Выпуск #18

Павел Никитин: «Мы отбили российский рынок у зарубежных производителей»

Владелец компании «МеталлИмпорт» и член делового клуба SOLOMON.help рассказал нам, почему вместо ракетно-космической отрасли построил карьеру в алюминиевом бизнесе, что такое промышленный туризм и чем бизнес-клуб похож на шахматы

Дмитрий Гольштейн
Фото: Владимир Калинин
До Китая далеко

Давайте начнем с вашего бизнеса. Почему и когда вам пришла идея заняться именно металлом?

Если честно, всё получилось немного спонтанно. Моя специализация по диплому — создание крупногабаритных ракетоносителей и орбитальных станций. А тому, чем сейчас занимаюсь, я учился всего один семестр.

Первые шаги в этом бизнесе я начал делать еще в конце 80-х — начале 90х, когда учился в МГТУ им. Баумана на ракетно-космическом факультете. После распада СССР было ощущение, что большой науки в ближайшие 50 лет в России не будет, поэтому решил продолжить свой профессиональный путь в другой сфере — торговле цветным металлом. Со временем она переросла в производство алюминиевых сплавов, литой алюминиевой посуды и литых изделий из алюминия. Сегодня в моей группе компаний работают уже 300 человек, и уверен, что это не предел. Жизнь — очень непредсказуемая штука, но я рад, что всё сложилось именно так.

Пандемия не обошла стороной многих российских предпринимателей. Как этот период отра-
зился на вашем бизнесе? Изменилась ли траектория развития вашей компании?

Как ни странно, наш бизнес в последние несколько лет идет только в гору. Спустя год с лишним после начала пандемии могу уже уверенно сказать, что наша компания особо не пострадала. Был, конечно, определенный страх в апреле-мае минувшего года, что многие обанкротятся и нас потянут на дно, но, к счастью, этого не случилось.

Вообще, уже на протяжении нескольких лет (наверное, с 2015 года) чувствуется уверенный тренд на импортозамещение. Конечно, это в определенной степени связано с падением курса национальной валюты: импортные товары стали менее привлекательными для потребителя из-за высокой стоимости. Но в целом ситуация сыграла на руку отечественным производителям. Если раньше мы работали в основном на экспорт, то теперь уже есть уверенный спрос на нашу продукцию и внутри страны.

Примерно с 2017 года появилось большое количество заводов, что стимулирует спрос на нашу алюминиевую продукцию. Например, если раньше радиаторы для отопления везли из Китая или Италии, то сейчас их производят в основном в России. Такая же ситуация с посудой: удалось отбить местный рынок у итальянских, китайских, турецких производителей. Или другой пример: во Владимирской области есть турецкий завод по производству стиральных машин. В последние годы его владельцы увеличили объем локализации, повысив поставки в Россию, Восточную Европу и страны Магриба. Это спровоцировало спрос и на нашу продукцию, так как мы поставляем этому предприятию комплектующие.

Вы затронули очень интересную тему. Исходя из вашего опыта, как обстоит дело с качеством отечественных компонентов? Можно ли сказать, что они не уступают западным?

Мне трудно однозначно ответить на этот вопрос, так как я в основном сталкивался с турецкими и китайскими производителями. Но, к сожалению, стоит признать, что в целом до уровня Китая нам очень далеко. Причин много, и основная, конечно, — недостаток квалифицированной рабочей силы.

Китай активно использует автоматизацию на предприятиях, чтобы оптимизировать стоимость продукции без снижения качества. Как у вас обстоят дела с этим?

Пытаемся и в этом учиться у Китая. Стараемся активнее внедрять автоматизацию, занимаясь, как мы это называем внутри компании, промышленным туризмом. Если есть возможность попасть на аналогичное производство в Китае или в Турции, обязательно едем смотреть, как всё работает, чтобы попробовать сделать нечто подобное у нас. Сейчас планируем внедрить роботов в рутинных рабочих процессах. Будем использовать, опять же, китайских: только в этой стране они достаточно хорошего качества.

Как вам кажется, будет ли в ближайшее время меняться структура рынка металла?

К моему удивлению, у нас в производстве появилось много импортного лома, в частности, из Восточной Европы. Такая же ситуация и у наших конкурентов. То есть Россия потихоньку превращается в промышленную площадку — пока, конечно, недостаточно квалифицированную, с низкой долей инжиниринга и малым объемом продукции с высокой добавленной стоимостью. Но я думаю, что рынок будет развиваться в сторону увеличения импорта сырья и повышения внутреннего потребления сплавов, потому что мы видим явный рост промышленного производства в России.

Б-г велел делиться

Как давно вы состоите в клубе SOLOMON.help и помогает ли это в развитии бизнеса? Что ценного для себя вы нашли, став резидентом?

Честно говоря, я не рассматриваю участие в клубе SOLOMON.help с точки зрения коммерческих интересов. Мне прежде всего приятно общаться с образованными, интересными и состоявшимися людьми. Когда живешь где-то в своей деревне, всегда кажется, что ты самый умный. Но в клубе понимаешь, что есть к чему стремиться, за кем тянуться. Это как в шахматах: глупо же играть с тем, кто слабее: это не дает развиваться, узнавать что-то новое. Вот и участие в клубе подстегивает саморазвитие.

Конечно, во время наших встреч бывают и разговоры о бизнесе. Но никогда не знаешь, приведет ли это к каким-то контрактам, сделкам или сотрудничеству. Может быть, прошло еще мало времени, чтобы делать выводы, так как резидентом я стал где-то в ноябре прошлого года.

Почему вы решили вступить в клуб?

За это стоит сказать спасибо Даниелю Шерману, который меня убедил. Я и раньше знал о клубе SOLOMON.help, но только Даниелю удалось найти правильный подход и заинтересовать меня, в том числе темой благотворительности, которая мне всегда была интересна и близка.

«Всевышний делает всё не просто так: он рассчитывает, что ты поделишься частью своего дара».
Павел Никитин

Удивительно, конечно, но я, как большинство людей, думал, что еврейских детских домов в принципе быть не может. Шел на поводу у стереотипа. Но увидел, что действительно есть еврейские дети с непростой судьбой. Понятно, что лишних денег у детского дома не бывает, всегда можно найти, на что их потратить. У меня пятеро детей, я понимаю, что родителей заменить невозможно, и именно поэтому любая поддержка будет не лишней. Недавно узнал и о других благотворительных программах клуба, которые впечатлили меня не меньше.

Как вы в целом относитесь к мнению, что часть дохода нужно отдавать на благотворительность?

Если тебе чего-то дано Б-гом больше, чем другим, например, способность зарабатывать или, скажем так, притягивать деньги, конечно, заниматься благотворительностью нужно. Мне кажется, что Всевышний делает всё не просто так: он рассчитывает, что ты поделишься частью своего дара. К сожалению, не всем дано быть богатыми и здоровыми. Всегда есть люди, которые в силу возраста или других причин нуждаются в помощи. Поэтому, если была возможность, я всегда занимался благотворительностью, пытался помогать людям, которым в чем-то повезло меньше, чем мне. Став резидентом клуба, вижу, что здесь это организовано более системно, и меня это радует.

До вступления в клуб вы участвовали в жизни еврейской общины?

Когда-то существовал клуб «Ошер», я иногда ходил туда, чтобы пообщаться с интересными людьми, но не могу сказать, что был активно вовлечен в еврейское сообщество. Как и многие мои ровесники, я родился в советской семье, где было не принято откровенно говорить о еврейских традициях и корнях. Само осознание, что ты еврей, часто вызывало у людей ужас. Помню, когда в моем раннем детстве бабушка с дедушкой ругались, они переходили на идиш. Я спрашивал, что это за язык, а они испуганно переглядывались и отвечали: «Немецкий». Только став постарше, я понял, в чем дело.

Как ни странно, я, наверное, становлюсь драйвером еврейской жизни в семье. Моя мама долгое время достаточно скептически относилась к еврейской культуре, но в какой-то момент даже начала просить меня взять ее с собой на шаббат.

Что вам больше всего нравится в московской еврейской общине? Есть ли что-то, что хотелось бы улучшить?

У меня достаточно восторженное впечатление от клуба SOLOMON.help. Особенно нравится, как хорошо всё сделано с точки зрения маркетинга, конкретно, что привлечение новых резидентов идет через благотворительность. Ведь в результате мы не только помогаем детям и одиноким людям, но и получаем огромнейший положительный заряд, потому что действительно видим, куда идет наша помощь.

Единственное, чего мне хотелось бы, — посвящать больше времени урокам изучения Торы. Пока, к сожалению, не очень получается. Искренне надеюсь, что найду на это время в скором будущем.