Почему сефардские евреи не употребляли сахар в Песах, как можно вычислить еврея с фамилией Алиев, и почему так важно приучать членов общины помогать друг другу. Интервью с главным раввином Айзербаджана
По моим подсчетам, в Баку сегодня проживает где-то 15-20 тысяч евреев, а по некоторым другим данным – 25-26 тысяч. В нашей деятельности, так или иначе, задействованы полторы-две тысячи человек. И я считаю, что в процентном соотношении это совсем неплохо.
Большинство евреев здесь – сефарды, их отношение к еврейской традиции изначально отличалось особенной глубиной и теплотой. Я сейчас не говорю о строгом соблюдении еврейского образа жизни. Я о том, что зайти в синагогу, посетить какое-то еврейское религиозное мероприятие для здешних сефардских евреев естественно, встроено в их жизнь. Дело в том, что бакинские евреи отмечали Песах во все времена, включая и глухие советские годы, причем следовали порядку проведения Песаха неукоснительно.
Помню, перед моим первым Песахом в Баку мне посоветовали привезти побольше кошерных продуктов. Я и привез из Израиля целый ящик продуктов первой необходимости, элементарные вещи – растительное масло, соль, сахар. Естественно, все с лучшим сертификатом кашрута на Песах.
И вот пришел ко мне один парень, более или менее соблюдающий традицию, родом он был из Кубы. Пришел вместе с мамой. Спрашивает, нет ли у меня кошерных продуктов на Песах помимо стандартного набора: мацо, вино, мясо курицы… Показываю ему на привезенный ящик, говорю: «Берите все, что нужно, на здоровье». И вдруг его мама говорит: «Пошли отсюда!» Пока я думал, что ее не устроило, она начала на меня кричать: «И ты еще смеешь называть себя раввином? Да ты вообще – верующий?! Сахарный песок на Песах?! Да где это видано?! Да как тебе не стыдно?!»
Оказывается, существует такое строжайшее уложение – на Песах использовать только рафинад. Сегодняшние способы приготовления самых разных продуктов позволяют не только сахарный песок сделать кошерным для Песаха, но женщина-то этого знать не могла, ведь раньше такого не было. Вот так я воочию убедился, что такое верность традиции.
Активные поиски
Среди ашкеназских евреев трудно определить с точностью, кто еврей, а кто нет, хотя фамилии у них еврейские, а у горских евреев, напротив – зачастую похожи на азербайджанские: Мамедов, Аскеров, Алиев, Мустафаев и т. п. Вот и получается, что один из самых важных и захватывающих моментов нашей деятельности – поиск евреев. В среднем мы находим по одной новой еврейской семье в неделю. Был, к примеру, такой случай. Я находился во дворе нашего детского сада, когда зашла семья, чтобы посмотреть садик и составить общее впечатление. Посмотрели, захотели записать детей к нам. Их спрашивают: «А документы, подтверждающие еврейство, есть?» Отвечают: «Да, вот бабушка матери с материнской стороны – еврейка, Двора-Нехама». Вышло так, что сама мать всегда об этом знала, а все остальные родственники, включая ее собственных папу и дедушку, были азербайджанцами, и с еврейством у нее практически не было никакой связи. Даже не было мацы на Песах. И вот она постепенно прониклась к еврейской традиции, познакомилась поближе с моей женой, начала ходить к нам на праздники и открывать для себя, что есть такое еврейство. Прошло какое-то время, и ее сын уже справляет у нас бар-мицву! А у нее есть еще родная сестра, а у той – дочь. И она тоже присоединилась к нашим программам.
В Баку кроме меня находятся еще три хабадских шалиаха – двое работают со мной, один – в кавказской синагоге. Следует также отметить и отношение властей к нам. Мы можем свободно обратиться к ним с любой проблемой. И они незамедлительно откликнутся. Вообще у Азербайджана установились чрезвычайно тесные дипломатические отношения с Израилем. И хотя в задачу посольств входит в основном не поддержка еврейских общин, а поддержка дипломатических отношений между государствами, тем не менее посол Израиля присутствует на всех наших мероприятиях. У нас с ним хорошие, доверительные отношения. В декабре у нас побывал Биньямин Нетаньяху.
Предыдущий посол молился у нас на Йом-Кипур, а потом пешком, в сопровождении охраны шел домой. Местные жители такого никогда в жизни не видели: по дороге едет шикарный джип, а человек в него не садится, идет пешком рядом. Его поступок на виду у всех вызвал такое изумление и восхищение!
Учитесь отдавать
На наших молодежных проектах ребята не только ходят на уроки, но и обязуются раз в месяц помогать общине. Ведь через десять лет они и будут будущим этой общины. Ребята относят продовольственные посылки нуждающимся не как обычные курьеры, они это делают, чтобы познакомиться, завязать разговоры, построить отношения. Кто-то даже взялся помочь своим «подопечным» с ремонтом.
Я считаю одним из важнейших положений иудаизма – позволить человеку отдавать. Не случайно большинство наших программ рассчитано на «получателей». Но мы прекрасно понимаем, что это может и испортить человека, может превратить его в человека постоянно нуждающегося. Поэтому я всегда стараюсь внести и элемент, так сказать, «отдачи». Программы поощряют своих участников экскурсиями, мероприятиями. Если эти поощрения отменить, кто останется в программе? Но ведь вместо того, чтобы отменять поощрения, можно заменить их еще большей активностью, большей вовлеченностью. Что мы и делаем. И ребята уже ждут не только экскурсий, но и ежемесячного дня раздачи посылок. Как говорится: «Еще больше, чем теленок хочет есть, корова хочет кормить». Почувствовать себя «человеком отдающим» – желание, глубоко заложенное в людях.
Кавказской общине помогают крупные спонсоры. И многие думают: «А мне-то что дать? Разве может сравниться мое скромное пожертвование с пожертвованиями олигархов, магнатов?» В таких случаях я объясняю, что отдавать можно не только деньги. Можно делиться временем, вниманием, усилиями. Это изменит всю вашу жизнь. Немалая часть моих спонсоров, к слову сказать, не евреи.
Я как-то разговаривал с одним кавказским евреем. Он сам живет в Москве, человек очень богатый. И он сказал, что понимает, что я занят непростым делом, прямо пожалел меня. Я удивился: почему же он пожалел меня? И задал ему прямой вопрос: если бы у него была возможность зарабатывать столько денег, сколько он зарабатывает в Москве, и, не поступаясь качеством жизни, жить тут, в Азербайджане, что бы он выбрал: Азербайджан или Москву? Это же твоя сокровенная мечта – вернуться на Родину. А я и так живу здесь! Уровень жизни вполне соответствует тому, к чему я стремлюсь. Я живу здесь со своей семьей, и мне хорошо. Так что я – счастливый человек! Я занят непростым делом, и наслаждаюсь здесь каждой минутой.