Его обвиняли в двойной лояльности и выдаче агентов ЦРУ советской разведке, а на исторической родине сравнивали с Эли Коэном и Альфредом Дрейфусом. Наш автор, востоковед и геополитический аналитик, офицер запаса израильской военной разведки, расставляет точки над «i» в биографии нового репатрианта Джонатана Полларда.
Секреты флота
30 декабря 2020 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху прибыл в аэропорт им. Бен-Гуриона. На летном поле не было ни почетного караула, ни красного ковра. Из самолета по трапу спустился пожилой человек с длинной бородой. Это Джонатан Поллард, он отбыл многолетний срок заключения за шпионаж в пользу Израиля. Новый репатриант разительно отличается от израильских и прочих разведчиков, а его эпопея не похожа на романы Ле Карре и Флеминга.
Джонатан Поллард родился в 1954 году в еврейской семье, проживавшей в Техасе. После окончания школы он поступил на юридический факультет университета. Родители заботились о еврейской идентичности сына — Джонатан успел несколько раз побывать в Израиле. В 1977 году молодой человек пытался устроиться в ЦРУ, но был отбракован на первичном отборе из-за неустойчивости характера. Психологическая характеристика оказалась верна, именно эта его черта стала впоследствии роковой. Полларду всё же удалось попасть к рыцарям плаща и кинжала: он стал работать в аналитическом отделе разведки американского флота.
Будучи аналитиком центра борьбы с террором, Поллард имел доступ к самым различным секретным документам. Следует отметить, что разведывательный отдел американского флота — это самостоятельное ведомство, в рядах которого служат примерно 3 000 человек. Его бюджет засекречен, а задача и информация, которую ищут сотрудники, не ограничиваются флотом как таковым.
Вскоре начались первые неувязки. Достаточной координации между ЦРУ и другими агентствами разведывательного сообщества США не было. Поэтому, когда Поллард поступил в разведку флота в качестве гражданского сотрудника, там ничего не знали о его фиаско с ЦРУ. Из-за несанкционированных контактов с разведкой ЮАР Джонатану Полларду понизили уровень доступа к секретным документам.
В 1984 году Поллард познакомился с Авиамом Сэлой, подполковником израильских ВВС, который находился на учебе в США. Авиам Сэла был не только прославленным асом, но и талантливым инженером, а также изобретателем многих секретных систем. Поллард сообщил новому знакомому, что готов предоставить секретные документы ради обеспечения безопасности Израиля.
Помимо прочего, Сэла был связан с ЛЕКЕМ (ивр. «Лишка ле-кишрей мада», «Бюро по научным связям»). Вопреки названию, эта структура занималась далеко не наукой. ЛЕКЕМ являлся секретным отделом Министерства обороны Израиля, проще говоря, спецслужбой этого министерства. Бюро по научным связям было основано в 1957 году и изначально занималось, согласно иностранным источникам, приобретением необходимых компонентов для ядерных исследований. Затем ЛЕКЕМ выполнял самые разные задания, начиная с закупки вооружения за границей и заканчивая научными исследованиями.
Авиам Сэла принял предложение Полларда, став его куратором. По совокупности Израиль получил от Полларда то ли сотни, то ли тысячи секретных документов. В 1985 году они использовались для подготовки бомбардировки израильской авиацией штаба Организации освобождения Палестины в Тунисе. Эта операция была небывалой по размаху, цель находилась в тысячах километров от еврейского государства, истребители-бомбардировщики дозаправлялись в воздухе. В истории Израиля это была первая дозаправка в воздухе в боевых условиях.
Спастись в посольстве
Зафиксируем первое отличие Джонатана Полларда от книжных «шпионов» или «разведчиков»: его не вербовали, он предложил свои услуги Израилю сам. На особенности характера американского Штирлица наложился непрофессионализм ЛЕКЕМ. Бюро по научным связям занималось вопросами, требующими секретности ввиду их военного характера, но сотрудники не были профессионалами разведки. Насколько израильское руководство было в курсе разработки Полларда, неясно по сей день. Тогдашний министр обороны Моше Аренс не был в курсе происходящего. О контактах с ценным американским источником знали Шимон Перес и частично Ицхак Шамир.
Агентом в обычном смысле слова Джонатан Поллард не был. Уточним терминологию: агент — это не кадровый сотрудник разведслужбы, а гражданин государства, являющегося целью иностранной разведки, который согласился на сотрудничество с ней. Как правило, завербованный агент обучается правилам соблюдения безопасности и встречается с офицером-куратором за границей. Полларда соответствующим образом не готовили, «Моссад» о нём не знал, притом что руководителем ЛЕКЕМ был Рафи Эйтан, в прошлом — легенда всё того же «Моссада», руководитель операции по похищению Адольфа Эйхмана в Аргентине. В Израиле разведорганы просто так информацией не делятся.
Тем временем у американских начальников Полларда стали возникать и множиться подозрения. В его комнате было найдено несколько документов, не имеющих отношения к непосредственной сфере деятельности амбициозного сотрудника. Джонатан Поллард и сам ощущал, что тучи сгущаются, о чем и сообщил Авиаму Сэле. Тот заблаговременно покинул США. В интервью, которое ныне покойный Рафи Эйтан дал в 2014 году, он утверждал, что Шимон Перес был поставлен в известность о том, что агенту грозит арест и что Поллард получил указание уехать из США.
21 ноября 1985 года в дом Полларда и его супруги Энн ворвались сотрудники ФБР с ордером на обыск. Вместо того, чтобы следовать инструкциям кураторов, Поллард решил скрыться… в посольстве Израиля в Вашингтоне. Причем с чемоданчиком, полным секретных документов. Когда удивленные дипломаты обратились к Эйтану, тот приказал, чтобы они потребовали от четы Поллард немедленно покинуть территорию посольства. Супругов арестовали на выходе.
Сказать, что Джонатан Поллард повел себя безответственно, — это ничего не сказать. Нужно быть максимально наивным, думая, что израильское посольство не выдаст американского гражданина. Более того, первоначально никто и не подозревал, что Поллард работает именно на Израиль, его попытка скрыться в посольстве стала главной уликой.
Процесс тянулся долго, правительство Израиля признало свою ответственность. Было достигнуто согласие с американской стороной о «сделке по признанию вины» (это юридическая процедура, существующая в англосаксонских странах и Израиле, согласно которой обвиняемому смягчается наказание в обмен на признание вины). В результате такой сделки Полларду грозило бы в худшем случае 10 лет тюрьмы.
Всё изменилось после того, как министр обороны Каспар Уайнбергер передал суду секретную записку, в которой потребовал пожизненного заключения для израильского агента. Суд не огласил содержание документа, но рекомендации внял. Полларда отправили отбывать 30летний срок.
Ни для кого не секрет, что даже демократические страны-союзники шпионят друг за другом. Это делается для того, чтобы избежать неприятных сюрпризов или выкрасть ту или иную технологию. Например, Франция — один из мировых лидеров индустриального шпионажа, защита экономических интересов страны находится в числе официальных задач французской службы внешней разведки DGSE. Агентство национальной безопасности США шпионит почти за всеми странами мира. При этом американцы считают, что их шпионаж в порядке вещей, а вот аналогичное поведение со стороны союзника морально недопустимо. Такой подход усугубил отношение к Полларду. И неважно, что свои услуги он предложил Авиаму Сэле абсолютно добровольно.
Власти и СМИ полностью игнорировали смягчающие обстоятельства. Да, несанкционированная передача секретных документов другому государству является преступлением. Но «против Америки» Поллард не работал: всё, что он передал Израилю, касалось арабских стран, а не США.
Уайнбергер утверждал, что Поллард нанес безопасности США тяжелейший ущерб. На основании этого журналисты распространили слухи, что Израиль якобы передал часть секретных документов, полученных благодаря Полларду, Советскому Союзу — в обмен на разрешение репатриироваться советским евреям. Никаких доказательств СМИ не представили, эта версия, судя по всему, является газетной уткой, призванной оправдать несоразмерное наказание и тяжелые условия заключения, выпавшие на долю Джонатана Полларда.
Джонатана Полларда долгие годы обвиняли в том, что из-за него провалились американские агенты в СССР и что документы, которые он передал Израилю, попали в руки КГБ. Однако в 1994 году ФБР арестовало Олдрича Эймса, высокопоставленного сотрудника ЦРУ, который был одним из самых ценных источников советской и российской разведки. Именно он выдал КГБ имена, явки и фамилии. Ущерб, который нанес Эймс, был огромен, его тоже приговорили к пожизненному заключению. Однако дело Эймса, сдававшего коллег противнику, не стало столь резонансным, как дело Полларда, работавшего на союзника.
С момента приговора и до приземления Полларда в аэропорту им. Бен-Гуриона все руководители еврейского государства предпринимали усилия по освобождению человека, которого общественность сравнивала то с Эли Коэном, то с Натаном Щаранским. В 2015 году американская комиссия по освобождению заключенных решила выпустить Полларда из тюрьмы, обязав его носить электронный наручник и запретив покидать Нью-Йорк.
Что позволено китайцу…
Тема антисемитизма в деле Джонатана Полларда требует отдельного рассмотрения. США несомненно хотели устроить показательную порку и «шпиону», и еврейской общине, и Израилю в целом, чтобы подобные инциденты не повторялись. С тех пор в израильском разведывательном сообществе существуют строжайшие правила, которые запрещают разведдеятельность на территории США и тем более вербовку американских граждан.
Тем не менее непропорциональное наказание, вынесенное Полларду, неминуемо наводит на мысль о двойных стандартах. В последние годы Китай активизирует шпионскую деятельность в отношении Америки, крадет технологии, проникает в святая святых. Были произведены аресты американцев китайского происхождения, завербованных разведкой КНР. Несмотря на это, в СМИ не было статей о возможной двойной лояльности среди членов китайской диаспоры. Такие подозрения допустимо высказывать только в отношении евреев, притом что Jewish Americans — наиболее ассимилированная этническая группа в США, она вносит огромный вклад в американское общество. Происходящее называется singling out the Jews, выделение евреев в особую группу, к которой предъявляются иные стандарты и требования. Отсюда проистекают требования и ожидания от еврейского государства: когда одно государство использует в своих интересах этническую группу на территории другого государства, это в порядке вещей, но, когда это делает Израиль, это недопустимо.
В сухом остатке: у нового репатрианта, которому Нетаньяху протянул удостоверение личности на летном поле, неустойчивый характер, на образ героя, выдержавшего пытки во вражеском плену, он никак не тянет, и поэтому Верховный суд Израиля отклонил просьбу о признании Полларда узником Сиона. Да, наказание было непропорциональным. Нет, не надо сравнивать Полларда с Эли Коэном, потому что это дает антисемитам основание думать, что каждый еврей — потенциальный агент «Моссада». Чем меньше дело Полларда будет всплывать на поверхность, тем лучше. Для США, Израиля и евреев.