Выпуск #26

Майкл Айзенберг: «Тора приветствует общество, в котором ценится богатство»

Крупный израильский инвестор начал свою карьеру с бар-мицвы, получив в подарок биржевые акции. Его книга «Древо жизни и денег», содержащая экономический анализ первой части Пятикнижия, стала бестселлером. Противоречит ли шмита праву на собственность, как учить детей трудовой этике и почему так много евреев-финансистов

Павел Львовский
Фото: Илья Иткин
Заменить «осла» на «биткоин»

Тора рассказывает о сотворении мира и истории еврейского народа, в ней описаны заповеди и жертвоприношения. Как у вас возникла идея трактовать главную книгу иудаизма еще и в экономическом аспекте?

Много лет назад, во время учебы в ешиве, я задал раввину Иегуде Амиталю вопрос, касающийся заповеди о заселении Эрец-Исраэль: лучше жить в менее населенной северной или южной части Израиля или эту заповедь можно выполнить в Иерусалиме и Тель-Авиве? Раввин ответил: «Открой в Израиле завод, на котором будут работать тысячи евреев, и это будет исполнением заповеди». В ешивах изучают талмудические трактаты «Нашим» и «Незиким», которые посвящены вопросам экономики, ‒ можно запросто заменить «осла» на «биткоин». 

Финансист из ешивы

Майкл Айзенберг родился в 1971 году в Нью-Йорке в религиозной семье. После окончания еврейской школы он провел два года в израильской ешиве «Ар-Эцион», а в 1993 году, завершив учебу в Yeshiva University, устроился в консалтинговую компанию Marttila & Kiley.

Репатриировавшись в 1995 году в Израиль вместе с женой Яффой, Айзенберг стал представителем инвестиционного банка Montgomery Securities. Параллельно он занял пост заместителя главы департамента инвестиций в инвестиционном банке Jerusalem Global. Именно он убедил банк вложить деньги в развитие компании PictureVision, которая разработала технологию передачи изображений по интернету. Позднее она была с успехом продана компании Kodak.

Майкл Айзенберг занимал ряд значимых постов в венчурных фондах, а в 2013 году основал собственный венчурный фонд Aleph, суммарный объем вкладов которого оценивается в $ 330 млн. Параллельно он является членом совета директоров ешивы «Ар-Эцион» и председателем общественного сионистского движения «А-шомер а-хадаш».

Среди книг Айзенберга ‒ политэкономические комментарии к свитку Эстер, очерки о лидерстве и лидерах, начиная с Моисея, а также комментарии к разным частям Пятикнижия.

Я смотрю на Тору как на план развития нации. Такой план должен затрагивать все области, от армии и экономики до государственной политики и духовной наполняющей. Основную часть жизни человек проводит не во сне, не с семьей, а на работе. Поэтому вполне естественно, что Тора уделяет внимание этой стороне нашей жизни. 

Чтобы привить людям желание соблюдать Тору и верить в Единого Б-га, необходимо, чтобы в их глазах эта вера выглядела привлекательной. Материальный достаток – одна из вещей, которые этому способствуют. 

Но нельзя же сказать «имей много денег, и будешь жить по Торе».

Общество, в котором ценится богатство и богатые люди, приветствуется, но при условии, что в основе его непоколебимая вера в Б-га. Богатство – это средство помогать другим, помочь как можно большему количеству людей достойно зарабатывать на жизнь. Параллельно в книге «Дварим» Тора выступает против увлечения роскошью, чтобы человек не дошел до состояния, описанного словами: «Моя сила и мощь руки моей принесли мне всё это богатство». И это после того, как евреи попадут в Ханаан, где, цитирую, «дома, которые не ты строил; дождевые ямы, которые не ты копал; виноградники, которые не ты посадил». Результат – «И возвысится сердце твое, и ты забудешь Всевышнего, Творца своего, который дал тебе силу достичь этого богатства».

Если соблюдение заповедей несет процветание, как быть со словами Торы «Ибо не переведутся бедняки на земле»?

Тора трезво смотрит на вещи. Есть идеал и есть реальность, и именно поэтому от того, кто экономически процветает, требуется поддерживать тех, кто нуждается.

Кстати, вы знаете, что означает понятие «эвьон» (ивр. ‒ «бедняк») в данном контексте? Эвьон – это тот, у кого есть имущество, земельный надел, но недостаточно средств, чтобы пустить их в рост и улучшить надел. Соответственно, он нуждается в ссуде: «Потому Я заповедую тебе так ‒ открывай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на твоей земле». Это следует из перевода Онкелоса и комментария рабби Авраама ибн-Эзры, хотя комментатор Раши пишет, что «эвьон» ‒ это нищий, который беднее обычного бедняка.

Вас не смущают столь противоречивые толкования одного термина?

Нет. Тора вечна и актуальна для всех поколений, просто каждому открывается своя грань. Возьмем для примера заповедь «не возжелай». Ибн-Эзра пишет о прямом и однозначном запрете: человек обязан научиться властвовать над своими мыслями. А Рамбам говорит, что запрет распространяется только на действия, а не на мысли: пока ты не предпринял конкретных действий, чтобы завладеть чужим, ты ничего не нарушаешь. Шадаль (Шмуэль Давид Луццато) поддерживает точку зрения ибн-Эзры, но тут важно помнить, что Шадаль жил в эпоху Адама Смита. Все мы подвержены влиянию своей эпохи. 

Тора поощряет накапливать имущество, тогда как в Мишне сказано: «Таков путь Торы: ешь хлеб с солью, пей воду в меру, спи на земле, живи в скудости».

Данное напутствие предназначено в лучшем случае для единиц. Это я не от себя говорю, так написано в Талмуде. Это путь тех, кому такая жизнь подходит, а не то, к чему все должны стремиться. Рабби Йегуда а-Наси был мудрецом и богачом. Сочетание богатства и мудрости и есть идеал Торы ‒ даже не обязательно богатства, а достойного заработка. Так говорил Рамбам.

Доверять, не регулировать

Какая модель ближе к той, что описана в Торе, – социализм или капитализм?

У нас своя оригинальная еврейская экономика. Капитализм подразумевает наращивание личного капитала. Социализм ‒ что у тебя нет личного капитала. Тора приветствует наличие собственности ‒ в противном случае как быть с заповедью «не укради»? Другое дело, что право на собственность подразумевает и ответственность. Тора накладывает гражданские обязательства на всё общество с тем, чтобы увеличить «экономический пирог». 

Как этого добиться?

Вкладывая в других, вступая с ними в партнерские отношения, заботясь о том, чтобы и другие стали богаче, а не эксплуатируя их. Это не социал-демократический режим под лозунгом «Давайте заново поделим богатство». Тора прекрасно понимает, что процветающая экономика для всех делает владельцев имущества еще богаче. По приходу в Эрец-Исраэль евреи, исполняя повеление Торы, раздают наделы коленам Израилевым, чтобы у каждого была недвижимость. 

А как же заповедь шмиты не обрабатывать собственные наделы раз в семь лет? Разве это не прозрачный намек на то, что мы не совсем хозяева своего имущества?

По окончании шмиты мы остаемся владельцами земель, права на них возвращаются. Тора просит, чтобы мы сделали свои владения всеобщим достоянием сроком на год. Что происходит при этом? Люди заходят друг к другу на участки, это способствует социальной интеграции. Раз в семь лет Тора требует, чтобы вы помогли другим, даже если в течение остальных шести этим пренебрегали. 

Я вижу в «ханукальных деньгах» своеобразную реакцию на христианские праздники с раздачей подарков. 
Майкл Айзенберг

Кроме того, есть и аналог шмиты для денег – прощение долгов. Что я буду стараться делать, зная, что деньги, данные в долг, могут пропасть? Стараться их вкладывать, поскольку вложения не аннулируются. Партнерские отношения тоже не отменяются и не аннулируется. А вот договор о рабстве аннулируется. Тора не хочет, чтобы человек был рабом. Вот и был создан весь механизм, чтобы мы помнили: закабаление долгами – только на семь лет, партнерские отношения – навечно.

К каким выводам вы хотели бы подвести читателя, который не является ни бизнесменом, ни инвестором?

Первый: мы живем в эпоху релятивизма. В нашей жизни всё относительно. Люди ищут опору, якорь, стабильность в мире, где ничто и никто не вызывает безоговорочного доверия. Тора с ее вечными принципами прошла все проверки временем и предоставляет ту самую долгосрочную стабильность. Второй вывод: вечные ценности обладают и ценностью экономической. В XXI веке с его прозрачностью и скоростью прогресса люди хотят заниматься бизнесом, который приносит пользу человечеству. Наконец, третье: богатство, достаток, достойный заработок сокращают социальный разрыв.

Несколько университетов США, включая католический Джорджтаунский, пригласили меня выступить с лекциями. Чаще всего я сталкивался с отзывами, что мои книги полезны в том, что касается инвестиций, но некоторые читатели признавались, что она вернула им веру в капитализм, а также в человеческое добро. 

На самом-то деле человеческая натура не слишком изменилась. И те истории, которые приведены в книге «Берешит», ‒ это сегодняшняя история всех нас. Важны вера в Единого Б-га и доверие. Разного рода попытки регулирования – лишь нездоровая замена доверию.

Но регуляция упоминается и в еврейских источниках. Например, понятие «покушение на чужую территорию», включающее посягательство на любое чужое добро, нарушение границ частной собственности и тому подобное.

У вас есть имущество, и у меня есть. Если вы перешли границу моих владений, значит, вы откусили часть моего имущества. В результате я рискую потерять всё, и в конечном итоге от этого плохо всем. Подобное происходило в средневековой Европе, где в основе экономики не лежала частная собственность. Не было доверительного равенства ‒ были феодалы и вассалы. 

В комментариях к книге «Ваикра» я объясняю, как законы, касающиеся обмана, помогают выстроить доверие. Существует параллель между сроком возврата вещи и суммой, которую допустимо за нее взять: был построен такой механизм, благодаря которому человек верит, что цена, которую с него берут, приемлема и допустима. Чтобы это проверить, нет необходимости обращаться в суд ‒ достаточно обратиться к конкурентам. Так проверяется рыночная цена. Это не произвольный регламент, а целая система, строящая доверие к рынку. 

НЭП за субботним столом

Если не секрет, сколько денег вы традиционно даете детям на Хануку в качестве хануке-гелт?

Вот уж чего нет, того нет. Я вижу в «ханукальных деньгах» своеобразную реакцию на христианские праздники с раздачей подарков. Суть Хануки – выражение благодарности Творцу за нашу национальную свободу, за то, что мы зажигаем свечи, освещая ими весь мир. На мой взгляд, любое денежное поощрение на этот праздник ‒ в какой-то мере святотатство. Ханука – время проанализировать, насколько наша жизнь соответствует вечным ценностям. Именно эти дни показывают нам, чего можно добиться верой в вечные принципы, к каким невероятным результатам это может привести. И я никоим образом не желаю нивелировать святость этого праздника.

Хорошо, а как привить детям деловую жилку? Есть ли еврейская образовательная стратегия?

Считаю необходимым, чтобы дети чуть ли не с пеленок давали деньги на цдаку. Запрет брать проценты – часть еврейского воспитания. Стремление к партнерству тоже. Не очень верю в эффективность формального, «фронтального» финансового воспитания: есть много исследований, указывающих на то, что оно не срабатывает.

Я верю в обучение на собственной шкуре. Даже негативный опыт, включая потерю денег, полезен. То, что ребенок впитывает в возрасте от четырех до 16 лет, во многом формирует его личность: это касается и вкусовых пристрастий, и религии, и иностранных языков, и финансовой грамотности. Нужно объяснять ему, как работает экономика, учить копить деньги. Все мои дети в старших классах подрабатывали, а я стимулировал их откладывать сбережения. К сумме, которую они вносили в накопительную программу, я добавлял 25 %. В итоге они и работали, познавали основы трудовой этики, и накапливали капитал, и постепенно сами начали заниматься инвестициями. 

Сегодня создалась абсурдная ситуация, когда на практические галахические вопросы отвечают религиозные авторитеты, оторванные от того, что творится в мире в политике, в экономике, в технологии. 
Майкл Айзенберг

У молодежного движения, филиал которого посещает мой 16-летний сын, отобрали помещение и передали другой структуре. Мы уже третий день ведем с сыном беседы на сопутствующие темы: почему принимаются такие решения, как финансируются общественные организации. И конечно, есть беседы за субботним столом. Например, Абрабанель в комментарии к заключительной недельной главы «Ваигаш» задается вопросом, зачем Тора в подробностях описывает решения по выходу из экономического кризиса в Египте. Какое это имеет отношение к святости? Я же повторяю, что именно благодаря святости Торы ее уроки вечны. За столом мы разбираемся, в чем были плюсы и минусы экономической политики Йосефа.

Как проходило ваше личное финансовое воспитание?

На бар-мицву кто-то купил мне акцию IBM. Тогда ее стоимость была $ 80. Дедушка подарил мне несколько акций компании Exxon. На все деньги, полученные на бар-мицву, я приобрел еще две акции. Каждое утро открывал «Нью-Йорк таймс», просматривал котировки и новости спорта, а затем шел в синагогу. Сейчас я до молитвы ничем подобным не занимаюсь. (Смеется.) 

Что произошло с акциями? Взлетели? Упали?

Бывало то и другое.

Современные дети могут воспользоваться симулятором фондового рынка.

Я считаю, что нужно заниматься этим по-настоящему: только тогда вы действительно ощущаете процесс. Часть учебы – научиться владеть своими эмоциями. Всё это требует реальных, а не виртуальных вложений.

Хобби ‒ писать книги

Почему в финансовых областях так много евреев? 

Чем больше пытаются кого-то изжить, тем лучше становятся те, кто при этом выживает. Это способствует развитию креативности. Что поделаешь, если из поколения в поколение евреев пытались вытеснить из всех крупных систем? Еврейская община испокон веков должна была быть богатой и сильной, чтобы поддерживать свои учреждения и институты. Своеобразный дарвинизм.

К слову сказать, та же креативность проявляется и в Галахе. Есть такое понятие «аарама» ‒ поиск альтернативного подхода, окольных путей. В книге раввина Йехиэля Эпштейна «Арух а-Шульхан» приводится множество таких «аарамот». Классический пример – продажа квасного перед Песахом. 

С другой стороны, я считаю, что человек с деньгами, сегодня полагающийся на «этер иска» ‒ весьма условный и формальный договор о якобы совместном предпринимательстве ‒ в галахическом смысле ходит по острию ножа и, возможно, не осознает всей проблематичности этого решения.

Вы занимаетесь инвестициями, читаете свиток Торы в синагоге, у вас большая семья. Как распоряжаетесь временем, чтобы всё успеть?

У меня практически нет увлечений. Мое хобби – учить Тору и писать книги. Кроме того, у меня потрясающая жена, а еще потрясающие редакторы, один из которых по совместительству еще и мой хаврута, партнер по изучению Талмуда. И отдельное спасибо моим раввинам, научившим меня ценить время. Я стараюсь использовать каждую минуту: это интервью я даю за рулем. Должен признаться, что есть у меня и вредная привычка – учиться во время повторения молитвы кантором. Моей жене это очень не нравится. 

У вас есть любимый трактат Талмуда?

«Моэд катан», потому что именно он служит с большой буквы Доказательством того, как наши мудрецы вырабатывали механизмы, подходящие всем поколениям. Это относится к законам траура и к законам шмиты. И то, что законы шмиты удалось сохранить, несмотря на изгнание из Эрец-Исраль, достойно особого уважения. Я планирую написать комментарии к трактату «Бава Меция», касающиеся запрета обманывать.

Насколько актуальны инвестиционные принципы, которые приводятся в Талмуде? Например, все деньги он рекомендует поделить на три части: треть пустить в дело, еще треть вложить в недвижимость, а оставшееся держать под рукой.

К рекомендациям следует относиться как к рекомендациям. На мой взгляд, это полезный совет, уместный в свое время, но не являющийся законом. Галаха нас обязывает, да. Это не значит, что всё остальное неважно. 

В ультраортодоксальном обществе многие мужчины пожизненно учатся в ешиве, а на рынок труда выходят женщины.

С одной стороны, очень хорошо, что женщины самостоятельно зарабатывают. Но мне трудно представить, как можно выполнять Тору, не покидая стен бейт-мидраша. Учить – да, а вот воплощать в жизнь… Это не совсем соответствует понятию «Тора жизни». Сегодня создалась абсурдная ситуация, когда на практические галахические вопросы отвечают религиозные авторитеты, оторванные от того, что творится в мире в политике, в экономике, в технологии. Это реальная проблема. Мне остается лишь пожелать полного раскаяния, тшувы, чтобы все мы вернулись на истинный путь Торы. Торы жизни. 

Павел Львовский
Фото: Илья Иткин