Здание Музея еврейского народа «Ану»
Экспозиция музея. Раздел «Мозаика». Идентичность и культура современных евреев
Сцена из спектакля «Диббук», Польша, 1920 год
Демография еврейского народа
Экспозиция музея Раздел «Мозаика». Идентичность и культура современных евреев
Интерактивный экспонат «Уцли‐Гуцли»
Портретная галерея «Знаменитые евреи». Шаржи художника Ирми Пинкуса.
Раздел «Вклад евреев в мировую цивилизацию»
Советский журнал «Крокодил» и кукла Барби в тфилине, Джин Тейлор Фридман, США, 2006 год
Справа — сценический костюм короля Шахрияра для балета «Шахерезада», Франция, 1910 год. Художник по костюмам Леон Бакст, реконструкция Роны Дорон. Слева — мужской сценический костюм для балета «Песнь песней» театра «Инбаль». Израиль, 1949 год.
Платье и броши, модельер Альбер Эльбаз, дом моды Lanvin, Франция, 2014 год
Амулет «Алеф» — оберег для новорожденного мальчика, Иоанина, Греция, 1887 год
На выставке «Да будет смех! Юмор евреев мира»
Фрагмент экспозиции музея. Литература. Раздел «Мозаика»
Инсталляция «Женщины, пробившие стеклянный потолок», 2020 год
Фрагмент экспозиции «Еврейские языки»
Экклесия и синагога. Копия скульптур Страсбургского кафедрального собора 1230 года. Коллекция музея, 1978 год
Раздел «Мозаика», еврейские общины мира в персоналиях. Художник Лена Рубенко
Раздел «Общины и границы», головные уборы представителей еврейских ортодоксальных общин
Фрагмент экспозиции «Новое время». Интегрировавшиеся
Выпуск #17

Мы, народ

Открывшийся весной 2021 года после 10-летней модернизации бывший Музей диаспоры получил новое имя, новую концепцию и тотально обновленную экспозицию 

Остатки былой роскоши

Музей диаспоры (Бейт ха-Тфуцот на иврите) открылся в мае 1978 года в кампусе Тель-Авивского университета по инициативе Нахума Гольдмана, основателя и президента Всемирного еврейского конгресса. Гольдман хотел создать памятник еврейской диаспоре прошлого и настоящего. И создал, но поначалу этот памятник оказался сухим, «мумифицированным» собранием артефактов и свидетельств ушедшего мира.

Я побывал в том музее в 1992 году. Самым запоминающимся был зал с макетами старинных синагог разных городов: Амстердам, Севилья, Луцк, Кюрасао, Варшава… Их красота выглядела остатками былой роскоши: как будто разорившиеся родственники приехали из дальней провинции и жалобно жмутся на празднике жизни современного Израиля. Между макетами диаспорального прошлого в пустых безлюдных залах музея и бурлившим вокруг кампусом с цветущей зеленью и множеством молодых лиц наблюдался цивилизационный диссонанс. Унылое прошлое — диаспора — явно проигрывало энергичному настоящему и яркому будущему страны.

Однако сам факт создания Музея диаспоры в первом сионистском городе мира был событием экстраординарным: ведь многие десятилетия идеология сионизма базировалась на отрицании диаспоры и разрыве с ней. В Израиле господствовала концепция «создания нового еврея — израильтянина, который должен избавиться от диаспоральных комплексов и памяти об унижениях прошлого».

Понимание важности диаспоры и ценности богатого наследия еврейских общин разных стран пришло, когда в Государстве Израиль выросло несколько поколений «сабр». Они заинтересовались, как и где жили их прадедушки и прабабушки. Поскольку к тому времени ничто уже не угрожало израильской самоидентификации, можно было позволить себе расслабиться и предаться легкой ностальгии об ушедших в прошлое городах и странах предков.

«Мы» как концепция

Команда, которая около 10 лет назад взялась модернизировать музей, вышла за рамки ностальгии по утраченному. В результате после многолетней реконструкции и полной замены «начинки» в Тель-Авиве появился Музей еврейского народа, объединивший идеи Израиля и диаспоры в одно целое. Именно поэтому новый музей получил короткое, но емкое название «Ану» — «Мы» на иврите. Мы едины, хоть пока и разбросаны по глобусу. Мы разные, но у нас общий фундамент. Синтез вместо разрыва. Взаимное обогащение вместо войны на истощение. Партнерство Израиля и диаспоры — настоящий win-win. Само слово «Ану» имеет ивритский корень, подчеркивая этим, что именно Израиль является сердцем и подлинным домом для евреев всего мира.

Центральной осью Музея диаспоры была неизраильская сторона еврейского бытия. В музее «Ану» доминирующая сионистская идея синтезирована с галутной гордостью. Экспозиция построена вокруг идеи общееврейского дома: путешествие евреев по планете начинается из дома и завершается возвращением домой — в Землю Израиля.

Концепция «Мы» подразумевает весь еврейский народ, единую в своем многообразии глобальную этнорелигиозную общность, которая включает «домашний офис» в Израиле и «филиалы» по всей планете — в прошлом, настоящем и будущем.

Новая команда «Ану» начала формироваться еще в 2004 году, когда фонд «Надав» по совету тогдашнего премьер-министра Ариэля Шарона решил помочь полуживому Музею диаспоры. Фонд вложил в полную модернизацию музея $ 30 млн. Общие расходы за 10 лет составили $ 100 млн из разных источников, включая частных доноров и госбюджет. Совет директоров музея «Ану» возглавляет Ирина Невзлина, супруга нынешнего министра здравоохранения Израиля Юлия Эдельштейна. Как она признается, в последние годы обновление музея было главным делом ее жизни. Она вложила в этот гигантский проект не только силы, энергию, но и душу.

Познавать, играя

Экспозиция нового музея начинается не снизу, а сверху. Посетитель не идет по традиционному пути от далекого прошлого к современности: наоборот, первое, что открывается глазам, — третий этаж, посвященный настоящему времени еврейского народа. «Мы такие, какие есть; мы не похожи друг на друга и живем по-разному, но при всей мозаичности мы единый народ, который внес огромный вклад в мировую цивилизацию», — как бы говорят экспонаты, стенды и отделы.

Евреи в литературе, музыке, театре, кино, живописи, еврейский юмор — все эти темы представлены ярко, увлекательно и интерактивно, с использованием новейших цифровых технологий. Каждый предмет и стенд ведет разговор с посетителем — можно узнать больше с помощью одного клика. Даже у взрослых эта возможность будит любопытство и вызывает желание потыкать в экраны — например, погадать на цитатнике мудрых евреев разных эпох. Выбираешь тему — перед тобой начинают мелькать страницы, останавливаешь в любой момент — и получаешь цитату, выпавшую именно тебе.

Мою жену очаровала электронная еврейская кухня: здесь можно замесить тесто по традиционному рецепту, добавляя разные компоненты движениями рук по экрану. Даже спустя две недели после похода в музей жена вспоминала цифровую кулинарию как самое яркое и прикольное впечатление от визита. Среди уникальных экспонатов — картины Хаима Сутина, первое издание Франца Кафки, ручка Шолом-Алейхема, пишущая машинка Исаака Башевиса-Зингера, легендарный кружевной воротничок верховного судьи США Рут Бейдер Гинзбург, гитара Леонарда Коэна, парик Соломона Михоэлса в роли короля Лира и другие предметы.

Многие элементы экспозиции рассказывают о судьбе евреев СССР — например, книги Исаака Бабеля, стенды об Аркадии Райкине и о борцах за репатриацию в Израиль. Но основная часть экспонатов всё же связана с американоцентричной массовой культурой, как старые джинсы Levi’s на одной из витрин. Очевидно, что создатели музея рассчитывали в первую очередь на узнавание американскими туристами и будущими молодежными группами программы МАСА из США.

Идея пути

Второй этаж «Ану» рассказывает об историческом пути еврейского народа. Прошлое представлено как дорога через страны и эпохи, и посетителя действительно постоянно сопровождает ощущение движения. Еврейство динамично: с континента на континент, из местечка в мегаполисы, из одной империи в другую цивилизацию.

Создатели музея не углублялись детально в отдельные страны или периоды истории. Судьба евреев показана широкими мазками через основные трансформации и главные события. Тот, кто хочет узнать о чем-то глубже, может остановиться у интерактивного экрана и получить подробную информацию о каждой конкретной стране. Я полистал цифровые страницы об Украине и истории евреев на украинских землях. С одной стороны, информация подана объективно, но с другой — я заметил дюжину досадных ошибок в датах, цифрах и событиях. Эти ошибки могут быть легко исправлены — и надеюсь, что это будет сделано.

Кураторы музея стараются найти максимально объединяющие евреев мотивы, избежав при этом политизации. И это правильно. Но иногда современные межгосударственные конфликты все-таки проникают в экспозицию помимо воли создателей. Например, экран на втором этаже сообщает, что самое раннее материальное свидетельство о пребывании евреев на территории Украины — это знаменитое «киевское письмо» середины ХХ века. На самом деле гораздо более ранними являются еврейские надгробия в Крыму I-II веков новой эры. Вроде бы академическая проблема оказывается политической: если команда музея считает Крым российским, то самым ранним свидетельство о пребывании евреев на территории Украины действительно является «киевское письмо». Если же Крым украинский, надо заменить этот абзац.

Гевалт и аллилуйя

Общаясь с генеральным директором музея «Ану» Даном Тадмором, я задал вопрос, почему отдельные страны диаспоры слабо или вообще не представлены в экспозиции. Тадмор подчеркнул, что это сознательный выбор музея — не углубляться в отдельные страны, но показывать путь истории еврейского народа в глобальной перспективе.

Директор заметил, что команда постаралась максимально сбалансировать представление различных стран и эпох, чтобы избежать перекосов. При этом Тадмор считает правильным делать акцент на достижениях евреев западного мира: по его мнению, именно там евреи смогли добиться всемирной славы и глобального признания. Иными словами, с точки зрения «Ану», общемировое — это американское или англоязычное. Тезис спорный, но судить, конечно, посетителям.

В боковом зале последнего этажа музея обнаружилось старое доброе собрание макетов синагог разных стран мира — остаток от покойного Музея диаспоры. Единственное новшество в этом уголке — экраны с изображениями реформистской службы: вероятно, как часть того баланса, о котором сказал гендиректор.

В целом музей рассчитан скорее на светскую публику. Религиозные евреи не смогут увидеть здесь бокал для кидуша или старинную ханукию, а туфли эстрадной дивы-еврейки на высоких каблуках вряд ли их заинтересуют. Впрочем, главный куратор музея д-р Орит Шахам Говер так сформулировала сверхзадачу музея: «Мы хотим показать, что в еврейской истории и современности есть не только гевалт, но и аллилуйя».

Я покидал «Ану», получив заряд исторического оптимизма, хотя и с привкусом американизации. Последнее готов списать на свои завышенные ожидания профессионального историка. Вероятно, музей XXI века и не должен быть излишне академичным и интеллектуальным. Важнее, что на всех этажах я видел взрослых и детей, светских и религиозных, все с интересом изучали артефакты и увлеченно взаимодействовали с электронными экранами. Посетители смеялись и радовались познанию нового о своем древнем и всегда молодом народе.

«Ану» оказался очень веселым и ироничным музеем, который не только показывает великие достижения евреев, но и предлагает посетителям улыбнуться, взглянув на себя со стороны. Эдакий музей-живчик — яркий, местами попсовый, вызывающий желание поиграть с экранами… и вернуться снова.

Наверное, это главное впечатление от нового культурного центра, который имеет все шансы стать must-see не только Тель-Авива, но и всего Израиля. 

Автор: Шимон Бриман
Фотограф: Илья Иткин
Шимон Бриман
историк (Израиль)
Шимон Бриман
Фото: Илья Иткин