Раввин Шломо Злотский: «Человек хочет изучать Тору, какие тут каникулы?»

Московский еврейский кампус существует уже более девяти лет. Его ученики без отрыва от учебы или работы изучают Тору в ежедневном режиме и соблюдают все необходимые традиционные предписания. Как поступить в Кампус, и какие трудности и победы ожидают его студентов на пути изучения Торы — от основателя Кампуса, раввина Шломо Злотского

Виталий Ковальчук
Фото: Илья Иткин

Вернувшиеся к Торе 

За советский период российское еврейство потеряло преемственность. На сегодняшний день все еврейские институты, которые есть в России, — вновь созданные. У них нет давней исторической связи с местными общинами. Некоторые из неофитов стремятся бросить все свои «светские» занятия, чтобы полностью погрузиться в учение Торы. Но еврейские мудрецы последних поколений категорически не советуют таким людям вести образ жизни, который заключался бы только в Торе и исключал бы светскую составляющую.

Поэтому, с одной стороны, верующим нужна некая общность людей, которая будет жить этими ценностями и создавать традиции для следующих поколений. В то же время людям, которые приходят к «нашему образу жизни», необходимо оставить для себя возможность светского образования. Оно нужно не только как будущий источник заработка, но и в качестве привычного культурного фона. 

Преподаватель со стажем

Рав Шломо Злотский родился в 1967 году в городе Астрахань. Отец — ученый- химик, мать — инженер. Учился в школе в г. Туле. Закончил МХТИ (Московский химико-технологический институт). Репатриировался в Израиль в 1990 году. Учился в ешиве «Маалот аТора» у легендарного раввина Шмуэля-Залмана Ойербаха. Женат, 9 детей. Последние 20 лет занимается преподавательской и общинной деятельностью

Когда я почти 10 лет назад приехал в Москву, у меня была одна из идей создать нечто вроде Yeshiva University по американской модели. Эта схема объединяет религиозное и светское образование. Но, когда я начал исследовать эту тему, понял, что в таком городе, как Москва, с ее богатейшей традицией светского образования, пытаться создать еще один вуз было бы неэффективно и практически нереализуемо. Нужны были немыслимые ресурсы, а делать что-то типа второсортного ПТУ не хотелось. И тогда мне пришла идея сделать «еврейское религиозное общежитие», в котором бы проживали и изучали еврейские науки студенты престижных вузов. Там же, на базе этого общежития, у ребят должна быть возможность получать качественное еврейское образование. 

Задумка была реализована в 2007 году на базе многокомнатной квартиры в доме на улице Покровка. Сейчас Кампус располагается на Сретенском бульваре. Он рассчитан на одновременное проживание не более 10 студентов. В комнатах живут по 2–4 человека. Есть красивая просторная кухня, где ребятам готовят трехразовое кошерное питание. Она же используется как банкетный зал. Там мы проводим мероприятия, субботние трапезы, приглашаем гостей.

Сегодня я могу с гордостью сказать, что среди «наших» ребят есть выпускники самых престижных московских вузов (МГТУ им. Баумана, МГИМО, МГУ). При этом с точки зрения религиозных знаний они выходят на уровень лучших студентов ешив. 

Попасть в узкий круг

У нас нет рамок учебного заведения и нет каких-то сроков начала или окончания учебного года. Поэтому приступить к обучению можно в любой момент. Человек приходит и говорит: «Я учусь в университете, пишу диссертацию, занимаюсь бизнесом. Но я хочу как-то приблизиться к еврейской жизни».

Если он соответствует нашим требованиям и у нас есть свободные места, мы предлагаем ему поселиться у нас. Когда у нас нет возможности поселить студента, мы записываем его в «лист ожидания». Если человек зарабатывает, он платит за свое место в нашем Кампусе. Размер оплаты — всего 10 000 руб. в месяц, включая питание. Многие из тех, кто имеет такие возможности, добровольно платят больше. А бывает, что по каким-то причинам студент не может заплатить и 10 000. В этих случаях мы идем ему навстречу. Мы ищем человеку спонсора, который бы ему помогал. 

Групповое изучение еврейских текстов. Больше мнений — лучше запоминаемость

Утро в Кампусе начинается с молитвы. Затем ребята завтракают и идут по своим делам, чтобы вечером приступить к изучению Торы. Те, кто учится или работает во второй половине дня, занимаются в Кампусе по утрам. Также мы проводим совместные праздники: субботы и все остальные знаменательные даты в еврейском календаре. 

Раввины строят для каждого ученика индивидуальный график занятий. Ученик выделяет в своих сутках те часы, которые он готов посвятить изучению Торы, а наша задача (учителей и администрации) — обеспечить ему преподавание, индивидуальное или в группах. Около 70–80% занятий проводятся индивидуально. 

Наша программа немного похожа на ешивную. В ешивах есть семестры, когда за определенный период ученик должен изучить нужный трактат из Талмуда. Их семестры примерно совпадают с нашими. С сентября во всех ешивах начался новый семестр, который длится около месяца. И мы с начала этого условного «семестра» приступили к изучению трактата «Ктубот». 

Большинство обитателей нашего Кампуса — студенты престижных вузов в возрасте от 17 до 26 лет. Есть также аспиранты и просто работающие люди. Наше обязательное условие — чтобы человек обладал амбициями в области образования, стремился к успеху и умел работать над собой. Если студента нужно заставлять, то, из моего опыта, это сизифов труд. 

Мы предлагаем в первую очередь не учебную программу, а образ жизни. Человек обязан изучать Тору все время. Поэтому мы не можем закрываться на лето. Человек хочет изучать Тору, какие тут каникулы?! 

Знания ради гармонии

Мы иногда устраиваем экзамены, но это, скорее, для самооценки. В Кампусе все держится на внутреннем интересе учеников. У нас нет никаких инструментов, чтобы удерживать человека. Мы не выдаем никаких дипломов, у нас они получают в чистом виде знания ради знаний. 

Все наши преподаватели приглашены из Израиля. По счастливому стечению обстоятельств, за последние 20–25 лет там накопилось большое количество русскоязычных раввинов — мудрецов Торы. Они учились в серьезных престижнейших ешивах мирового уровня и достигли высокого уровня в ее изучении. Они все заинтересованы в том, чтобы поделиться с молодыми соплеменниками своими знаниями. Большинство из них родились и провели молодые годы в России и в какой-то момент уехали в Израиль. Поэтому они замечательно владеют русским языком и прекрасно понимают российскую ментальность. 

Пурим в общине

Как известно, Аристотель был не только специалистом в области естественных наук. Он еще был корифеем в области этики и читал по ней лекции. Однажды ученики застали его за крайне непристойным с этической точки зрения занятием. Они пришли к нему с претензией, что с кафедры он учил их совсем другому. Он ответил им: «Когда я вас обучал геометрии, вы же не требовали от меня, чтобы я был треугольником». У нас такая логика и такие действия были бы невозможны. 

Невидимые подвиги

Мы видим с близкого расстояния все те духовные подвиги, которые совершают наши студенты. Для любого подростка спать долго — это правильно и хорошо. И вот утром наш ученик не может себя поднять. Мы его не трогаем, даем возможность все осознать самому. В это время он видит, что все утром встают на молитву. Потом через какое-то время мы говорим ему: «Все приходят, получается неудобно, ты же еврей, надо тоже встать и прийти». И видно, что у человека происходит тяжелая внутренняя борьба: пойти на молитву или еще часок поспать. Вы представляете, что это такое для подростка — час утреннего сна! В конце концов, он говорит: «Хорошо, я приду, но опоздаю на полчаса». И когда такой студент в первый раз приходит на молитву вовремя, это для него огромный подвиг и невероятная победа. 

Мы можем гордиться тем, что наши ученики, получая стипендию в вузе, выделяют из нее положенные еврею 10% на благотворительность и приносят их нам. И это сверх той ежемесячной суммы, которые они обязаны нам платить. Эти небольшие деньги невероятно важны для его понимания устройства и принципов жизни еврейского общества. 

Мы «выходим в свет». Летом мы делаем это довольно часто. Ребята ходят на концерты и в кино. Недавно у нас был выход в клуб, где ребята слушали какую-то группу. Наша задача как раввинов — определить, «кошерно» ли конкретное мероприятие или нет. Поход в стриптиз-клуб мы не одобрим. Но сходить на хороший концерт — это абсолютно нормальная вещь. 

Дать второй шанс

Однажды к нам обратился парень. До этого он учился в ешиве и решил поменять свой путь. Он посчитал, что посвятить всю свою жизнь изучению Торы не в состоянии, но для него это очень важно. Все коллеги были категорически против: они считали, что у нас с ним ничего не получится. Я взял на себя ответственность и принял его на свой страх и риск. 

Через какое-то время правота коллег подтвердилась. Выдерживать наш распорядок жизни было для него невероятно тяжело. Мы его не выгоняли, но в конце концов он ушел сам. После этого в его жизни было несколько сложных этапов. Через какое-то время он осознал причину произошедших с ним событий. Понял, что причина случившегося — неспособность обуздать страсти и порывы своей души и направить их в нужное русло. Он попросил нас снова попытаться с ним поработать. Конечно, мы дали ему этот шанс и увидели совсем другого человека. Сегодня он один из самых преданных последователей наших идей. 

Я всегда радуюсь, когда наши выпускники или ребята, которые не смогли у нас учиться, пробились в каких-то других системах, пошли в ешиву или другое место. Или выбрали себе полностью светский образ жизни, женились, построили еврейские семьи, и все равно так или иначе они пришли к этим ценностям. Мы ищем формы сотрудничества на всех этапах со всеми нашими учениками.  

Проект финансируется мной. Я постоянно нахожусь в поиске партнеров и спонсоров, которые могли бы нам помочь. Сейчас в связи с кризисом содержать Кампус стало не так просто. Расходы на него, включая аренду и зарплату преподавателям, составляют около $15 000 в месяц. Ведь помимо собственно Кампуса, у нас здесь еще и синагога с постоянными раввинами и миньяном, со всеми необходимыми атрибутами. 

Сложность в том, что такой проект сложно «продать» спонсорам. Продавать нужно какую-то ценность. В чем ценность изучения Торы, кроме как в ее постижении? Есть люди, которые изучают Тору, почему спонсор должен за это платить? Они гораздо более охотно выделяют средства на помощь бедным, детям, нуждающимся в лечении. Это понятные вещи, и спонсоры с удовольствием дают на это деньги. На еврейское образование получить гораздо сложнее. 

Главное отличие нынешнего Кампуса от того, что было в первые годы работы — резко возросший уровень приходящих к нам студентов. Я имею в виду соответствие нашим критериям: амбиции, духовный поиск, желание развиваться. Не знаю, чем это объяснить, но у нас стало намного больше людей, которые нам подходят. В первые несколько лет нашим задачам почти никто не соответствовал и у нас была очень большая текучка. Если в Кампусе оставались хотя бы один или двое из каждых 10 человек — это был прекрасный результат на тот момент. Сегодня 70–80% наших ребят полностью или почти полностью соответствуют тем критериям, которые мы декларируем с самого начала. Но всt это — результат тяжелой кропотливой работы на протяжении многих лет. 

Я часто слышал от людей в возрасте около 30 лет, что им не хватает наставничества. Молодым людям нужен мудрый человек с жизненным опытом, который мог бы их направлять, оценивать, беседовать с ними. Ученики часто приходят к нам обсуждать личные вопросы — как поступить в той или иной ситуации, как строить отношения с людьми. Преподаватель в таких случаях никогда не откажет. Это по сути наша основная, самая главная работа. 

Среди учеников авторитет раввинов и доверие к ним очень высоки. Это уже принятая в их коллективе внутренняя ценность. Если есть раввин — значит, можно подойти к нему и посоветоваться по любому вопросу. Это очень высокая оценка нашей работы, и мы очень гордимся, что ребята просят у нас советов. Для нас это очень ценно. 

Если мы с учениками вышли на такой уровень доверия, что они сами приходят советоваться по вопросам своей личной жизни, — это очень хороший знак. Это говорит о том, что он доверяет не просто мне, а тому учению, которое я представляю, — Торе. 

Любому человеку необходимо с кем-то советоваться, чтобы кто-то мог посмотреть на него со стороны и высказал свое мнение. Мы в этом отношении ребятам ничего не навязываем. Но, когда они сами приходят и просят у нас совета, это самая высокая оценка, которая только может быть в нашей деятельности.