Рут и ее видение. От царственного прошлого к славному будущему

Уникальная важность человеческого разума состоит в способности оглянуться назад и осознать последствия нашего выбора и поступков. Всевышний благословил нас этой способностью, чтобы мы служили Ему. Однако юношеские страсти часто препятствуют этому спокойному процессу предварительного обдумывания, который требуется для того, чтобы сделать хешбон нефеш и ясно увидеть будущее. Желание безотлагательного удовольствия внедряется в наши мысли, и мы теряем видение важного

Хаим-Пинхас Шейнберг
Раввин, глава ешивы
О духовности и царственности 

Важнейшую часть нашего принятия Торыв Шавуот составляют уроки, которые мы извлекаем из Мегилат Рут. Ибо мотивы, стоящие за решением Рут обратиться в иудаизм, относятся к каждому из нас. Рациональному мышлению может показаться нецелесообразным ее решение оказаться от активной жизни молодой женщины и следовать за свекровью Наоми в Эрец Исраэль. Более того, Наоми неоднократно советует Рут вернуться назад. Но, несмотря на это, она решает сделать Тору руководством к жизни для себя. В отличие от Рут, ее невестка Орпа, услышав аргументы Наоми, засомневалась и ушла. Наоми сказала Рут: «Вот, твоя невестка вернулась к народу своему и к богам своим. Возвращайся и ты вслед за невесткой своей!» (Рут 1:15). Поразительно, но каждый раз, когда Наоми обращалась к ней, Рут укреплялась в своем решении продвигаться вперед.

Следующий стих подробно излагает окончательный ответ Рут: «Не проси меня покинуть тебя и уйти от тебя обратно. Потому что, куда ты пойдешь, туда пойду и я, и где ты заночуешь, там заночую и я. Твой народ – мой народ и твой Б-г – мой Б-г. Где ты умрешь, там и я умру, там и буду похоронена». Это заявление заставило Наоми умолкнуть: «И увидела, что она твердо решила идти с нею, и перестала отговаривать ее. И шли они вдвоем, пока не пришли в Бейт-Лехем» (Рут 1:18-19). 

Это просто поразительно. После стольких попыток отговорить ее, Рут должна была ослабеть, а ее желание – угаснуть. Но, тем не менее, Рут еще более утвердилась в своем убеждении. Орпа же увидела аскетическое будущее, уготовленное ей в случае, если она останется с Наоми. Зачем оставлять волнующую и полную изобилия жизнь дочери царя? Она посчитала, что отказаться от всех удовольствий королевского образа жизни – слишком трудная задача, и поэтому вернулась в царский дворец Моава, где над всем царило разложение. 

Откуда у Рут взялось мужество повернуться спиной ко всему, что мог предложить этот мир? Она сделала то, что не делал никто другой, и нам надлежит понять почему. 

Обычно, сталкиваясь с суровым будущим, человек приходит в уныние. Никого не соблазняют ожидающиеся трудности и неудачи. Однако если у человека есть надежда на нечто светлое впереди, это наделяет его или ее мужеством продолжать путь. Воодушевление появляется в результате осознания конкретной цели. Она зажигает воображение. Насколько эта цель понята, отчетливо представлена и оценена, настолько человек найдет силы упорно ее добиваться, даже при наличии трудностей и препятствий. Фактически, любое препятствие в реализации привлекательной для человека цели только усиливает стремление ее достичь.

Рут отчетливо представляла себе цель и знала, что, крепко держась Наоми, она добьется успеха.

Стремление к достойной старости 

Наоми была ярким примером жизни по Торе. Она была приятной и доброй, эшет хаиль. В ее обществе Рут переживала духовное великолепие жизни по Торе, и это привлекло ее к идишкайту. Поэтому утверждение Рут «…твой народ – мой народ и твой Б-г – мой Б-г» осмысленно. Однако следующие слова «где ты умрешь, там и я умру, там и буду похоронена» требуют объяснения. Как это последнее утверждение добавляет значимости заявлению Рут о ее верности Наоми, ее народу и ее Б-гу?

Ключ к пониманию этого заявления Рут находится в высказывании Билама, нанятого царем Моава Балаком проклясть Клаль Исраэль (всю Общину Израиля). В процессе неудавшихся попыток проклясть Клаль Исраэль Билам сказал о смерти нечто подобное: «Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как его» (Бемидбар 23:10). Праведники, на которых здесь ссылается Билам, – это наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков. 

Тора описывает уход праотца Авраама из этого мира: «И скончался Авраам, и умер в доброй старости, мудрый и удовлетворенный, и приобщен был к народу своему» (Берешит 25:8). Он прожил долгую и насыщенную жизнь. Рамбан объясняет это так: «Он увидел реализацию всех желаний своего сердца и был доволен всем тем, что было хорошо». Рамбан добавляет, что это присуще именно цадиким:покинуть этот мир, чувствуя, что они исполнили все, что стремились совершить в своей жизни. 

В старости Авраам Авину мог видеть, как каждый из дней его жизни сыграл свою роль в достижении цели. Все его дни соединились, чтобы создать нечто прочное и вечное. В противоположность ему злодей Билам жил исключительно для себя, погрязнув в удовольствиях и разложении этого мира. Тем не менее, предвидя свой конец, он возжелал такой же смерти, как наши отцы Авраам, Ицхак и Яаков, достигшие многого в этом мире. 

Однако, как продолжает Рамбан, это невозможно: «Это не так с другими людьми, как написано (Коэлет 5:9): ‘Любящий деньги не насытится деньгами’. Мидраш (Коэлет раба 1:13) комментирует: ‘Когда человек оставляет этот мир, он не имеет даже половины вожделенного. У него есть одна сотня, а он хочет две. Он получает две сотни и желает превратить их в четыре, как сказано: ‘Любящий деньги не насытится деньгами’».

Мы не можем жить развращенной жизнью, а затем умереть смертью цадика. Билам жил ради удовольствий – и каков окончательный итог? После того как жизнь растрачена на распутство и безнравственность, совокупность полученных удовольствий никогда воплотится в ощущение осуществления всех желаний. В противоположность такому итогу каждый из дней Авраама Авину стал частью единого целого (Зоар). Он пришел в Новый Мир «в полноте дней». 

Соответственно, каждый из дней нашей жизни должен цениться как драгоценный дар, чтобы использовать его по максимуму, как написано: «Кто человек, желающий жизни? Любящий дни…» (Теилим 34:13). Мы не должны обманываться, думая о неделях, месяцах или годах, и воображать, что имеем еще достаточно времени для достижения поставленных целей. Нет, на счету каждый день. 

За пределами великодушия

Всмотревшись в будущее, Рут осознала себя на распутье. Она знала, что если последует за Наоми, то ее ждет довольно-таки мрачная жизнь. Но такая жизнь предвещала огромный потенциал хеседа. Чтобы помочь Наоми, Рут решила отказаться от кажущегося ярким будущего. Она оставила больше, чем время или деньги. Она отказалась от олам азэ – переживаний этого мира.

Такой альтруизм требует многого: чувствительности, симпатии к другим и настолько сильного желания, чтобы оно породило бескорыстный хесед ради других. Такое великодушие сделало Рут способной отказаться от удовольствий царской жизни. Когда мы отбрасываем свои личные интересы, избегая всевозможных привилегий и почета, а вместо этого поступаем согласно указаниям Ашема, откликаясь на нужды других, – это наивысший уровень хеседа

Мы все способны на такой уровень альтруизма, ибо написано: «Великодушные из народов соберутся – народ Б-га Авраама» (Теилим 47:10). Слово «великодушные» относится к тем, кто мотивируется бескорыстными побуждениями. Раши объясняет: «великодушные» относится к «тем, кто принес себя в жертву, чтобы быть убитыми за Святое Имя». Ибо наивысшая форма альтруизма – добровольно вернуть свою жизнь Тому, кто создал ее. Раши продолжает, основываясь на Гемаре (Сукка 49б), что стих «Ибо он был первым с добрым сердцем – авангард для обращенных» относится к Аврааму Авину

Авраам Авину признавал Ашема, как Единого и Единственного истинного Б-га и предпочитал отдать свою жизнь, чем предать веру в Ашема. Все последующие обращенные в иудаизм подражают Аврааму Авину. Таким образом, присоединилась к Наоми, Рут тоже выказала эту сердечную доброту и, идя по стопам Авраама, сделала тем самым свое обращение в иудаизм полным. 

Рут осознала важность Торы в своей жизни и ее обещание предельного преуспеяния и удовлетворенности, которое Ашем приберегает для цадиким. Поэтому, чем больше Наоми пыталась убедить Рут в обратном, тем непоколебимей становилась ее вера. Она укрепила свое понимание цели жизни. 

Более того, Рут имела четкое представление о том, каким будет ее последний день. Она была полна решимости сделать этот последний момент своей жизни счастливым, когда она смогла бы оглянуться на все свои дни и порадоваться тому, что сопровождала Наоми, присоединилась к ее народу и избрала Б-га; быть счастливой, что искушения этого мира не сбили ее с толку; быть благодарной, что в результате она действительно прожила замечательную жизнь, присоединившись к Наоми, несмотря на то, что этот самый момент, как кажется, ничего не обещал. 

Хесед, который она делала по отношению к Наоми, и все другие мицвот, которые Рут совершала, став еврейкой, обеспечил Рут путеводной звездой, четким пониманием, сделавшим ее способной пересмотреть всю свою жизнь. Она осознала, что удовольствия этого мира ничего не значат, поскольку не ведут к окончательному результату. Поэтому, начиная новую жизнь, Рут повернулась ко всему этому спиной.

Путь к плодотворной жизни

Это очень важный урок. Ведь мы зачастую проводим большую часть своих потенциально плодотворных молодых лет в погоне за удовольствиями, развлечениями и приключениями. Они могут быть очень привлекательными, но в отсутствии высшей цели, ведущей нас по жизни, нас сбивают с толку всевозможные желания и искушения. Однако со временем мы становимся более зрелыми. Эти порывы угасают. Оглядываясь назад, мы понимаем, что осталось не так много того, за чем стоит гоняться, и при этом настоящих достижений у нас очень мало. 

Со временем становится невозможно наслаждаться даже любимыми развлечениями. Ноги просто не двигаются, как раньше, баскетбол и теннис ушли в историю – не насладишься ими снова. Даже величайшие, наиболее восхитительные радости и удовольствия, в конце концов, исчезнут из памяти. Поэтому праведники трудятся ради вечной цели и в результате наслаждаются достигнутым. Они могут оглянуться и порадоваться тому примеру, который они показывали другим, Торе, которую они учили, своим мицвот и добрым делам. Эти добрые дела становятся элементами вечности, и тогда смерть не является концом. 

Рут также желала олам аба, жизни Грядущего мира. В ее глазах смерть должна быть началом, а не концом. Может ли быть в большей степени неопровержимая причина, чтобы принять образ жизни, данный Торой? 

С тех пор все, что мир предлагал ей как дочери царя, ничего для нее не значило. Она могла вновь выйти замуж по своему желанию, а вместо этого выбрала жизнь с Наоми. Когда она все-таки вышла замуж, это был Боаз. Он был гадоль адор, глава поколения, но, вместе с тем, очень старый человек. Она смотрела за пределы возраста и видела его непреходящее духовное величие. Ее сердце было настроено на достижение вечности. И именно поэтому, чем больше Наоми пыталась отговорить ее от похода в Эрец Исраэль, тем больше Рут утверждалась в решимости не покидать ее. 

Таким образом, мы учимся от Рут ценности понимания цели и важности жизни. Если мы смотрим на жизнь через ограниченную перспективу текущего момента, то неизбежно обречены на постоянную, неистовую борьбу против многих соблазнительных искушений этого мира. Нет недостатка в способах, чтобы запутаться и лишиться мужества, – от обычных развлечений до вероломных ловушек. 

Хотя соблазнов этого мира множество, мы можем противостоять их влиянию, смотря вперед и делая хешбон анефеш, духовный самоанализ. Рут думала о том, как обеспечить счастье в конце пути, а не о том, как она может сделать себя счастливой сейчас. Желание вечного наслаждения снабдило ее волей к достижению цели… «Где ты умрешь, там и я умру, и там похоронена буду»

Уникальная способность человека 

Уникальная важность человеческого разума состоит в способности оглянуться назад и осознать последствия нашего выбора и поступков. Всевышнийблагословил нас этой способностью, чтобы мы служили Ему. Однако юношеские страсти часто препятствуют этому спокойному процессу предварительного обдумывания, который требуется для того, чтобы сделать хешбон нефеш и ясно увидеть будущее. Желание безотлагательного удовольствия внедряется в наши мысли, и мы теряем видение важного. 

Рут успешно поднялась над смятением, которое производит юношеский пыл. Она пренебрегла настоящим и выбрала будущее. Мы, подобно Рут, должны избрать всматривание в будущее. Ашем отметил решимость Рут и ее жертву и наградил ее за усилия. 

Хотя Боаз умер вскоре после того, как она вышла за него замуж, Ашем позволил ей зачать и родить. Потомком ребенка, рожденного в результате этого брака, являетсяцарь Давид. Видение Рут простерлось далеко в ее будущее, и она смогла пожертвовать настоящим ради будущего, которое предвидела, не сомневаясь, что оно исполнится. 

И мы также, с Б-жей помощью, способны делать то же самое, ожидая момента, да наступит он вскоре в наши дни, когда семя царя Давида возвестит эру совершенства. Машиах осветит мир истиной Торой Ашема. Признание Ашема Единственным и Абсолютным Б-гом будет совершенным.