Раввин за партой

Ешивы Москвы и окрестностей отличаются друг от друга не меньше, чем МГУ от РГГУ: литовские, хасидские, с обучением на иврите, и т.д… Краткий путеводитель по заведениям, за стенами которых духовно растут новые общинные лидеры, квалифицированные талмудисты и шойхеты с крепкими руками

Библиотека в хабадской ешиве

В каждом учебном заведении учатся «на кого-то». Хочешь стать программистом — иди в ВМК МГУ или МИРЭА, хочешь по дипломатической части — тебе дорога в МГИМО, хочешь лечить людей — в медицинский вуз… В разных религиях тоже есть заведения, в которых учат на служителей культа, — духовные семинарии, медресе… Наверное, у евреев то же самое — есть заведения, где «учат на раввинов»?

Не совсем так. Конечно, есть учебные заведения — ешивы, где изучают Тору, Талмуд и специальные дисциплины, связанные с еврейским законом. Раввина, который не учился бы в ешиве, представить себе невозможно. Но ешивы существуют не только для тех, кто хочет стать раввином, а для всех еврейских юношей без исключения. У евреев учить Тору обязаны все — вопрос только в том, сколько времени человек может выделить на учебу. Кто-то работает и учится на досуге, а кто-то решил посвятить Торе всё время. Но пока молодой человек не женился и не начал работать в религиозной среде, принято учиться в ешиве. Часто от того, насколько юноша продвинут в изучении Торы, зависит, какая невеста ему достанется.

Ешивы бывают двух уровней: «подготовительная» — ешива ктана, где, как правило, учатся с 13 до 16 лет, и «взрослая» — ешива гдола, где обычно учатся с 17 и до женитьбы. Но вообще ученик ешивы может быть любого возраста, хоть 40 лет. Особенно в России, где многие приходят к религии в зрелом возрасте, а не воспитываются в ней с детства.

До революции в Российской империи были ешивы самого высокого уровня. В 1803 году открылась знаменитая Воложинская ешива. Такие ешивы, как «Мир», «Поневеж», «Слободка», ставшие своеобразным знаком качества еврейского образования, тоже были основаны на территории Российской империи. Это что касается ашкеназских ешив так называемого литовского направления.

Свою образовательную сеть создало и движение Хабад. Первый ребе этого течения — Шнеур Залман из Ляд, в конце XVIII — начале XIX века создал мощную систему классов (хадарим), где занимались десятки, а потом и сотни учеников. Пятый Любавический ребе Шолом-Дов-Бер Шнеерсон в день Симхат-Тора 1897 года преобразовал эту сеть учебных классов в ешиву «Томхей Тмимим», назначив своего сына — 6го ребе Йосефа-Ицхока — руководить ей.

В советское время религия преследовалась, ешивы закрывались. Знаменитая ешива «Мир» в военные годы эвакуировалась на поезде через всю страну — сначала в Шанхай, а после войны они переправились в США и Землю Израиля.

Следует упомянуть также, что какое-то время в 20-х годах прошлого столетия на улице Архипова в Москве, в одном из зданий рядом с синагогой, существовала ешива «Тиферет Бахурим». Ее главой был рав Яков Ланда — дед нынешнего главного раввина города Бней-Брак (Израиль). Ешива была предназначена для тех, кто нуждается помимо изучения Торы в получении профессии. Например, в ней учился один из еврейских активистов советского времени — хабадник Мотл Лифшиц. Он снабжал московских евреев кошерным мясом.

После войны советские власти решили открыть подконтрольную легальную ешиву «Коль Яаков», она расположилась в Хоральной синагоге на улице Архипова. Там учились только люди старшего возраста — молодых не принимали.

Рав Авром Миллер, ученик Хафец-Хаима, переживший сталинские лагеря, в начале семидесятых стал преподавать Тору в московской синагоге, он сменил реба Шолома Товбина.

При этом всегда действовало «еврейское подполье» — евреи учили Тору на конспиративных квартирах. Такие учебные группы называли ешивами на колесах, потому что место сбора учеников каждый раз менялось. Вот в подпольных «мобильных ешивах» была настоящая учеба. Именно на таких конспиративных квартирах начинали учиться ныне известные русскоязычные раввины: Довид Карпов, Зеев Куравский, Зеев Мешков…

В конце 1980-х в СССР начались перемены, гонения на религию прекратились, и те, кто учил Тору подпольно, стали вести активную кампанию по привлечению новых учеников.

Выпускники ешивы «Томхей Тмимим» на Истре

Выход из подполья

Сеть учебных заведений движения Хабад — «Томхей Тмимим» — теперь насчитывает тысячи ешив по всему миру. Чтобы открыть новую ешиву в какой-либо стране, надо обратиться к руководству всей сети — в центральный офис «Томхей Тмимим». Но открытие ешивы в Советском Союзе было исключительным, непохожим на открытия хабадских учебных заведений в других странах. Прежде всего — «Томхей Тмимим» в Москве открыли по прямому указанию 7-го Любавического ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, минуя промежуточные структуры. Тогда выходцы из Советского Союза, которые были у него на фарбренгене (хасидском застолье), написали ему записку о том, что хотят видеть в стране серьезную ешиву. Известно, что последний Ребе уделял особое внимание возрождению еврейской жизни в СССР и видел в ней особый потенциал.

Открылась ешива в старом деревянном здании синагоги в Марьиной роще в 1987 году.

А в 1989 году благодаря усилиям учредительного совета раввинов Швейцарии во главе с рабби Мойше Соловейчиком была создана ешива «Торат Хаим». При непосредственном участии рава Ицхака Зильбера — необыкновенного человека, который умудрился вести кошерный образ жизни и даже учиться в сталинском концлагере. Зэки-татары дали ему кличку Шамбэ — суббота.

Поскольку возрождение изучения Торы велось не с нуля, в числе первых преподавателей московских ешив были «подпольщики» советского периода. Но со временем некоторых из них стали оттеснять, заменяя молодыми иностранцами, которые больше соответствовали политике учебного заведения. Старики, прошедшие в СССР огонь и воду, сильно обижались.

Первым главой московской «Томхей Тмимим» стал «подпольщик» Ури Камишов. Среди руководителей ешивы был раввин Меир Грузман, а также главный библиотекарь Любавического ребе — Шалом-Бер Левин. В 1988 году именно для преподавания во вновь открытой ешиве в Москву по указанию Любавического ребе приехал раввин Берл Лазар. Тогда он переезжал с места на место, преподавал в синагоге на Архипова, в Марьиной роще и на частных квартирах.

Довольно быстро сформировались две образовательные системы — литовская и хабадская, принадлежащие к двум основным течениям в российском и мировом иудаизме. Хабадники основали «Томхей Тмимим» в Марьиной роще, а литваки — «Торат Хаим» в центре Москвы. Затем ешивы перемещались, открывались новые ешивы, некоторые меняли профиль. На сегодняшний день в московском регионе функционирует одна литовская ешива и шесть хабадских разной специализации. У каждой из них свои особенности.

Шаббатон (семинар в конце недели) в ешиве «Торат Хаим»
«Торат Хаим»

Основана в 1989 г.

Местонахождение: пос. Хрипань Московской обл.

Рош-ешива: р. Мойше Лебель

Число учеников: 30-40

Поселок Хрипань — идеальное место для ешивы. С одной стороны — рядом с Москвой, но с другой стороны — не так легко добраться. От учебы ничто не отвлекает. Рядом лес.

Впрочем, «Торат Хаим» поменяла несколько адресов: в 1989 году был создан центр изучения Торы в Москве, затем в 1990 году на его базе основана ешива в поселке Валентиновка. С 1992 по 2002 год она располагалась в Удельной и только с 2002 года переехала в бывший дом отдыха в Хрипани.

В холле запоминался графический набросок седовласого старца с колоритным носом — рав Мойше Соловейчик из Цюриха — один из основателей ешивы. Кроме него в числе организаторов — легендарный Ицхак Зильбер и раввин-художник Александр Айзенштат. Когда-то его картинами был завешен московский колель «Биркат-Ицхак», а теперь они продаются в самых престижных галереях Нью-Йорка.

Сейчас в «Торат Хаим» учатся 30 студентов. Теперь здесь не только жители России и бывшего Союза, но и ребята из Израиля, которым по тем или иным причинам лучше учиться в России, и из других стран. Когда-то здесь учился студент из Колумбии.

Ученики выглядят очень опрятно и даже немного чопорно: костюмы, черные шляпы, галстуки. Чувствуется дух элитарности: эти люди отказались от светского образования, карьеры, чтобы посвятить себя самому важному делу в мире — изучению Торы. Это ешива литовского, т. е. классически ашкеназского, не хасидского, направления. Это определяет характер учебы: больше всего ценятся знания. Основное время посвящено изучению Талмуда.

Среди постоянных преподавателей — восстановитель синей нити тхелет в кистях цицит, которые свисают по четырем углам талитов, — рав Элиягу Тавгер. Однако на территории «Торат Хаим» эти нити носить нельзя: глава ешивы рав Мойше Лебель требует, чтобы ученики следовали за большинством алахических авторитетов.

Сам рав Мойше (ученик ешивы «Поневеж») начал преподавать в «Торат Хаим» с 1991 года, в 1999-м возглавил ешиву. Его предки из учеников Виленского Гаона в XVIII веке по призыву учителя приехали на Святую землю. Теперь он преподает Тору почти в тех местах, откуда вышли его предки.

Осень — особое время в «Торат Хаим», поскольку на осенние праздники сюда приезжает раввин Авраам Куперман с семьей. Раввин женат на дочери Ицхака Зильбера.

Основное время студенты посвящают изучению Талмуда. Можно сказать, что в «Торат Хаим» они живут. Студенты чувствуют определенную элитарность.

Куда идут студенты по окончании ешивы?

Кто-то, решив посвятить жизнь изучению Торы, пошел в колель, кто-то уехал в Израиль, кто-то стал сойфером. А есть и такие, кто, получив еврейское образование, занялись бизнесом. Судьбы складываются по-разному, но большинство, выйдя из «Торат Хаим», чем бы ни занимались, навсегда становятся частью той «касты» еврейского народа, которая называется Бней Тора — Дети Торы.

Литовская ешива «Торат Хаим» дает фундаментальные знания в сфере еврейской талмудической учености. Одновременно это заведение для приближающихся к Торе. Изначально его создали для того, чтобы юноши, которые были оторваны от Торы, окунувшись в атмосферу учебы, стали серьезно соблюдающими людьми.

Однако есть одна проблема, которую пока не удается решить в нехасидской среде «Бней Тора» в России. Есть «взрослая» ешива, но отсутствует «подготовительная» — ешива ктана. Поэтому многие соблюдающие семьи, которые хотят дать детям полноценное религиозное образование, уезжают в Израиль.

Иначе сложилась ситуация в среде любавических хасидов. Здесь функционируют две «подготовительные» ешивы и три «взрослые».

«Томхей Тмимим»

«Томхей Тмимим» — это не одно учебное заведение, а целая сеть образовательных учреждений движения Хабад-Любавич. Зародилась она в 1897 году в местечке Любавичи в Смоленской области. Она росла и расширялась вместе с самим движением Хабад и эволюционировала из системы хадарим (классов) в сеть религиозных образовательных учреждений.

Учеба любого еврейского мальчика начинается в хедере (начальной школе), где он учит Хумаш (Пятикнижие Моисеево) и Мишнайот — основы устной Торы. Потом в 13 лет он идет в «подготовительную» ешиву (ешива ктана) — начинает там учить Гемару. С 17 примерно до 22 лет юноша учится в обычной «взрослой» ешиве. В Хабаде, помимо обычных предметов, учат хасидут. Как правило, хасидские уроки устраивают с утра и вечером, перед сном.

По окончании «взрослой» ешивы юноши едут в Нью-Йорк, в резиденцию последнего Любавического ребе, Истерн-Паркуэй 770. При жизни Ребе молодые люди имели возможность пообщаться с ним лично. Теперь такой возможности нет, но традиция осталась. Это называется «квуца» — группа. Бывшие ешиботники едут в дом Ребе и там проходят годовой курс обучения. Кто-то просто дополнительно учит Гемару, а кто-то учится с целью получить диплом раввина.

После этого юноша женится, и год после свадьбы принято учиться в колеле — учебном заведении для женатых мужчин. Кто-то остается там навсегда. Но надо иметь в виду, что люди, посвящающие всё время изучению Торы и делающие это основным своим занятием, гарантированно обрекают себя на более чем скромное существование: стипендия в колеле большой не бывает.

Однако представление о том, что в еврейской религиозной среде принято только учить Талмуд и жить на пособие, — неверно. После обычного цикла обучения молодые люди могут пойти на курсы по приобретению профессии. Среди бывших ешиботников есть строители, бизнесмены, финансисты, повара, продавцы, программисты… Кстати, в Израиле курсы программирования для ультраортодоксов почти вдвое короче обычных: изучение Талмуда тренирует мозг на решение сложных логических задач.

«Томхей Тмимим» Софрино

Основана в 1987 г.

Местонахождение: пос. Софрино Московской обл.

Рош-ешива: Менахем Гольдберг

Число учеников: 60-70

В Москве филиал «Томхей Тмимим» был открыт в 1987 году в деревянной синагоге в Марьиной роще. После пожара в 1994 году ешива переехала в Алтуфьево, затем в 1996 году переместилась на улицу Архипова, напротив Хоральной синагоги, и в 2005 году заняла свое нынешнее место в подмосковном Софрине.

Учеба во «взрослой» ешиве выстроена по весьма плотному графику. Руководство в определенном смысле гордится своим расписанием. Начинается учебный день в 7:30 с урока хасидута. Потом в 9:00 студенты окунаются в микву и читают утреннюю молитву Шахарит. 10:15 — завтрак, в 11:00 — изучение трактатов Талмуда, в 13:00 — урок раввина по определенной теме, в 14:00 — послеполуденная молитва Минха и обед, 15:30 — снова Талмуд, 18:00 — урок по практическим религиозным законам (Алаха), 19:00 — ужин, 20:00 — урок хасидута, 21:30 — вечерняя молитва Маарив и изучение бесед последнего Любавического ребе.

У студентов практически нет свободной минуты — они всегда чем-то заняты. Есть еще специфически хабадская практика — выездные занятия. На них ешиботники ходят по домам евреев, учат мужчин возлагать тфилин, разъясняют обычаи, рассказывают законы праздников.

Сюда поступают в основном по окончании «подготовительной» ешивы-ктаны. Теоретически могут поступить и те, кто окончил светский вуз, или даже те, кто нигде, кроме школы, не учился. Но неподготовленным студентам придется осваивать языки обучения: иврит, на котором ведется основное преподавание, арамейский — для того, чтобы учить Талмуд, и идиш — для изучения хасидизма.

Во время обучения студенты могут выбрать какую-то специализацию. Например, стать раввином, технологом кошерного производства продуктов питания, сойфером (переписчиком священных текстов) и т. п.

В Софрине в настоящее время учатся 10 студентов из Ирана. В этой стране — самая многочисленная община в исламском мире. Несмотря на массовый отъезд евреев после исламской революции 1979 года, осталось их тоже очень много. В Тегеране, Исфахане, Ширазе есть довольно крупные общины, а также небольшие в городах поменьше.

Но из-за внешнеполитических сложностей евреи Ирана не могут наладить связь с общинами США, а тем более — Израиля. Поэтому Россия, с которой у Ирана нормальные отношения, — это для них окно во внешний мир.

«Томхей Тмимим» Истра
(подготовительная)

Основана в 2003 г.

Местонахождение: пос. Хуторки, гор. округ Истра Московской обл.

Рош-ешива: Моше Лерман

Число учеников: 70

«Почему моего сына не взяли в Истру? Он с пяти лет каждый день занимался платно с учителем, в хедере на хорошем счету, много грамот, хорошие оценки… Нас раввин хвалит! У меня хороший и умный мальчик — он может учиться! В Малаховке ему будет плохо, ведь важен общий уровень учеников», — пишет на имя главного раввина России взволнованная мама. И это несмотря на то, что в Малаховке и учеников меньше, и знание несравненно новее, и питание лучше…

Дело в том, что ешива в Истре считается в каком-то смысле элитарной. Хотя условия здесь не столь комфортные, как в Малаховке, но это классическая ешива-ктана, и устроена она так, как принято в мире религиозных евреев. Тот, кто сюда поступает, должен сразу владеть ивритом и идишем, причем так, чтобы усваивать достаточно сложный материал. Никаких светских предметов здесь нет.

Хасидут и учение любавических ребе здесь преподают на языке оригинала. Поэтому без знания идиша студенту придется крайне тяжело.

Остальные предметы — Хумаш, Гемара, Алаха — всё на иврите. Никакого русского! И получение российского аттестата тоже не предполагается. Основной контингент ешивы — дети раввинов и шалиахов, которые получают еврейское образование с детства и, как правило, воспитываются в изначально религиозных семьях. Тем, кому важно получить российский аттестат, или тем, кому нужно для начала объяснение на русском, это заведение не подходит.

Сына заботливой мамы в результате взяли в Истру. Главное, чтобы ешива соответствовала его уровню и он смог там учиться.

С ростом общины и числа детей расширились потребности. Многие русскоязычные родители были не готовы отдавать детей в заведение, где тем будет сложно понять урок. Кроме того, если сыну посланника Ребе нужны только религиозные знания, то граждане России, которые связывают свою жизнь с этой страной, хотели бы, чтобы их дети были интегрированы в местное общество. Им понадобится где-то работать, а значит им нужен полноценный диплом российского образца.

И поскольку возникла такая потребность, было принято решение открыть еще одну «подготовительную» ешиву — адаптированную к местным реалиям и нуждам российских граждан.

«Томхей Тмимим» Малаховка
(подготовительная)

Основана в 2017 г.

Местонахождение: пос. Малаховка Московской обл.

Рош-ешива: Мойше Тамарин

Число учеников: 20

«Да я никогда не сменял бы Малаховку ни на какую другую ешиву, даже самую пафосную! Здесь кормят хорошо, комнаты удобные, да и учиться я могу на русском — мне всё понятно!» — говорит студент Даниэль Паротиков.

Поселок Малаховка, что располагается на юго-востоке от Москвы, с 1890х годов стал одним из центров расселения евреев. Даже при советской власти здесь функционировала синагога и еврейское кладбище, можно было найти резника и купить кошерное мясо. В обычные дни в синагоге собиралось 10-15 человек, в субботу — 30-40 человек, в праздники — 120-130 человек. Некогда здесь жили бреславские и любавические хасиды. В 1920-х годах здесь бывал 6й Любавичский ребе Йосеф-Ицхок Шнеерсон.

В 1934–35 годах здесь уже действовала подпольная любавическая ешива «Томхей Тмимим». Поэтому в постсоветской России, когда гонения на религию прекратились, открытие здесь в 2017 году ешивы стало возрождением еврейской жизни.

Малаховская «подготовительная» ешива предназначена для русскоязычных учеников. Возраст учеников — от 15 до 20 лет. Программа, принятая в ешивах движения Хабад: с утра изучение хасидизма, затем — остальных предметов. Здесь изучают Тору, Талмуд, практический еврейский закон (Алаху).

Главным преимуществом этой ешивы является удобство и семейная обстановка. На 20 учеников приходится 10-15 преподавателей. Таким образом, с каждым занимаются практически индивидуально.

Сюда поступают, как правило, те, кто не владеет ивритом, но на выходе ученик уже способен осваивать материал на этом языке. Кроме того, помимо специфически религиозных предметов, ученики проходят общеобразовательную программу российской школы так, что способны сдать ЕГЭ. Правда, за введение этого светского элемента в еврейское образование пришлось «заплатить» увеличением срока обучения. Если в обычной ешиве-ктане учатся пять лет, то здесь может потребоваться семь.

Также, как отмечают ученики, в Малаховке созданы очень комфортные условия — хорошее питание, удобные комнаты, бассейн, спортзал.

По окончании ешивы студенты обычно поступают во «взрослую» — в Софрине. А что потом? А потом перед тобой расстилается открытый мир, и твоя задача — найти себя в нем самому. Но получить профессию, которая пригодится внутри еврейской общины, причем не обязательно в России. Для этого есть «утилитарные» ешивы, которые, как институт, готовят на того или иного специалиста.

«Хабад-Любавич Жуковка»

Основана в 2015 г.

Местонахождение: д. Жуковка Московской обл.

Рош-ешива: Дан Локшин

Число учащихся: 10-15

Это заведение целенаправленно готовит раввинов. Сюда поступают те, кто уже отучился в обычной «взрослой» ешиве и теперь хочет получить диплом раввина. Заведение работает в красивом и современно оформленном общинном центре в Жуковке. Учатся здесь год-полтора в усиленном режиме. С утра до вечера учат то, что пригодится раввину для практической работы в общине.

Кроме того, студенты помогают раввину общины, занимаются приближением прихожан к Торе. Это еще одна миссия ешивы — возвращение к ценностям Торы тех, кто ведет нерелигиозный образ жизни.

Здесь научат накладывать тфилин, печь халы на шаббат, составят индивидуальную программу изучения Торы, научат молиться и справлять еврейские праздники. Студенты ешивы нацелены именно на эту деятельность.

Уроки Торы и хасидута, которые здесь проходят, могут посещать все желающие.

Но евреям нужна не только духовная пища и мудрое наставление, но и вполне материальные вещи. А именно — кошерное мясо. И для обучения профессии шойхета тоже открыта специальная ешива.

«Махон Ран»

Основана в 2004 г.

Расположение: Москва, ул. Большая Бронная, д. 6, стр. 3, здание общинного центра

Рош-ешива: Сегев Фридман

Число учеников: 20-30

У студентов этого заведения вид лихой: шляпа слегка мятая, пиджак и брюки, как правило, от разных костюмов (причем вместо брюк часто носят джинсы), рубашка навыпуск, и почему-то в моде большие тяжелые сапоги. Дресс-код тут явно свободнее не только по сравнению со строгой литовской «Торат-Хаим», но и по сравнению с другими хабадскими ешивами.

Оно и понятно: «Махон Ран» больше нацелен на прикладные знания, чем на тонкости талмудического толкования. Поэтому он и называется — махон (институт). Тот, кто выбирает это учебное заведение, получает не только теоретические знания, но и весьма востребованную профессию шойхета — резника. Кошерное мясо нужно всегда, без работы не останешься.

«Я сюда приехал из Израиля и очень доволен! — рассказывает ешиботник Элиягу. — Там за обучение профессии шойхета мне пришлось бы выложить кругленькую сумму, а здесь мне еще и небольшую стипендию платят!»

С утра идет изучение хасидизма, как это принято во всех ешивах движения Хабад. Конечно, есть и Тора, и Талмуд, но специализация и главная особенность заведения — изучение законов приготовления кошерного мяса.

Студенты изучают, как правильно и безболезненно зарезать животное, как проверять внутренние органы (чтобы убедиться, что животное было здорово), как высаливать мясо (чтобы удалить кровь, которая запрещена в пищу).

Сюда приезжают не только из разных городов России и Израиля, но и с Украины, с Кавказа. Учатся на резников птицы, а также крупного и мелкого скота. Потом сдают экзамен у израильских раввинов. Также в стенах ешивы можно получить квалификацию раввина.

Выпускники «Махон Ран» работают в Израиле, Австралии, Канаде, Мексике, Польше, Франции, на Украине, их можно встретить в еврейских общинах Москвы, Краснодара, Дербента и других городов России, а также в Армии обороны Израиля.

Не всем открытым когда-то ешивам удалось сохранить свой статус. Некоторые перестали обучать постоянно проживающих там студентов, но зато трансформировались во что-то иное.

Раввин Мандел на фоне ешивы «Огалей Яаков»
Московская академия иудаики ешива «Огалей Яаков»

Основана в 1990 г.

Местонахождение: Москва, ул. Покровка, 28/6

Рош-ешива: Бецалель Мандел

С момента своего основания «Огалей Яаков» была полноценной ешивой. В ней было несколько учеников. Теперь она, хотя и носит гордое название ешива, но фактически трансформировалась в общинный центр, включающий синагогу, колель, магазин, молочное кафе и мясной ресторан.

«Студентов у нас теперь нет, но есть колель. Сюда приходят учиться работающие люди», — говорит директор заведения Бецалель Мандел. В начале 90х годов он приехал в Россию из Канады, чтобы возрождать местную общину. Есть еще один руководитель — раввин Авнер Коэн. Помимо того, что он настоящий знаток Торы, он еще и музыкант, виртуозно играет на виолончели.

Это место со смешанным ашкеназско-сефардским колоритом. С одной стороны, здесь преподают очень сильные раввины литовского направления. С другой стороны, среди прихожан и попечителей много представителей восточных общин — грузинских, горских и бухарских евреев.

Ешива «Шаарей Кдуша»
«Шаарей Кедуша»

Основана в 2007 г.

Местонахождение: 1-я Сокольническая улица, 8

Рош-ешива: Шломо Акиваев
Директор: Ифраим Якубов

Это заведение предназначено для выходцев с Кавказа, которые там жили общинной жизнью, а оказавшись в Москве, испытывают необходимость держаться вместе.

Ешива ставит своей целью привлечь к религии всех евреев — как маленьких детей, так и взрослых. А поскольку дети получают воспитание в основном от матери, ведется активная работа с женщинами. Руководство заведения считает своей миссией создать благоприятные условия для развития общины горских евреев.

Это не обычная ешива, а скорее религиозный общинный центр для горских евреев. Три раввина из Израиля каждые две недели сменяют друг друга. Они ежедневно проводят уроки, на которых обсуждаются еврейские законы, недельные главы, Гемара, Мишнайот. На праздники здесь собирается от 300 до 600 человек. jm