Американские евреи и Израиль: конец романа?

Принято считать, что еврейство США стремительно теряет связь с единственным демократическим государством на Ближнем Востоке по вине последнего: изоляционистская политика и усиление влияния религиозного истеблишмента не по душе «американцам Моисеева закона». Однако проблема не в Израиле, а в самих американских евреях. Цифры неопровержимо доказывают — практикующие иудеи сохраняют верность еврейскому государству, представители неортодоксальных течений предпочитают ощущать себя гражданами мира и с увеличительным стеклом выискивать «ужасы оккупации» и «апартеид» на клочке земли от Метулы до Эйлата.

Израиль идеальный и настоящий

Громкие заголовки, сообщающие о том, что крупнейшая еврейская община в диаспоре относится к Израилю с каждым годом все прохладнее и прохладнее, не редкость. Израильские СМИ считают, что это происходит из-за монополии государственного — ортодоксального — раввината, что идет вразрез с общеамериканской атмосферой плюрализма во всем, включая религию. Американские средства массовой информации тоже уверены, что в увядании былой любви виноват Израиль: палестинские земли он оккупирует, к территориальным уступкам не готов, короче говоря, плюет прямо в душу среднестатистическому жителю Бостона или Сан-Франциско, откликающемуся на фамилию Кац или Леви.
Чтобы установить местоположение истины, Эллиотт Абрамс, колумнист журнала Mosaic, проштудировал две недавно вышедшие книги, «Племенная проблема» и «Звезды и полосы». Первую написал профессор Дов Ваксман, еврей, который родился в Великобритании и переехал в Соединенные Штаты Америки. Ваксман по большей части разделяет общепринятую теорию — поначалу-де американские евреи испытывали к Израилю симпатию, идеализируя молодое еврейское государство. Затем они стали получать подробную информацию о происходящем и убедились, что израильские лидеры не готовы следовать миролюбивым пожеланиям президентов США. Ваксман, несмотря на явную зашоренность, отмечает интересный момент: в отличие от представителей других общин, евреи США никогда не ощущали себя «в изгнании». Добавим от себя — это не советские евреи, которые аплодировали Голде Меир, хранили кассеты с песнями Геулы Гиль и вкладывали в пожелание «В следующем году — в Иерусалиме» конкретный смысл. Американский еврей — американец до мозга костей, который считает, что живет у себя на родине.

По Ваксману, непорочный имидж еврейского государства со временем стал покрываться трещинами. Место еврейских произраильских организаций типа AIPAC стали занимать откровенно антиизраильские J-Street и Jewish Voice for Peace. Собственно говоря, доказательством влияния этих структур на умы молодых евреев США может стать недавняя история с Симоной Циммерман, помощницей кандидата на пост президента США Берни Сандерса. В разгар антитеррористической операции «Нерушимая скала» Циммерман, еврейка и внучка людей, переживших холокост, написала гневный пост, в котором призывала, извините, вступить с Биньямином Нетаньяху в принудительные сексуальные отношения за то, что он «…санкционировал убийство 2000 человек и руководит принудительной военной оккупацией миллионов».

Правозащитник меняет профессию

Автор книги «Звезды и полосы» Майкл Барнетт доносит до читателей куда менее эмоционально окрашенную информацию. Барнетт обращает внимание на процессы, характерные для западного общества в целом: патриархальные устои и патриотизм с национальной окраской постепенно уступают место космополитизму. С учетом темпов ассимиляции среди американских евреев неудивительно, что они плывут в общем фарватере. Реформистское течение в иудаизме давно взяло на вооружение термин «тикун олам» (ивр. исправление мира), которое трактуется весьма широко — правда, в контексте, ну никак не связанном с иудаизмом. Борешься с глобальным потеплением? Молодец, это «тикун олам». Шел в первых колоннах движения «Occupy LA»? Честь и хвала исправлятелям… исправителям мира! 

Майкл Барнетт также развенчивает миф о том, что когда-то, дескать, американские евреи любили Израиль безответной любовью. Опираясь на социологические данные, он уверенно заявляет, что в 50–60-х годах еврейство США относилось к ближневосточному эксперименту по созданию национального дома весьма прохладно. Куда больше их интересовала массовая мода на переезд из запруженных крупных городов Америки в предместья с виллами и бассейнами. Американский еврейский комитет (AJC) в своих ежегодных отчетах уделял куда большее место правозащитной деятельности, чем деятельности на благо еврейского государства.

Израилем американские евреи заинтересовались по двум причинам: в конце 60-х жанр книг о холокосте стал пользоваться невероятной популярностью; и именно тогда же разразилась Шестидневная война. Мысль о том, что Израиль — это достойный ответ на Катастрофу, евреям Бруклина и Бронкса понравился. Впрочем, переезжать туда они не спешили. Всплеск патриотизма имел место и в 1973 году, после Войны Судного дня, которая едва не обернулась для Израиля крахом, и под влиянием общеамериканской кампании в защиту советских отказников и диссидентов, которых сажали в тюрьму за изучение иврита и иудаизма. Жертвы коммунистического режима идеально вписались в правозащитный, традиционно любимый американскими евреями, аспект деятельности. И вправду, не одних же афроамериканцев и геев защищать Коганам и Рабиновитцам?

В плане равнодушия по отношению к Израилю американские евреи дают фору другим своим англоязычным собратьям. С учетом интенсивной деятельности программ типа «Таглит», которые спонсируют массовые визиты еврейской молодежи в Израиль, Святую землю посетили всего 40% евреев США. Для сравнения — хотя бы раз побывали в Израиле 70% канадских евреев, 80% евреев Австралии и 95% евреев Великобритании.

Равнодушие космополитов

Три года тому назад институт социальных исследований Pew провел широкомасштабный опрос среди евреев Америки. Отдельной главой в многостраничном отчете стоит отношение к Израилю. С учетом изысканий Ваксмана и Барнетта, результаты не особенно удивляют. Очень привязаны к Израилю 77% современных ортодоксов, 47% представителей консервативного течения, 24% реформистов и 16% евреев, не принадлежащих к какой бы то ни было религиозной общине. В Израиле побывали 77% ортодоксов, 56% консервативных евреев, 40% реформистских и 26% всех остальных. 

Следующий вопрос дает наглядное представление о том, насколько представители тех или иных течений верят, собственно говоря, в Б-га. «Была ли дана Земля Израиля еврейскому народу Всевышним?» — вопрошает автор опроса? Результаты небезынтересны: положительно ответили 84% ортодоксов, 54% представителей консервативного направления, 35% реформистов и 24% евреев, не принадлежащих к религиозным общинам. Для сравнения — среди неевреев на этот вопрос дали положительный ответ 64% протестантов. Вдумайтесь: христиане верят в постулаты Торы больше, чем представители неортодоксальных ответвлений в иудаизме!

Когда дело доходит до большой политики, правозащитные инстинкты американского еврейства включаются на полную мощность. За формулу «Два государства для двух народов» (читай: за отход к границам 1967 года и созданию палестинского государства, которое не преминет в упор обстреливать ракетами Иерусалим и Тель-Авив) выступают 72% нерелигиозных евреев, 58% реформистов, 62% членов консервативного движения и 30% ортодоксов.

В интервью, приуроченных к выходу фильма «Русские евреи», его создатель Леонид Парфенов отмечал вклад этих самых русских евреев в революционные движения царской эпохи и диссидентскую деятельность советского периода. Требовать раздать заводы рабочим или держать руки (и танки) прочь от братской Чехословакии — это по-нашему, по-еврейски. Эдакий «тикун олам» в его московско-питерско-одесско-киевском варианте. Катализатором интереса к своему народу и его проблемам послужил государственный антисемитизм. В этом смысле американским евреям пока жаловаться не приходится: в колледжи берут, если бьют, то очень редко, а на антиизраильской риторике так вообще можно задружиться с сокурсником, замотанным в куфию. 

Принцип «религиозные — за евреев, космополиты — за всех остальных» работал и работает по сей день. Светский национализм недолговечен, что и доказывает весьма кратковременная любовь американских евреев к Израилю. Дедушка разговаривал на идише и не ел свинину, папа раз в год посещает реформистский temple с канторшей-гитаристкой, а сын борется с капитализмом и за обездоленных палестинских пролетариев. Спасибо, американское еврейство, за преподанный урок ханжества.