Первые шаги в большом мире, или как устроена работа еврейских детских садов

Родители готовы трепетно оберегать своего ребенка с первого дня его жизни, однако рано или поздно всем детям приходится выйти из уютного семейного круга и ощутить свою принадлежность к большому миру. Таким местом, где ребенок учится вести себя с другими, анализировать свои поступки и заводить первых друзей, становится детский сад. Очень важно, чтобы там царила комфортная атмосфера, работали дружелюбные воспитатели и это время спустя много лет было связано только с теплыми воспоминаниями. О том, как устроено обучение и воспитание в еврейских детских садах и развитие каких навыков и моральных принципов лежит в их основе, наш журнал узнал у их руководителей

Детский сад при еврейской школе «Мир интеллекта»

Адрес: ул. Образцова, 11, стр. 4
Телефон: 8 (495) 645-05-33
Часы работы: 8.00 — 18.30
Средняя стоимость обучения в месяц — 20 тыс. руб.

Детский сад «Мир интеллекта», как и сама школа, открылся пять с половиной лет назад. Идея её создания исходила от родителей, входящих в еврейскую общину, перед которыми стоял вопрос: где обучать детей, чтобы, с одной стороны, они были воспитаны в еврейских традициях, а с другой стороны, имели светское образование. Такое учебное заведение, где соблюдались бы оба эти условия, было найти сложно. Однако родительские пожелания были услышаны, и при поддержке Главного раввина России Берла Лазара появилась школа, которая обеспечивает спокойную атмосферу обучения для ребенка, бережно относится к еврейским традициям, но в то же время не является жестко религиозной.

Директор «Мира интеллекта» Евгений Филатов

«Она даёт качественное образование, и люди разной степени увлеченности иудаизмом приходят сюда и чувствуют себя комфортно. При этом мы стали единственной школой в Москве, которая имеет в своём названии слово “еврейская”. В остальных случаях надо долго искать на сайтах, чтобы понять», — рассказывает директор «Мира интеллекта» Евгений Филатов.
Вначале в здании на улице Образцова школе выделили пятый этаж. По мере увеличения числа учеников в школе она стала расширяться и заняла еще два этажа. Сейчас в школе обучается 130 детей: 3 группы детского сада и 9 классов. «С каждым годом количество учащихся увеличивается и учебных кабинетов уже не хватает. Когда детям нравится детский сад или школа, то они приводят туда родных и друзей, да и мамы чаще прислушиваются к своим знакомым родителям, чем к рекламе», — считает Филатов.
По его словам, директор всегда делает школу под себя и нанимает учителей, которые разделяют его профессиональные и моральные убеждения. «В каком-то смысле работает уникальный коллектив, потому что таких школ, как наша, немного. Каждая еврейская школа уникальна по-своему, но у нас либеральная комфортная еврейская среда, где интеллектуальные и духовные ценности одинаково важны, и мы их не противопоставляем, а дополняем одно другим», — отметил Филатов.

Он подчеркнул, что в детском саду царит гармония: все сотрудники очень доброжелательно относятся к детям, а маленькому ребёнку по большому счету кроме этого ничего не надо. «Он приходит в школу, где хочет чувствовать, что его любят, о нем заботятся. Когда ребенок этого не чувствует, он начитает «болеть». Для меня важнейший показатель – сколько сегодня детей заболело. Если в младшей группе из 9 детей пришли все 9, значит, они не хотят «болеть», значит все хорошо. А если пришли только 5, значит им что-то не нравится. Это главное! А содержанием образования и развитием интеллекта будет заниматься уже школа, мы же больше в сфере эмоций находимся», — объясняет директор.

Еще одной из особенностей детского сада «Мир интеллекта» является преемственность. Детский сад-школа – это единое целое, единый организм. «Мне всегда хотелось сделать свою школу, и сама эта еврейская атмосфера позволяет уйти от тех проблем, которые в обычной школе почти не решаемы. Наша современная жизнь слишком свободная, она несёт большой негатив для ребят. Здесь же есть моральные ценности, которые не то, что никто не пытается оспорить, — они даже не обсуждаются, они впитаны с молоком матери в этой среде. Никому не придёт в голову недостойно вести себя с девушкой, дети не знают слово «наркотики», никто не станет курить в школе или пить спиртное. Это полностью исключено, в нашей школе такое поведение недопустимо. В такой среде жить уютно. Мы создали, своего рода оазис, где все плохое за бортом», — поделился Филатов.

Тем не менее, он убеждён, что привить высокие моральные принципы нельзя на уровне каких-то внушений, это делается на личном примере. Если воспитательница вас любит, то это и будет урок, как обращаться с людьми, – считает Филатов, – а заставлять малышей учить заповеди бессмысленно.

Что касается образования, то трехлетние дети 5–7 минут в день уделяют развитию речи и математических способностей, знакомству с окружающим миром. Остальное время они играют и общаются, гуляют, спят и кушают. В средней группе занятия длятся не более 20 минут: детей учат лепить, рисовать, делать пиццу, сажать огород, заниматься спортом, понемногу – английскому языку и еврейским традициям. Все занятия проводятся исключительно в игровой форме. А старшая группа — это уже практически нулевой класс, дети там полноценно учатся писать, читать, считать, развивают координацию движений на физкультуре. Фактически, там у них есть полноценный учебный день, и они приходят в первый класс хорошо подготовленные. И в то же время, они находятся в доброжелательной среде, в системе еврейских праздников и традиций и чувствуют себя комфортно.
Переход из детского сада в школу – вопрос сугубо технический. Были в одной аудитории – перешли в другую. Те же самые дети, которых они видели в коридорах, та же самая столовая, те же педагоги. «Ощущение, что вы пришли в свой дом, вы здесь уже свой человек. У вас вообще нет страха, вы только ждёте, когда появитесь на доске, где написано “Первоклассники”. Вот это и есть наша концепция — “школа-сад”, то есть мягкий безболезненный переход, когда к нам поступают трехлетки, затем три года они сюда ходят, развиваются в средних группах, потом в подготовительных группах. Происходит естественное развитие, обучение и воспитание в одном стиле, в одних традициях», – отмечает Филатов.
Родители приводят сюда детей к 8 утра, а в 18.30 забирают их. Ребята проводят в школе 10 часов, и, соответственно, у них есть возможность позаниматься тем, что им интересно, кроме уроков. Выбор очень большой. Кто-то ходит в бассейн, кто-то занимается футболом, гимнастикой. Многие любят рисовать — на стенах развешены картины. В коридоре стоят теннисные столы, чтобы дети могли играть. Кто-то предпочитает углубленное изучение предметов – биологии, математики. Есть и собственный театр, где ученики под руководством грамотного педагога поставили уже не один спектакль. В данный момент идет работа над постановкой спектакля ко Дню Победы. «Есть еврейские кружки, робототехника для малышей. То есть время у детией насыщено мероприятиями, и они все время являются участниками каких-то событий. Мне кажется, это очень важно», – говорит директор.

Тем не менее, не все дети, по его словам, одинаково успешны. Есть дети, которые пришли в «Мир интеллекта» с большими проблемами: не говорящие по-русски, сильно отставшие, потому что учились по другим программам. Для них создаются индивидуальные программы, чтобы подтянуть. «Однако, самая большая трудность – найти хороших учителей. Для этого, в первую очередь, нужно иметь хорошую школу. Но все хорошие учителя уже работают в хороших школах, и для того, чтобы оттуда уйти, им нужны очень сильные аргументы. Предоставить их очень сложно, поэтому приходится искать компромиссные варианты, так как наша школа пока что все-таки в стадии роста», – заключает Филатов.

Детский центр “Тапуз”

Адрес: ул. Большая Никитская, 47, стр. 2
Телефон: 8 (495) 787-45-60/67
Часы работы: 8.30 – 20.00
Средняя стоимость обучения в месяц — 65 тыс. руб.
Единовременный взнос — 50/170 тыс. руб. (в зависимости от режима посещения)

Детский сад “Тапуз” открылся в 2006 году на базе Еврейского культурного центра имени Ральфа Гольдмана, по инициативе благотворительного фонда “Джойнт”. Тогдашний директор центра, Регина Иоффе-Кравиц, создавала садик с нуля, ориентируясь на собственный материнский опыт. Сначала исключительно “для своих”, но модель оказалась такой удачной и успешной, что скоро “Тапуз” серьезно расширился. Более того, у него появилась своя легенда о маленьком апельсине, который докатился до России из Израиля. По дороге он так оброс знакомствами и знаниями, что стал размером с дом.

Директор детского сада “Тапуз” Аделина Зубкова 

“Понятно, что можно найти и более приспособленные помещения, но то, что сад находится именно в этом особняке на Большой Никитской, при Еврейском культурном центре, — особенно важно для нас, “Тапуз” — неотъемлемая часть ЕКЦ. И то, что он находится внутри такого культурного и однозначно “несовкового” пространства и делает его особенным“ , — говорит директор детского сада Аделина Зубкова. 

Желающих ходить в “Тапуз” много: о саде узнают через сарафанное радио, в еврейских организациях; у воспитанников сада подрастают младшие братья и сестры, а родители рекомендуют сад своим друзьям. “В принципе, сад открыт для всех, начиная с 2-х лет, но мы обязательно проводим предварительное собеседование с родителями – объясняем им, что это именно еврейский детский сад, живущий по еврейскому календарю: здесь отмечаются еврейские праздники, есть уроки Танаха и иврита, занятия по еврейской традиции, здесь соблюдаются еврейские обычаи, здесь встречают шаббат, наши дети ездят на экскурсии в синагоги. Суть садика должна быть понятна родителям изначально. В общем, нам важны еврейские корни в семье, но мы не Сохнут. Однако, еврейство учитывается, как и то, откуда пришли новые люди, кто их рекомендовал”, — поясняет директор. 

Группы формируются по возрастному принципу. В большинстве из них дети имеют разный уровень учебных навыков и способностей к усвоению материала. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка позволяет планировать занятия таким образом, чтобы не только поддерживать воспитанников в течение всего года, но и добиваться их успешности. Занятия в “Тапузе” ежедневные, посещение несколько раз в неделю невозможно. Само число детей не раскрывается из соображений безопасности.

“Учебная программа у нас очень насыщенная, но ездить в музеи и гулять в зоопарке дети тоже успевают. Расписание модульное, есть несколько режимов посещения, все очень гибко. Есть три направления: языковое, естественнонаучное и эстетическое. Образовательный центр сочетает в себе элементы новаторского и традиционного подхода к учебному процессу. В «Тапузе» открыты всему новому: мы с удовольствием интегрируем прогрессивные инструменты обучения в программу детского сада. Наш подход включает элементы вальдорфской системы и Реджио-педагогики (которая основана на вере в безграничные возможности ребёнка). Каждый месяц к нам из Израиля приезжает специалист по Реджио, который курирует наш детский сад и проводит семинары для воспитателей”, — продолжает Аделина Зубкова.

Занятия в “Тапузе” проходят по программе “Наука через игру”, созданной по модели израильских методик раннего развития. Дети и не подозревают, что на самом деле учатся, а не просто играют. Урок длится 30 минут, каждые 5–7 минут происходит смена деятельности. Обучение состоит из игр, — музыкальных, дидактических, творческих, разнообразных этюдов и мини-исследований. 

«Бывают в «Тапузе» неожиданные и радостные события — например, однажды к нам на шаббат приезжали израильские военные — они были с ознакомительным визитом в Москве, и заехали в гости. На встречи с «тапузиками» приходят также известные детские поэты, композиторы, мультипликаторы. Их общение с ребятами проходит в таком камерном, уютном формате. Все сидят на одном ковре, например. Недавно одна мама, которая работает в Роскосмосе, рассказывала ребятам, как устроен космодром. Для ребенка очень ценна такая информация из первых уст”, — говорит директор.
По словам Зубковой, главное для воспитателей в “Тапузе” — это уважение к личности ребёнка, готовность его выслушать и понять. Здесь считается, что ребёнок — свободная личность и её нельзя “ломать”. “Кроме этого, у нас культ семьи и семейственности. Фотографии из семейных альбомов висят в каждой группе; каждую неделю мама и папа получают фотоотчет с комментариями, чем группа занималась в течение этих дней; малыши готовят сюрпризы и подарки для родителей, братьев и сестер на творческих занятиях. У нас проходят настоящие семейные каббалат-шаббаты для каждой группы: это самые классные праздники, куда приходят и дедушки,с бабушками, некоторые семьи выступают с номерами, — продолжает Аделина, — Не могу не отметить и особую атмосферу, созданную сотрудниками «Тапуза». Здесь нет случайных людей. Одна и та же команда воспитателей ведет малыша с 3 до 7 лет. Очень редко кто-то из детей отказывается идти в сад. Скорее, они расстраиваются, когда не могут прийти — болеют или уезжают. «Болеющим мы пишем письма всей группой, а те, кто уезжает, пишет нам. Сколько у нас таких “приветов” из разных стран!»

По поводу наших наполеоновских планов по расширению – мы, конечно, думаем об этом. Это совсем не просто — найти здание, соответствующее всем требованиям. Есть много вариантов. Всё это требует дополнительного финансирования и вряд ли произойдет в ближайшее время”, – заключает Зубкова.

Дошкольные отделения школы N1621 «Древо Жизни»

Адрес: ул. Садовая-Черногрязская, 5/9, стр. 1-1А; Ломоносовский проспект, 18
Телефон: 8 (495) 624-01-58
Часы работы: 7.00 — 19.00

Государственная школа № 1621 «Древо жизни» («Лаудер Эц Хаим») открылась 26 лет назад и стала одной из первых еврейских школ в Москве. «Сначала это был небольшой садик на Ломоносовском проспекте, но со временем он превратился в большой образовательный комплекс, состоящий из двух дошкольных отделений и школы», — рассказывает директор комплекса Юлия Ясинская.

По ее мнению, государственный детский сад имеет ряд своих преимуществ. К примеру, посещение здесь, в отличие от частных организаций, бесплатное. Родители ежемесячно вносят деньги лишь за присмотр и уход, а это не более 2,5 тысяч рублей в месяц. При этом, для детей из социально незащищенных семей существует скидка, а ребята из многодетных семей обучаются абсолютно бесплатно. Все дети получают пятиразовое кошерное питание. Садик работает с 7 утра до 7 вечера. 

В «Древе жизни» на первом месте психологический комфорт и безопасность детей

Еще одним плюсом того, что «Древо жизни» входит в государственную систему образования, является дополнительный контроль. «Как бы сотрудники ни старались, «лишний фильтр» никогда не помешает, поэтому проверки со стороны соответствущих ведомств гарантируют противопожарную безопасность и соблюдение всех санитарно-гигиеническим норм», — отмечает Ясинская. 

Отдельное внимание уделяется профессиональной подготовке педагогов. В саду работают специалисты первой или высшей квалификационной категории. При поддержке своих основателей — р. Пинхаса Гольдшмидта и его супруги Дары — школа вкладывает средства в постоянное обучение своих кадров не только в России, но и за рубежом. В частности, ежегодно сотрудники детского сада проходят подготовку в рамках специальных образовательных семинаров в Израиле. Такой подход позволяет сочетать лучшие традиции российского образования и международной практики.

«Древо жизни» приглашает детей от 3 до 7 лет, по запросу также набирается группа кратковременного пребывания. Сейчас рассматривается возможность набора малышей в ясельную группу. Так как садик государственный, то регистрация распространяется на семьи с московской пропиской. В виду того, что наряду с основной образовательной программой даются знания по ивриту и еврейским традициям, в наш сад приводят детей в основном московские еврейские семьи. 

«Мы хотим, чтобы ребенок рос ответственным, поэтому уделяем большое внимание развитию лидерских качеств, учим детей планировать свои действия, анализировать поступки и не бояться ошибок. В юном возрасте большое значение имеет игра, поэтому все эти вещи подаются через игровую деятельность, а также подготовку и участие в российских и еврейских праздниках. Ключевым моментом становится изучение истории еврейского народа. Дети начинают отличать хорошее от плохого, усваивать этические нормы, изучая еврейскую традицию и глядя на примеры исторических личностей и известных литературных персонажей. Полученные знания ребенок переносит в повседневную жизнь, что и формирует его поведение», — продолжает директор.

Помимо этого, дети в «Древе жизни» приобретают много других навыков: развивают речь, мелкую моторику, получают первые представления о математической науке, занимаются физкультурой и музыкой, участвуют в прогулках-экскурсиях. В рамках дополнительного образования, за отдельную небольшую плату, ребята могут заниматься ритмикой, английским языком, пением, шахматами, рисованием, дополнительным математическим и речевым развитием, могут получать индивидуальные уроки игры на музыкальных инструментах, а также записаться в группу по подготовке к школе.

Повышенное внимание уделяется чтению, дети учатся этому очень рано. «В Англии считается нормой читать уже в 5 лет. Мы тоже к этому стремимся, с обязательным учетом индивидуального развития каждого ребенка. Важно, чтобы ребенок рос и показывал динамику в собственном развитии, а не сравнивал себя с кем-то другим», — считает директор. Привить ребенку любовь к чтению помогает, в частности, международный проект «Пижамная библиотечка». «Древо жизни» помогает оформить бесплатную ежемесячную подписку на детские еврейские книги.

Юлия Ясинская подчёркивает: «Наше дошкольное отделение сегодня является первым уровнем полного цикла образования, предоставляемого образовательным комплексом «Лаудер Эц Хаим», и мы прикладываем все усилия, чтобы наши дети были полностью готовы к первому классу. Все дети, посещающие наш садик, могут быть зачислены в 1 класс в приоритетном порядке. Программа школы очень насыщенная, и готовиться к ней необходимо постепенно. В этом плане нам очень помогает метод STEM (science, technology, engineering and mathematics), который поощряет любознательность и проведение исследований. Детям предлагается тот или иной опыт и задаются наводящие вопросы, чтобы они сами смогли прийти к выводу о смысле и закономерностях эксперимента. Суть данной техники — это обучение через познание нового.» Экспериментируя с предметами, малыши познают мир и учатся его описывать. Таким образом, расширяется их словарный запас, развивается способность вести диалог, дети учатся работать в команде, уступать друг другу, отстаивать свою точку зрения или принимать правоту других. 

Что касается внедрения цифровых технологий, то детский сад делает это очень осторожно, по мере необходимости. «Учителя используют проекторы для показа презентаций. В старшем дошкольном возрасте дети учатся базовым элементам программирования при помощи мини-роботов Bee-bot. Однако мы не следуем веяниям моды, а включаем в образовательный процесс только то, что имеет смысл», — считает Юлия Ясинская.

По ее словам, в еврейских детских садах царит уютная и спокойная атмосфера. В «Древе жизни» на первом месте психологический комфорт и безопасность детей. Здесь никогда не напугают ребенка окриком, не поставят в угол в качестве наказания. Большую роль играет уважение к личности ребенка. Это гарантия того, что психика малыша не пострадает. Мы воспитываем свободного и думающего человека», — уверяет директор.

Еврейский детский центр «Мигдал Ор»

Адрес: Мичуринский пр., 62
Телефон: 8 (499) 754-50-11
Часы работы: 8.30-19.00
Средняя стоимость обучения в месяц – 35 тыс. руб.
Единовременный взнос – 50 тыс. руб.

Еврейский детский центр «Мигдал Ор» открылся на месте Национального образовательного комплекса в 2016 году. К этому времени была полностью обновлена учебная программа, модернизирована инфраструктура здания, запущен новый сайт. Сегодня здесь занимается около 20 ребят.

«»Мигдал Ор» подходит для детей, чьи родители хотят воспитать их в еврейских культурных традициях. Здесь могут учиться и галахические, и негалахические евреи. С каждой семьей обязательно проходит предварительное собеседование. Кроме того, на такой встрече взрослые должны предоставить рекомендации членов еврейской общины, требования обсуждаются индивидуально», – рассказала куратор Еврейского детского центра «Мигдал Ор» Ирина Дворецкая.

Здание еврейского детского центра «Мигдал Ор»

Сейчас в детском саду есть 3 возрастные группы, младшая – для детей в возрасте 2,5 года, но уже в следующем учебном году начнет работать группа раннего развития — для тех, кому 1,5 года.  

В основе философии, которой придерживается педагогический коллектив центра, лежит несколько ключевых принципов. Первый и самый главный – ребёнок является частью коллектива и также ценен, как и любой другой его член, – родитель или педагог. Здесь говорят: надо не опуститься до ребёнка, а подняться до его уровня в прямом и в переносном смысле.

«Как часто мы смотрим детям в глаза, разговаривая с ними? Мы всё время смотрим на ребёнка сверху, а он на нас смотрит снизу. Что он видит? Уж точно не наши глаза. Поэтому мы сидим с ним на детском стуле или рядом на полу и беседуем», – объясняет Дворецкая.

Ещё один принцип «Мигдал Ор» – объяснять правила и задавать открытые вопросы. «Ребёнок может не знать, что вы думаете, может не догадаться, чего вы от него хотите. Если вы используете правило, надо обязательно объяснить, почему вы его ввели. Почему здесь стоит молчать, а тут поднять руку и ответить. Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты, как ему поступить. Мы понимаем, что у ребёнка 100 языков, 100 мыслей, 100 способов играть и говорить», – поясняет куратор.

Другой важный принцип, можно сформулировать так: «не неправильно, а по-другому». Когда ребёнок говорит, что видел зеленое солнце, не нужно торопиться его исправлять. Рассказ малыша должен заставить задуматься: а может ли быть солнце  зелёным? Взрослые должны поразмышлять об этом. Это может стать толчком к какому-то исследованию, к расширению знаний. Для детей, считают здесь, большая радость понимать, что единого правильного ответа не существует. Нет «правильно» и «неправильно», есть «по-другому».

«Мой любимый принцип: нет определённого времени для получения знаний. Вот вы сидите за обеденным столом. Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, из чего этот суп?». У ребёнка есть опыт, и он ищет ответ: так, это оранжевый суп. Что может быть оранжевым? А, я знаю, тыква оранжевая!. Но нет кусочков — что же сделали с этой тыквой? А, её размяли! Комбайном или миксером. Вот и покажите в следующий раз, как это делается», – советует Дворецкая.

На ее взгляд, нужно с ребёнком делать проекты. «Проекты помогают нам найти ответы на вопросы с помощью исследования. Например, вы читаете книгу «Где обедал воробей?». Где можно понаблюдать за воробьём, чем он питается? На детской площадке ищем воробья, можем взять для этого крошки хлеба. Пока воробья не видно, прилетела ворона, и мы попутно узнали, что ест ворона. Может ли воробей есть то же, что и ворона? Появляются вопросы, на которые ребёнок отвечает по результатам собственного наблюдения», – рассказала куратор детского сада, добавив, что можно также расширить знания с помощью книги, фильма или похода в музей.

Часто ребёнок получает информацию, которая разложена по полочкам. Здесь — математика, здесь — рисование. На самом деле это деление может быть условным, убеждены в «Мигдал Ор». Например, начиная играть в шахматы, дети могут узнать, что такое клетка, горизонталь, вертикаль…

Одной из важнейших частей учебной программы являются занятия, посвященные еврейской культуре и традициям. Они проходят ежедневно, и ребята через истории и мидраши, праздники, притчи и еврейские сказки узнают больше об этом пласте культуры. Бывает, что ребенок даже расширяет потом кругозор родителей и активно вовлечекает их в еврейский образ жизни.

В начале любого учебного занятия в «Мигдал Ор» воспитатель старается понять, что дети знают о теме будущего урока. Все сотрудники в детском центре знают, что в центре всего стоит ребенок, он главный клиент, и планирование всей деятельности строится с учетом его интересов. Именно с этим связаны трудности в подборе кадров.

«В нашем образовательном центре используется гуманистический подход, важно ребёнка не просто слушать, но и слышать. Большинство же воспитателей привыкли работать по чёткой схеме, что называется, «по старинке», не отвлекаясь на пытливых маленьких мальчиков и девочек. Однако, все наши педагоги должны обращать внимание на их вопросы, потому что обучение – это всегда процесс сотрудничества взрослого и ребёнка, и от этого зависит его успех», — поясняет Дворецкая.

Расписание любой детской группы состоит из предметов, одобренных Федеральным государственным образовательным стандартом, а также вариативной части — это «Школа мышления» и английский язык, хореография и графомоторика, а ещё – мастерские. «Мы абсолютно открыты для всех родителей. Они могут посетить любое занятие, а затем высказать свои пожелания, для нас очень важна атмосфера сотрудничества «, — говорит куратор.