Хаим» и почувствовали наконец ощущение полного совпадения, гармонию и спокойствие за своего ребенка. Нам хотелось, чтобы ребенок мог не стесняться своего еврейского имени в школе, находился в комфортной среде, но при этом — не в ущерб качеству образования. Хотелось, чтобы его представления о мире были многогранными, чтобы не возникло эффекта «местечка». Наверное, это типичные противоречия и опасения современных светских евреев. К счастью, наша школа — пример идеального баланса».
Сегодня в сфере образования происходят очень интересные перемены, и педагоги регулярно сталкиваются с новыми вызовами времени. Цифровая компетентность, метапредметные навыки, «мягкие» навыки, узкоспециализированная компетентность, как умение работать с подростками и понимание детской психологии, – все эти способности мы учитываем при приеме на работу. Но не менее важно и другое.
Я уже упоминала, что в основе нашего образовательного процесса лежат принципы Дерех-Эрец и Симха, и эти ценности мы стараемся передать новым сотрудникам. В течение первого месяца адаптации с учителями активно сотрудничают педагоги кафедры традиции, объясняют все особенности и нюансы, чтобы человек чувствовал себя комфортно на новом рабочем месте.
Я всегда очень радуюсь, когда вновь пришедшие учителя начинают проявлять интерес к еврейской культуре и искренне хотят знать больше. Тогда складывается потрясающее сотрудничество между педагогами традиции и других предметов в виде интегрированных уроков и мероприятий. Такое единение учителей дает ребятам понимание целостности, что еврейская традиция не стоит в стороне, а органично вплетается в канву жизни. Такой сбалансированный подход под силу только в том случае, если в школе работают профессионалы высокого уровня.
— Во многих частных еврейских школах требуется подтверждение еврейского происхождения ребенка? Нужно ли такое подтверждение в «Древе Жизни»?
Лаудер Эц Хаим – это государственная бесплатная школа, и при зачислении ребенка мы руководствуемся такими же стандартами и нормами, как и любая другая государственная школа. Но возникает вопрос, который не просто связан с документами.
Почему семья, не имеющая прямого отношения к еврейству, хочет, чтобы их ребенок посвящал достаточно большой объем времени, изучая иврит и традицию? Если родители находят ответ на этот вопрос и твердо понимают, с какой целью их ребенок посещает еврейскую школу, то они делают правильный выбор, приходя к нам. Но бывают и другие ситуации. Например, в школе ребенок посещает школьный мастер-класс по выпечке мацы, изучает традиции ее приготовления и почему ее готовят именно 18 минут. А после занятий едет в гости к бабушке на куличи… Как руководителю, учителю и методисту с многолетним стажем, мне не вполне понятна такая позиция. Все-таки еврейская школа – это и про знания, и про воспитание. Так что же мы будем воспитывать в детях с таким подходом? По сути, происходит разрушение ценностных ориентиров ребенка и понимания своей национальной идентичности.
Подбор школы с национальным компонентом – это большая ответственность родителей. Поэтому когда к нам приходят семьи из другой этнокультурной среды с желанием учить детей в атмосфере еврейской системы ценностей, то я к таким людям отношусь, безусловно, с большим уважением, но и с большими вопросами в рамках воспитательной концепции.
Вместе с тем в истории Ладуер Эц Хаим есть множество успешных примеров сплоченного и результативного сотрудничества школы и родителей, которые проявляли интерес к изучению еврейской традиции и культуры. К таким семьям мы всегда идем навстречу, предлагая различные программы, а также комплексную поддержку в лице наших учителей и администрации.
Александр Малис, Председатель Управляющего Совета Школы Лаудер Эц Хаим, экс-президент компании «Евросеть», предприниматель:
«Как родители, мы хотим сделать все, чтобы гарантировать самую лучшую жизнь нашим детям. Школа №1621 «Древо Жизни» – это осуществление лучшей мечты в образовании. С этой школой я легко понимаю, какими людьми вырастут наши дети».
— Еврейскую школу должны посещать дети только из религиозных семей?
Лаудер Эц Хаим является государственным учебным учреждением, поэтому школа не предъявляет такого требования. У нас есть ученики как из светских, так и из строго соблюдающих семей. Для каждой категории мы постарались создать максимально комфортные условия пребывания, обеспечивающие защиту прав каждого ученика.
В частности, детям гарантируется качественное кошерное питание. Также ребята не учатся по субботам и в еврейские праздники, что позволяет религиозным семьям беспрепятственно соблюдать еврейский образ жизни.
При этом школа не вмешивается в частную жизнь и не контролирует, насколько ученики соблюдают те или иные предписания иудаизма. Мы с уважением относимся к личной жизни каждой семьи.
— А должны ли соблюдаться законы цниюта в Лаудер Эц Хаим?
Ученикам Лаудер Эц Хаим прививают ценности цниюта (скромность в поведении, речи и одежде). При этом у нас нет обязательной формы, но есть дресс-код. Он предписывает отдавать предпочтение одежде корпоративного темно-синего цвета, а также избегать ношения спортивной одежды, джинсов, одежды с обилием ярких деталей и с откровенными элементами (глубокие вырезы, короткие юбки, излишне обтягивающие кофты).
Мальчики и девочки учатся в классах вместе, так как у нас нет гендерного разделения. Однако Уроки физкультуры проходят отдельно, а при рассадке в классе девочки и мальчики сидят за разными партами. Дети прекрасно понимают, соблюдают и принимают эти правила, и, кстати, психологически чувствуют себя намного спокойнее, особенно подростки. Даже те, кто перешел из обычных нееврейских школ, где подростки не стесняются выражать «любовь» на публике, очень быстро меняют свое поведение, попав в такую атмосферу. И это не потому, что мы что-то запрещаем или наказываем. Сама культура школы прививает именно такое достойное взаимодействие.
— Чему, на ваш взгляд, должна учить еврейская школа?
Самое главное, чему должна учить школа, в том числе с этнокультурным еврейским компонентом образования – учить думать, принимать взвешенные решения, формировать объективную оценку и самооценку. Школа должна учить детей сопереживанию. Ведь если есть желание помогать, то всегда найдется решение, как это сделать, используя полученные знания.
В иудаизме есть такое понятие как Тикун Олам – стремление к совершенствованию мира, желание его улучшить. Именно этот принцип стоит на службе образовательного процесса в Лаудер Эц Хаим.
Наши ребята занимаются волонтерской деятельностью, участвуют в благотворительных акциях, собирают посылки сиротам, ветеранам, людям с ограниченными возможностями. Сопереживание проявляется и в исследовательской деятельности учеников «Древа Жизни». Ребята выигрывают престижные конкурсы проектов, разрабатывая оригинальные решения, помогающие людям. Например, мобильные приложения для подготовки к ЕГЭ, 3D модели книг шрифтом Брайля для детей, робототехнические решения для помощи малоподвижным людям. А весной этого года наши ребята начали работу над проектом, который призван решить проблему водного кризиса в городах.
Ученик нашей школы – это человек, совершающий добрые поступки. А передать ему ценности и знания, которые пригодятся для этого, у нас точно получится.
ГБОУ №1621 «Древо Жизни»/Лаудер Эц Хаим – это государственная школа с этнокультурным компонентом, состоящая из двух дошкольных отделений, младшей, средней и старшей школы (1-11 классы). Входит во всемирную сеть школ, поддерживаемых благотворительным фондом Рональда Лаудера.
Образовательная программа школы позволяет получить качественное столичное образование высокого уровня, дополненное занятиями иврита, истории, культуры и традиции еврейского народа. Ученики средних и старших классов имеют возможность выбрать профильные направления обучения: социально-экономический, химико-биологический, лингвистический и технический профиль.
Кроме базовой программы, ученикам «Древа Жизни» доступны множество направлений для дополнительного образования: театральная студия, разговорный клуб на английском языке, курсы робототехники, конструирования и 3D-моделирования, шахматный клуб, киностудия, мини-футбол и др.
В сотрудничестве с различными отечественными и международными организациями школа предоставляет ученикам возможность на получение грантов и стипендий на обучение в ведущих вузах страны и мира, организацию стажировок, поддержку авторских проектов, а также участие в образовательных программах и поездках.
Адрес: Малый Козловский переулок, д. 3 (метро «Красные Ворота» и «Чистые пруды»)
Телефон: +7 (495) 624-01-58
Официальный сайт: www.sch1621.mskobr.ru