25 мая полицейский США убил при задержании 46-летнего Джорджа Флойда. Полицейский был белым, Флойд — чернокожим, и это всколыхнуло… волну антисемитизма. Что произошло, что происходит, что может произойти?
В ночь на 31 мая 2020 года ряд кошерных магазинов и еврейских кафе в Лос-Анджелесе были разграблены протестующими против полицейского насилия. На стенах синагог, расположенных в еврейском районе города Фэрфакс, появились надписи: «Free Palestine» и «F*** Israel». Примерно в это же время в Ричмонде, штат Вирджиния, демонстранты разбили окно в синагоге «Бейт Ахабах». В ту же ночь в канадском Монреале была разгромлена сефардская синагога «Коль Йегуда». Вандалы разрезали талиты, тфилин побросали в унитазы, порезали свиток Торы и исписали стены антисемитскими лозунгами.
Протесты, которые во многих случаях сопровождаются погромами, поджогами и грабежами магазинов, ресторанов и других заведений, начались в США (а затем продолжились и в других странах) после того, как 25 мая в Миннеаполисе, штат Миннесота, полицейский убил при задержании 46-летнего афроамериканца Джорджа Флойда, подозреваемого в попытке использовать поддельный чек на 20 долларов.
Последовавшие за этим волнения напомнили, насколько острой и болезненной остается расовая проблема для американского (и в целом западного) общества. Однако почему, требуя справедливости, некоторые из участников движения Black Lives Matter (BLM) озвучивают антисемитские лозунги и ведут себя агрессивно по отношению к евреям? Как получилось, что борьба с расизмом порой оборачивается нацизмом? Какие уроки стоит извлечь из происходящего евреям, проживающим в Америке и за ее пределами? «Еврейский журнал» попытался разобраться в этих вопросах.
Фэрфакс
Лос-Анджелес, где проживают около 600 тысяч евреев, считается вторым по величине «еврейским» городом в мире после Нью-Йорка. Район Фэрфакс — центр еврейского коммьюнити в Лос-Анджелесе еще с 1920х годов. Масса евреев переехали сюда после 1945 года, что повлекло за собой появление двенадцати синагог и нескольких еврейских школ. В 1960-х годах здесь открылся Лос-Анджелесский музей Холокоста, а в 1987 году был установлен монумент в честь Рауля Валленберга, шведского дипломата, спасшего тысячи еврейских жизней во время своей службы в Будапеште.
В ночь на 31 мая монумент исписали граффити. Вместе с памятником герою Холокоста в Фэрфаксе пострадали синагоги «Бейт Исраэль», «Кегила Йаков», «Тиферет Цви» и «Баба Сали». На их стенах также появились оскорбительные надписи. Три религиозные школы: школа для девочек «Бейт-Яаков», средняя школа «Бнос Девора» и академия «Ор Элиягу», подверглись подобному вандализму.
Участники беспорядков пытались осквернить синагогу «Теафила Шаарей», но члены охранной организации «Маген Ан», занимающейся защитой молитвенных домов и состоящей из бывших военных, не подпустили к ней вандалов.
Помимо ущерба, нанесенного синагогам, демонстранты разграбили ряд кошерных ресторанов, пекарен и магазинов, украли значительную часть товаров и повредили помещения. Среди пострадавших — кошерный магазин Ariel Glatt, пекарни Mensch Bakery и Kitchen, аптеки Syd’s Pharmacy и Kosher Vitamins, магазины одежды Go Couture и Family Fashion.
Хуже всего пришлось Ariel Glatt Kosher Market: нанесенный магазину ущерб оценивается десятками тысяч долларов. Из магазина украли всю компьютерную технику, разбили бутылки с напитками и растоптали продукты.
Владелец магазинов Family Fashion и The Hat Box Арье Розенфельд рассказал, что погромщики разбили окна и витрины в его торговых помещениях, повредили кондиционеры, украли деньги из кассы, платья и шляпы. Когда мужчина узнал о беспорядках, он примчался к магазину и застал людей, вытаскивающих компьютер из его магазина. Он погнался за преступниками, требуя оставить технику в покое. Грабители бросили компьютер на асфальт и сбежали.
После разгрома Розенфельду пришлось вставить в пустующие проемы витрин доски. Когда работа магазина будет возобновлена, владелец не знает. «Магазин не работал почти десять недель из-за пандемии коронавируса, — рассказал он калифорнийскому изданию Jewish Journal. — Это сильно ударило по моему бюджету. Было здорово открыть его снова, неделя началась отлично, пока не случилось это».
Владельцу Syd’s Pharmacy Джонатану Фридмену пришлось безучастно смотреть на разграбление своей аптеки, пока толпа громила здания, а полицейские стояли в стороне, не смея вмешиваться. «Простите, сэр, этой ночью мы не можем помочь вам», — ответили стражи порядка, когда он попросил их о помощи.
Один из немногих в Фэрфаксе, чей бизнес уцелел в ночь на 31 мая, — Марк Кантер, владелец еврейского ресторанчика Canter’s Deli, который в следующем году отметит свое девяностолетие. В интервью Jewish Journal Кантер рассказал, что он и его сотрудники вывесили на витрине закусочной знак солидарности с движением Black Lives Matter. Кантер предложил как протестующим, так и полицейским брать заготовленные заранее бесплатные бутылки с водой, заказывать еду, а также пользоваться туалетами. По словам Кантера, таким образом ему удалось защитить свой ресторан от «нарушителей спокойствия», которые «смешиваются с настоящими протестующими, чтобы воспользоваться ситуацией».
Нью-Йорк
6 июня протестующий, представившийся как Айс Бернс, в прямом эфире телеканала Fox News угрожал сжечь Diamond District — Бриллиантовый район Нью-Йорка — если губернатор Эндрю Куомо и мэр Билл де Блазио не встретятся с демонстрантами. Diamond District относится к 47-й улице Манхэттена, известной своими ювелирными магазинами, чьи владельцы по большей части — ортодоксальные евреи.
Нью-Йорк стал одним из многих американских городов, столкнувшихся с беспорядками во время протестов против расизма, когда демонстранты переворачивали и поджигали автомобили, громили магазины, вступали в столкновения с полицией. Однако для еврейской общины города эти события выглядели особенно страшно, так как проходили на фоне непрекращающегося в последние годы роста антисемитизма.
По словам раввина Арье Кацина, журналиста, издателя и директора молодежной образовательной программы Russian American Jewish Experience (RAJE), представители еврейской общины в Нью-Йорке были шокированы беспорядками и погромами, вызванными гибелью Джорджа Флойда. «Страну захлестнула лавина негодования, ненависти и, в частности, антисемитизма, — говорит он. — За шоком последовали страх и гнев. Гнев на погромщиков и левых радикалов, которые разрушают нашу страну. Гнев на бездействие властей. Но за потрясением и гневом последовало осмысление. Некоторые из моих близких друзей сообщили мне, что собрали группу преуспевающих ребят, которые хотят переехать в Израиль. Еще недавно такое решение с их стороны было для меня немыслимым! Так что антисемиты, как и во все времена, не дают нам забыть о том, что мы евреи и наша родина Израиль».
«Нужно понимать, что во время протестных акций в Нью-Йорке существовало два параллельных мира: мир ночных погромов и мир законного выражения протеста, — говорит руководитель департамента общественных связей ФЕОР и глава издательства «Книжники» Борух Горин. — В Бруклине, где живут мои родители, события развивались по второму сценарию, и это затронуло их жизнь. Так сложилось, что моему отцу, который по причине карантина два месяца не покидал дом, пришлось ехать в больницу в Манхэттен. Однако введенный из-за беспорядков комендантский час помешал ему вернуться. В итоге пришлось переночевать в госпитале».
Глава «Книжников» отметил, что нью-йоркские погромы не вызвали у его родителей желание уехать. «Мои родители живут в Нью-Йорке давно и помнят время, когда город был совсем небезопасным. До того, как мэром стал Рудольф Джулиани, и без всякого комендантского часа было понятно, что после восьми вечера в метро лучше не спускаться. Так что они хорошо понимают криминальную ситуацию в городе, и последние события не стали для них чем-то новым».
Горин отметил, что и антисемитские проявления так же не новы для такого сегрегированного города, как Нью-Йорк. «Случившееся стало шоком для какой-то части Америки, но вряд ли шокировало нью-йоркских ортодоксальных евреев, так как они, к сожалению, уже на протяжении нескольких лет становятся жертвами целенаправленных антисемитских выступлений, причем количество этих случаев давно побило все антирекорды».
По мнению Боруха Горина, проявление крайних форм афроамериканского антисемитизма связано с тем, что еврейская ортодоксальная община разрастается и появляется в районах, которые еще недавно были преимущественно «черными». «Новых гостей в таких местах не всегда встречают дружелюбно. Достаточно вспомнить недавний случай в Монсе, где человек ворвался с мачете в дом раввина. После всего этого удивлять может лишь крайне вялое поведение полиции во время погромов, ощущение отсутствия защиты. В то же время, если вспомнить, что самыми яркими представителями Демократической партии в последние годы стали дамы с откровенно антисемитским взглядами, то становится понятно, что и эта ситуация уже была подготовлена», — отметил глава департамента общественных связей ФЕОР.
Информационный навет
Протестные акции в США сопровождались не только антисемитскими атаками, но и появлением теорий заговора, призванных найти источники американской ксенофобии в… Израиле. Через несколько дней после гибели Джорджа Флойда британская газета левого толка Morning Star опубликовала материал о том, что полицейских из Миннесоты, причастных к смерти афроамериканца, тренировали офицеры из Армии обороны Израиля, «которые терроризируют оккупированную Палестину под видом операций по обеспечению безопасности».
Не прошло и недели, как не содержащая ни единого доказательства «информация» вдруг стала «общеизвестным фактом», использующимся среди примкнувших к движению BLM. Так, студенческая организация Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе под названием «Справедливость для черных» потребовала запретить полиции охранять университетские кампусы, а также отказаться от сотрудничества с компаниями, которые работают с Израилем. В распространяемой студентами петиции говорилось: «Мы знаем, что полиция Миннеаполиса была обучена израильскими офицерами по борьбе с терроризмом. Удушение коленом, примененное для убийства Джорджа Флойда, использовалось для пыток палестинцев израильскими оккупационными силами в течение 72 лет этнической чистки».
Подобную клевету распространяют и поп-звезды, имеющие миллионы фанатов. На это обратил внимание известный американский композитор и музыкант, исследователь еврейской музыки Сэм Глэйзер, проживающий в Лос-Анджелесе. «Рэпер Айс Кьюб постит в соцсетях карикатуру: евреи играют в «Монополию» на спинах чернокожих. Певица Дуа Липа публикует пост про то, как солдаты Армии обороны Израиля наслаждаются стрельбой по палестинским детям и избивают их. Как всё это может способствовать прекращению расовой ненависти? — задается вопросом музыкант на своей странице в Facebook. — Атаки на синагоги имеют отношение к Джорджу Флойду? Или, может быть, к его убийству причастны 75 % принадлежащих евреям магазинов, разграбленных в моем районе? Евреи никогда не перестанут выходить на марши против расизма и за права человека. Только похоже, что мы маршируем одни. Пожелайте нам удачи».
Анатомия протеста
Рав Кацин, говоря о генезисе афроамериканских протестов, вспомнил слова одного из своих друзей, произнесенные еще в конце 1980-х годов: «Под Америкой заложена мина замедленного действия, потому что изначально она была построена на рабстве и несправедливости. Проблемы черного населения могут однажды привести к взрыву». Кацин добавил, что сегодня «условные левые лишь усугубляют проблему, вставая перед афроамериканцами на колени, тогда как нужно помогать им вставать с колен».
Арье Кацин добавил, что RAJE готова отвечать на вызовы времени конкретными действиями и уже подготовила две программы: одна заключается в бесплатной помощи в сфере образования для детей из неблагоприятных районов Нью-Йорка, другая направлена на поддержку нью-йоркской полиции, которой мэр города де Блазио пообещал урезать бюджет. «Мы хотим строить мосты и протягивать руку всем без исключения», — отметил директор RAJE.
«Протесты связаны с действительно предвзятым отношением к афроамериканцам и существующей де-факто дискриминацией, которая никуда не делась, несмотря на все попытки ее преодолеть, — отмечает Борух Горин. — Наиболее продвинутая часть американского общества ощущает ответственность за подобную несправедливость. Такой принцип применим к любому развитому обществу: люди в Москве должны ощущать ответственность за то, что молодежь в Чебоксарах не может выбиться в люди и это порождает наркоманию и массовую преступность. Отсутствие надежд на будущее у целого поколения взывает к принятию обязательств: обеспеченная часть общества должна что-то делать, чтобы вытащить людей из ямы, в которой те оказались». «В этом смысле, — продолжает издатель, — то, что еврейские организации в США встали на сторону протестующих, по-моему, вполне логично и не должно вызывать возмущения. Тем более, если учитывать, что еще недавно в ряде вопросов евреи были так же дискриминированы, как и афроамериканцы. Ты должен осуждать погромщиков и бандитов и в то же время бороться за то, чтобы не вырастало новое поколение готовых громить и убивать, из-за того, что им больше нечего делать».
Завтра могут прийти за вами
«Еврейский народ, который не понаслышке знает, что такое гонения, должен всегда проявлять солидарность с теми, кто подвергается дискриминации», — убежден раввин Александр Каллер, исполнительный директор русскоязычного общинного центра ХАБАД в Майами. В то же время он обращает внимание, что почти все американские еврейские организации обошли молчанием нападения на магазины и осквернение синагог в Лос-Анджелесе. Единственной организацией, осудившей погромы, была Сионистская организация Америки (ZOA), которую теперь требуют изгнать из коалиции еврейских организаций США. «Мы видим, что ни одна [еврейская] организация не высказалась по поводу погромов в Лос-Анджелесе. Боятся слова сказать! Меня это злит, — говорит Каллер. — Чего боитесь? Завтра могут прийти за вами. Нужно протестовать против беззакония, нужно называть вещи своими именами».
Каллер добавляет, что протесты BLM сильно расшатали американское общество, вызвав в нем небывалый всплеск взаимной подозрительности и недоверия. «За 26 лет, что живу в Америке, я никогда не придавал значения цвету кожи человека, и только сейчас начал обращать на это внимание, — говорит он. — В эту пятницу, подъезжая к зданию нашей синагоги, я увидел, что в нее заходит большой черный парень. Раньше мне и в голову не приходило как-то фиксировать это, но тут я поймал себя на мысли, что впервые насторожился». На вопрос, есть ли в обществе ощущение, что всё худшее уже позади, рав Каллер ответил отрицательно: «Ощущения, что всё прошло, нет. Может быть, мы миновали пик событий, но если завтра случай, подобный инциденту с Флойдом, повторится, всё может грохнуть, как пороховая бочка».
Все жизни имеют значение
Еще одной реакцией на погромы в Лос-Анджелесе стало открытое письмо, его подписали 10 раввинов города. Многие из них работают в еврейских школах и синагогах, которые были осквернены вандалами.
«Мы стоим рядом с теми, кто законно протестует против расизма, который существует среди некоторых представителей закона и общества в целом, — говорится в письме. — Как евреи мы слишком хорошо знаем, что значит быть целью слепой ненависти и предубеждений. История показала, что дегуманизация всегда ведет к насилию и смерти. Смерть Джорджа Флойда является лишь последним примером этого явления, и мы не должны оставлять безнаказанным проявление расистских предрассудков. Фундаментальная ценность иудаизма заключается в том, что каждый человек создан по образу Б-га, независимо от расы, религии, вероисповедания или цвета кожи, и каждый человек заслуживает уважения, — сказано в обращении. — В то же время мы хотим выразить крайнюю тревогу в связи с беспорядками и грабежами, которые прокатились по Лос-Анджелесу и по всей стране, разъяренные толпы совершали набеги на магазины и общественные здания, разрушали лавки и магазины. Мы стали свидетелями шокирующих актов бессмысленного уничтожения. Хотя гнев в связи с убийством Джорджа Флойда оправдан, он никоим образом не может спровоцировать анархию и преступность. Те, кто воруют и уничтожают, бесчестят память Флойда и подрывают дело справедливости», — подчеркивается в послании раввинов Лос-Анджелеса.
Месседж, который несет этот текст, справедлив: мы не должны обобщать и путать мирный протест с погромами. Большинство протестующих действительно выступают против расизма и полицейского произвола. Однако нельзя игнорировать и тех, кто подменяет протесты нападением на евреев и нападками на Израиль. Ведь одна несправедливость не должна порождать другую. Жизни афроамериканцев важны так же, как жизни палестинцев, евреев, китайцев, представителей других рас и национальностей.
«Расовая солидарность сегодня возможна, — считает Борух Горин. — Для меня один из самых вдохновляющих примеров — случай брата и сестры из района Краун-Хайтс в Бруклине. В 1992 году афроамериканец, забравшись в дом, убил их мать. После этого им бы в пору стать чудовищными расистами. Но они, повзрослев, сделали другой вывод: человеческая жизнь бесценна и надо делать всё возможное, чтобы больше не появлялось таких людей, как убийца их матери. Это здравый подход, так как большинство стали преступниками из-за того, что не получили должного воспитания или образования. Можно называть их расово неполноценными и призывать к сегрегации, а можно пытаться что-то сделать, чтобы конкретные соседские девочка или мальчик получили достаточное количество человеческого тепла и не стали такими».
Чтобы искоренить зло, нужно уметь не только обвинять других, но и всматриваться в себя и находить источник проблемы внутри, полагает Арье Кацин. «В любом соприкосновении со злом, кроме того, что зло нужно победить, еще нужно при этом не уподобиться этому злу, — подчеркивает раввин. — Более того, когда мы хотим противостоять этому злу, злу бандитов, которые разрушают и грабят, мы должны понять, что это за зло, и не только победить его вне нас, но в первую очередь победить его внутри нас. У еврейского народа есть миссия — быть примером справедливости и добра для других народов. Если мы своей задачи не выполняем, то нам о ней напоминают». jm