Выпуск #26

Марк и Марина Володарские: «Образ жизни соблюдающего еврея только помогает и дома, и на работе»

Секретный язык бабушки и дедушки, лагеря Еврейского агентства и калькулятор, который положил начало созданию семьи. Члены московской общины «Сокол-Аэропорт» рассказывают о себе, гордятся детьми и хвастаются двумя видами фаршированной щуки на субботнем столе

Екатерина Милицкая
Фото: KOLDUNOVA+KLYOSOV
Семья


Мойше (Марк) Володарский, 49 лет
Мирьям (Марина) Володарская, 44 года
Хаим Володарский, 19 лет, Авиталь Володарская, 16 лет

О нем:

Марк Володарский родился в Москве, в еврейской нерелигиозной семье. Окончил радиотехнический техникум, а затем Московский институт связи. В начале 1990-х узнал о том, что неподалеку находится офис «Сохнута», где по пятницам собирается еврейская молодежь. Именно там, признается Марк, к нему пришло «более глубокое понимание и ощущение себя как еврея». Вскоре он уже был администратором молодежного клуба, участвовал в организации лагерей, а в 1995-м уехал в Израиль. Там работал по специальности, занимался электроникой – от установки автосигнализаций до продажи электронных компонентов.

О ней:

Марина Володарская родилась в Каменск-Уральске в большой еврейской семье: «Мои бабушка и дедушка с высшими образованиями разговаривали на идише, когда нужно было, чтобы их не понимали». В пять лет после разговора с соседкой осознала, что отличается от других детей; откровенные ответы родителей на ее расспросы помогли завершить еврейскую идентификацию. В школьные годы ездила в сохнутовские лагеря, мечтала пойти по стопам родителей-инженеров, однако в итоге в 1995 году уехала в Израиль и поступила в Хайфский университет на факультет живописи и дизайна. Во время учебы участвовала в международных выставках, на выпускном курсе стала членом Союза художников Израиля. Работала художником-дизайнером витрин израильской сети магазинов. 

Знакомство

Марк и Марина вместе уже 21 год: «Пролетели как один год», ‒ улыбаются Володарские. Познакомились на экзамене по математике студенческой программы для новоприбывших в Израиль. «Перед началом экзамена в аудиторию зашел молодой человек, занял место передо мной и положил на стол тетрадь, ручку и калькулятор, ‒ рассказывает Марина. ‒ Когда начались сложные вычисления, мне потребовался калькулятор. Я несколько раз обратилась к спине спереди: «Молодой человек, юноша, парень…», но он не обращал внимания. Соседка по парте сказала: «Марина, не обращай на него внимания». Услышав мое имя, Марк повернулся и со словами: «Мариша, возьми, пожалуйста», ‒ протянул мне калькулятор. Так и познакомились!».

Хупа

Хупу Володарские провели в Хайфе, в зале для торжеств с открытым садом. Это была первая хупа за долгие годы в обеих семьях, и она стала важной ступенью к еврейскому образу жизни.

Место для жизни

Переехав в Москву из Израиля в 2003 году, Володарские поселились в районе Аэропорт, который очень любят. «Это старый зеленый район с интересной, богатой историей, где жили художники, литераторы, актеры и музыканты, – говорит Мойше, ‒ поэтому местные жители с иронией называют его ХЛАМ».

Община

В 2005 году Мойше прямо на улице случайно познакомился с Борухом Клейнбергом, раввином еврейской общины Сокол-Аэропорт «Таки да». Все последующие 16 лет Володарские принадлежат к этой общине. «У нас очень семейная атмосфера, ‒ рассказывает Мирьям. – В синагоге рав Борух проводит уроки Торы и занятия для мужчин, а ребецн Голда – встречи для женщин за чаем с вкусными кексами. Еще есть занятия для детей и подростков, Eurostars, «Клуб неожиданных встреч», где проходят встречи с интересными людьми. На все еврейские праздники мы собираемся большой теплой компанией».

Шаббат

По сложившейся традиции кабалат шаббат, маарив и кидуш Володарские тоже проводят в общинной синагоге. После молитвы давние друзья по общине и гости общаются за шаббатным столом. «Ребецн Голда готовит для этих трапез вкуснейшие мясные блюда!» ‒ говорит Мирьям.

Работа и традиция

В Москве Мойше работает ведущим специалистом международной группы компаний ‒ дистрибьютера электронных компонентов. «Образ жизни соблюдающего еврея мне не мешает – наоборот, помогает находить правильные решения в повседневных ситуациях и во взаимоотношениях с коллегами и клиентами», ‒ говорит Мойше. Мирьям более 20 лет проработала в сфере графического дизайна и оформления модных магазинов, а сейчас она секретарь-администратор общины Сокол – Аэропорт.

Дети

Дети Володарских уже взрослые и самостоятельные. Хаим учится и работает в Израиле, Авиталь – первокурсница Высшей школы экономики.

Семейные обязанности

В семье нет четкого распределения обязанностей: если один супруг занят, другой может выполнить любую работу по дому. Большая часть домашних дел, правда, всё равно ложится на Мирьям, но Мойше всегда спрашивает, чем он может помочь. И конечно, первая помощница для мамы – Авиталь.

Семейное блюдо

У Володарских много любимых домашних блюд, супруги перечисляют их подробно и с видимым удовольствием. Из мясных ‒ кисло-сладкое жаркое из баранины и куриные рулетики с грибами. Из рыбных – форшмак по семейному рецепту (его Мирьям часто готовит к шаббатному столу), а также два разных вида фаршированной рыбы: остро-соленая щука и сладкий зеркальный карп. И фирменная творожная запеканка!

Что читают и смотрят

Прямо сейчас на журнальном столике дома у Володарских лежит книжка «365 размышлений Ребе». Последними фильмами, которые произвели на Мирьям и Мойше впечатление, они называют драму «Ушпизин» (Израиль, 2004) и историческую драму «Песня имен» (Канада, Венгрия, Великобритания, Германия, 2019).

Любимый досуг

Настольные игры, чтение и прогулки на природе. Гулять Володарские предпочитают в окрестностях своего района – в старом Петровском парке и парке у Речного вокзала. Есть у них и любимые места в Хайфе – прогулочная часть побережья Хоф-Кармеля и лесные заповедники на горе Кармель. До пандемии семья всегда старалась проводить отпуск в Израиле, но последние два года по понятным причинам пришлось безотлучно жить в Москве.

Анекдот от Володарских

Изя прилетает в Израиль, проходит на таможенный контроль. Пограничник спрашивает:

‒ Откуда прибыли?

‒ Какие прибыли?! – всплескивает руками Изя. ‒ Одни убытки!