В наше время ни одна уважающая себя структура не может обойтись без пресс-секретаря. Чем занимаются «золотые перья» раввинов и общественных лидеров? Как они попали на нынешнее место работы? Секреты, курьезы и послужной список.
Руководитель пресс-службы и пресс-секретарь президента РЕК Юрия Каннера
Начало работы
Я работал корреспондентом «Коммерсанта», так что для меня это был эксперимент. И он до сих продолжается. Но еврейской темой я интересовался всегда: в МГУ удивил всех дипломной работой о комплексе вины немцев перед евреями за Холокост в освещении современной немецкой прессы.
Все оказалось гораздо проще, чем я думал. Но это только вначале — десять лет назад. С тех пор я вырос до руководителя пресс-службы, поработал с двумя президентами РЕК и с семью исполнительными директорами. С каждым новым начальником было еще напряженнее, но интереснее. А сейчас особенно.
Специфика работы в еврейской среде
Делать то, что интересно не только евреям.
Рабочий день
К счастью, он начинается не с раннего утра. Мой график синхронизирован со многими редакциями, с тем же «Коммерсантом». Но рабочий ритм больше напоминает телевизионную службу новостей: иногда до позднего вечера нет ни минуты, чтобы сделать шаг к офисной кофемашине.
О сложностях
Например, бывает непросто убедить СМИ в том, что им это тоже интересно. Или дома в начале пятого часа ночи не идет текст, с первой же фразы. Но куда страшнее, когда в самый ответственный момент у компьютера внезапно «садится» мышка и к ней нет батарейки во всем офисе.
Случай
Как-то раз в командировке в Буэнос-Айресе пришлось переводить своего шефа на испанский во время интервью с аргентинскими СМИ. Причем синхронно, чего никогда раньше не делал.
Ваш босс — какой он?
Строгий и креативный.
Пресс-секретарь председателя Совета раввинов Европы, главы раввинского суда в странах СНГ и Балтии, главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта
Начало работы
Полтора года назад я переехала из Петербурга в Москву, чтобы работать PR-менеджером спортивного проекта. Проект не состоялся по финансовым причинам, и я находилась в раздумьях, оставаться в столице или же вернуться в Питер. Так, летним вечером думы занесли меня в ресторан «Иерусалим» в синагоге на Большой Бронной, где я совершенно случайно познакомилась с Хаимом Айзенштатом. Спустя какое-то время я познакомилась с раввином Шимоном Левиным, и когда выяснилось, что общине требуется пресс-секретарь, меня представили раввину Пинхасу Гольдшмидту.
Ожидания и реальность
Свою будущую должность я, откровенно говоря, никак не представляла. Я вряд ли даже задумывалась о существовании такой позиции, как «пресс-секретарь еврейской общины» или «пиарщик еврейской общины». При этом работа PR-менеджера и сотрудника пресс-службы мне, конечно, была знакома не понаслышке.
Специфика работы в еврейской среде
Вы знаете — вокруг одни евреи…
Рабочий день
График ненормированный, как почти у любого пресс-секретаря и пиарщика. Если случается мероприятие или какие-либо новости, на которые мы должны отреагировать, значит я работаю.
О сложностях
Основная сложность работы пресс-секретарем р. Пинхаса состоит в том, что мой босс гораздо умнее меня, и порой, когда он не принимает этот факт во внимание, мне стоит больших усилий поддерживать разговор. Но за полтора года я научилась делать умное лицо и одновременно с этим незаметно гуглить в телефоне.
Случай
Великое множество историй было… Даже моя первая встреча с равом Пинхасом заслуживает внимания. Я пришла в кафе Московской хоральной синагоги на собеседование в полной готовности произвести положительное впечатление, дабы меня пригласили на работу. Села за стол с потенциальными работодателями и начала рассказывать о том, какая я способная и талантливая… Во время этой оды восхваления самой себя мне любезно предложили стакан воды. И когда мой рассказ был практически окончен и вопросов у оппонентов не было, я с присущей мне ловкостью и шармом опрокинула стакан с водой, залив весь стол.
Ваш босс — какой он?
Талантливый и мудрый человек. Я думаю, что все талантливые люди — непростые, в том числе в рамках профессионального взаимодействия. Но дивиденды от общения — знания, опыт, рост — нивелируют эти сложности.
Пресс-секретарь Главного раввина России Берла Лазара
Начало
Работать пресс-секретарем в общине я начал случайно — увидел объявление, которое Борух Горин опубликовал в Сети. Отправил резюме. Меня пригласили на собеседование, а после представили раввину Лазару и Александру Моисеевичу Бороде. Так все и началось.
Ожидания и реальность
Никаких особенных ожиданий я не испытывал. Предложенный руководством функционал меня заинтересовал. Это чувство сохранилось и по сей день. До этой должности я занимался рекламой, был пиарщиком на крупном производственном предприятии, руководил отделом маркетинга в компании, связанной с индустрией HoReCa, работал новостником и выпускающим редактором.
Специфика работы в еврейской среде
Говорят, что в хорошем вопросе уже содержится часть ответа. Это как раз тот случай! Работа в общине требует не только профессионализма, но и, может быть, даже в большей степени, определенных личностных качеств: гибкости в отношениях с людьми, понимания, что у всех разный багаж, выдержки, умения находить компромисс, осознания ответственности за слова и действия. Конечно, все это важно и на обычной светской работе, но в общине — вдвойне, ведь для большинства ее членов это не просто работа, а образ жизни. Приходится находить общий язык со всеми, вне зависимости от личного отношения. Сначала это сложно, но со временем понимаешь, что вот именно так — правильно.
Рабочий день
Нельзя прийти на работу в 10:00 и в 19:00 выключить телефон. Нужно постоянно быть на связи. Никто не знает, когда возникнет ситуация, при которой раввину нужно будет готовить комментарий для СМИ, писать обращение к общественности, давать интервью или, не дай Б-г, выражать соболезнование.
О сложностях
Недавно я пытался проиллюстрировать новость, в которой раввин выступает с критикой в чей-то адрес. Оказалось, это непростая задача — найти фото, где он выглядел бы соответственно. Таких снимков в фотобанке — единицы. Либо улыбается, либо глаза смеются — всё не то… Наверное, это во многом отображает его характер.
Случай
Историй много, но вот вспомнилось, что в этом году в вечернюю трапезу Суккот жена ушла из сукки пораньше, а я остался. Она везла с собой коляску с ребенком и, как потом рассказала, запуталась, куда выходить. В итоге решила поднять коляску по лестнице на 3-й женский этаж, пройти по нему и выйти через центральный вход.
Как только она приступила к реализации своего дерзкого плана, навстречу ей вышел рав Берл. Недолго думая, он взялся за коляску и с помощью кого-то из прихожан поднял ее на 3-й этаж. По словам жены, по пути он еще покрикивал на остальных: что, мол, мало «лехаим» сказали — медленно тащите?
Ваш босс — какой он?
Дипломат с огромным багажом знаний и нестандартным мышлением. Идеалист. Человек, всегда ищущий компромисс. Во многом пример, на который хочется равняться. Не могу сказать, что я до конца понимаю его. Но, наверное, это нормально?
Пресс-секретарь президента ФЕОР, основателя и гендиректора Еврейского музея и Центра толерантности, члена Общественной палаты РФ Александра Бороды
Начало работы
Раньше я занималась пиаром и журналистикой в сфере красоты и моды и видела свое карьерное развитие исключительно в данном направлении. Потом мне предложили работу в пресс-офисе крупных автомобильных брендов, и это оказался новый и ценный опыт. А еще через год презентаций автомобилей, тест-драйвов и автогонок я отправилась на Таглит и вернулась со вполне сложившейся самоидентификацией и желанием реализовать себя на «еврейской работе». И мое желание сбылось.
Специфика работы в еврейской среде
В мои обязанности входит демонстрация идей и рабочих процессов деятельности Федерации еврейских общин России, лоббирование интересов общины в информационном и общественном пространстве, генерирование информационных поводов и представление мнения Александра Моисеевича в СМИ.
Рабочий день
Рабочий день проходит очень активно и разнообразно, как и положено пресс-секретарю: мероприятия, встречи, пресс-релизы, заявления, звонки журналистов, мониторинги СМИ, пресс-конференции, пресс-брифинги, съемки и интервью. Иногда корплю весь день над одним материалом, иногда занимаюсь «технической», но важной работой — обновляю базы данных, ищу свежие контакты журналистов.
О сложностях
Сложность — «успеть до Шабата» в пятницу утвердить и сдать материал.
Сложность — мыслить стратегически, на два шага вперед.
Сложность — выполнить работу на 500%, не пребывать в стагнации и всегда двигаться только вперед, как это ни было сложно.
Случай
Иногда я замещаю Александра Моисеевича в Общественной палате и на заседаниях других ведомств, членом которых он является. Сейчас меня там знают в лицо, но раньше часто спрашивали, не представляю ли я студенческий или школьный совет, и удивлялись, как я в «свои 16» (на момент начала работы в ФЕОР мне было 23) могу работать на такой важной и ответственной должности.
Ваш босс — какой он?
Справедливый.