Несите ваши денежки

О том, как правильно вести себя на восточном рынке. В смысле — израильском

Натан Акимов
стартапер, эксперт

Если вы когда-нибудь задумывались о переезде в Израиль, у вас наверняка уже появлялись мысли об инвестициях. Ну правда, если все говорят о том, что тут у нас самый позитивно растущий стартап-хаб – это мотивирует. Тем более на фоне сокращения количества сделок в России за последние годы. В конце концов, где, как не в Израиле, уже есть масса историй успеха, здесь пасутся «юникорны» с миллиардными экзитами… Неужто мы, самые умные, поднявшие деньги в России, не поймем, в какой именно бизнес инвестировать?..

Инвестиции в России и в Израиле – это, как принято говорить, две большие разницы. Казалось бы, чего хочет любой инвестор? О, типичный инвестор с деньгами российского происхождения хочет очень многого. Он же несет свои кровно заработанные в сказочный израильский хай-тек.

Первое – управляемости (если я доверяю деньги незнакомым людям, то только в обмен на доступ к оперативному управлению; а давайте еще устроим полный дью-диллидженс всех членов команды. И лучше еще должность повыше, и чтобы фаундер был у меня на посылках).

Второе – доходности выше привычной (если уж я решусь инвестировать, то только в стопроцентно успешное дело).

Третье – гарантий (в идею я вкладываться не буду, мне нужна валидация рынком, и чтобы уже были клиенты). Забудьте. Так не работает.

Никому еще не удалось без потерь «прощупать» израильский рынок мелкими инвестициями или диктовать свои условия

В Израиле стартапы выбирают инвестора, не наоборот. И это особенно заметно именно на первых раундах инвестиций (пока стартап не набрал 1 млн. долларов). В обмен на право вложить деньги вы должны привнести в бизнес что-то еще – свои знания, связи, репутацию – да хоть что-нибудь, кроме обещаний знакомства с мелким чиновником из АП и гарантированной победы в тендере. Деньги должны быть «умными».

Говоря о доходности, важно понимать, что, инвестируя в израильский хай-тек, вы фактически выходите на мировой (в большинстве случаев – американский) рынок, а это совсем другие потребители и другой уровень, и другие деньги, и другие правила игры. Да, Израиль – страна маленькая, да, ресурсов не хватает – но это не означает, что в Израиле будут рады любым инвесторам с любыми вкладами. Это означает другое: всё должно быть максимально эффективно и оптимизировано. Даже при текущем состоянии израильского хай-тек рынка с частыми многомиллиардными экзитами средняя доходность составляет не более 2 % в год, если вкладываться на срок менее пяти лет. Так что деньги должны быть «длинными».

Читайте также:
Есть и хорошие новости

Румыния обогнала Израиль по объему инвестиций в стартапы. Главы hi-tech корпораций просят Нетаньяху уйти в отставку. Но по некоторым позициям израильские изобретатели все-таки удерживают лидирующие позиции

В Израиле очень щепетильно относятся и к происхождению денег. Ведь самые перспективные отрасли – это кибер-секьюрити и медицинские технологии, а в этих сферах нужно полное доверие. Никто не хочет даже теоретической возможности повторения истории с Nginx. Деньги должны быть «чистыми».

Резюмирую. Если вы не готовы меняться и менять к лучшему мир вокруг себя, продолжайте инвестировать во что-нибудь менее рискованное и понятное. В недвижимость, например. Ни одна привычная вам бизнес-схема в Израиле не работает. Никому еще не удалось без потерь «прощупать» израильский рынок мелкими инвестициями, или диктовать свои условия. Израиль – это взаимопомощь, взаимоуважение и благотворительность. Израиль – это общение и доверие. Израиль – это восток. Для того, чтобы ваши инвестиции не пропали, надо влиться в местное сообщество, надо стать своим, а не просто быть готовым дать в долг. Если на восточном рынке соглашаются со всеми вашими условиями и готовы принять у вас любую сумму – развернитесь и уходите: это мошенники. Уж лучше пропейте эти деньги, честное слово, хотя бы получите удовольствие.