Раввин Ури Шерки: «Мы должны не только защищаться, но и влиять»

Израильский духовный лидер побывал в Москве и дал лекцию о подходе к ноахидам — неевреям, заинтересованным в исполнении Семи заповедей сыновей Ноаха. Занимается ли иудаизм миссионерством, будут ли ноахиды людьми второго сорта и в чем ошибался французский философ? Предлагаем вашему вниманию краткое содержание лекции.

Илья Йосеф
Фото: Илья Иткин

От выживания — к ассимиляции

Философ Анри Бергсон пишет, что христианство-де предпочтительнее иудаизма, потому что в иудаизме Б-г занимается исключительно одним народом, а в христианстве Он обращается ко всему миру. Разумеется, Берсон ошибался. Любой человек, который изучал Тору, должен был прочесть следующий отрывок: «Через тебя благословятся все семьи земли». 

Кроме того, вот каким образом комментатор Раши поясняет стих «Слушай, Израиль! Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь один»: Г-сподь, который на данный момент является только нашим Б-гом, в будущем будет признан всеми. Раши опирается на слова пророка Цфании: «Ибо тогда Я изменю язык народов и сделаю его чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно».

Иудаизм по-французски

Раввин Ури Шерки родился в Алжире в 1959 году. Вскоре после этого его семья переехала во Францию, откуда в 1972 году он репатриировался в Израиль. Учился в иешивах «Натив Меир» и «Мерказ а-рав». Возглавляет ивритское отделение института «Махон Меир» и Центр преподавания иудаизма на французском языке. Является раввином синагоги «Бейт-Йеуда» района Кирьят-Моше в Иерусалиме. Преподает также иудаизм для широкой публики в центрах «Рош йехуди», «Маханаим» и других местах.

Бергсон сделал свое заявление, исходя из положения вещей в современном иудаизме. На практике евреи действительно не развивали универсальную ветвь своей религии. На то был целый ряд причин — в галуте мы были главным образом заняты выживанием. Мы думали не о завтрашнем дне, а о сегодняшнем. Когда ты занимаешься только собой, на других у тебя не остается времени. Когда наступил период эмансипации, маятник качнулся в противоположную сторону. Евреи стали думать не о принципах своей веры, а о том, как бы скорее ассимилироваться, перестав выделяться из окружающей среды.

Сейчас мы находимся в принципиально новой ситуации. Евреи создали свое государство. С позиции других религий речь идет о теологической революции. Народы мира говорят: «Вы так много сделали! У вас есть, наверное, что сказать нам?» А евреи отвечают: «Нет, нам нечего вам сказать». Мне кажется, что добровольный отказ от универсализма является одной из причин антисемитизма в этом мире. Вдобавок немало евреев покидают иудаизм именно из-за этой причины — им кажется, что иудаизм замкнут на себе и ему нечего дать современности.

При этом народы мира продолжают интересоваться посылами, заключенными в нашей религии. Это происходит по «инициативе снизу» и принимет самые разные формы. Порой не самые приемлемые — например, движение христиан-сионистов. Есть неевреи, которые хотят пройти гиюр, есть и такие, которые хотят приблизиться к еврейской теологии, не переходя в иудаизм. Гиюр влечет за собой огромную ответственность и обязательства по скрупулезному соблюдению заповедей. Гиюр нередко приводит к разрыву на семейной почве, и поэтому такой вариант многим неевреям не подходит.

Мнимые противоречия

Ноахиды упоминаются в Мишне, Талмуде и другой религиозной литературе, как древней, так и современной. Подчеркиваю: наша Тора лишена миссионерства, мы не стремимся сделать евреями всех вокруг нас. При этом, согласно мнению мудрецов Талмуда, евреи должны распространять слова Б-га в этом мире и демонстрировать Его присутствие. Сегодня есть достаточное количество неевреев, которые обращаются к раввинам с просьбой о духовном инструктаже. Мне знакомо это явление, поскольку я создал организацию «Брит олам», которая занимается оказанием помощи 40 общинам ноахидов по всему миру. К нам обращаются люди из более чем 80 стран. Отмечу, что именно благодаря раввинской поддержке эти люди знают, насколько страшна для евреев ассимиляция. Поэтому они сознательно отказываются от браков с евреями.

Рамбам посвятил ноахидам две главы в книге «Законы царей». Стоит обратить внимание на, казалось бы, противоречия между сказанным в девятом и десятом пункте десятой главы. Цитирую: «Если нееврей соблюдал шабат, ему полагается смерть согласно Торе, ведь он должен соблюдать только семь заповедей, ничего не добавляя. И если добавил что-либо, его подвергают порке, сообщая, что за эти действия полагается смертная казнь». Очень жесткая формулировка, правда? 

Сразу после этого Рамбам пишет совершенно обратное: «Если ноахид решил исполнить какую-либо заповедь Торы, чтобы получить за это награду свыше, его не надо удерживать от этого». Выдающийся галахист рабби Моше Софер, известный как Хатам Софер, пишет прямым текстом, что Рамбам имеет в виду два типа людей — обычного нееврея и ноахида, то есть человека, который не только выполняет семь заповедей сыновей Ноя, но и принял их на себя. Тот, кто принял на себя заповеди, подпадает под определение «гер тошав», у него есть доля в грядущем мире и так далее. В восьмой главе Рамбам пишет, что принятие заповедей должно происходить в форме декларации, сделанной перед тремя людьми. Теперь это не просто «нееврей, который решил добавить заповеди сверх положенных семи», а нееврей, который принимает авторитет Торы, как Письменной, так и Устной, и хочет исполнять ее заповеди. На него распространяется статус «гер тошав» — прозелит, проживающий в Святой земле.

Главный раввинат ищет ноахида

Именно поэтому в нашей организации проводится церемония принятия заповедей сыновей Ноя в присутствии трех раввинов. Кандидат произносит: «Я принимаю заповеди, указанные в Торе, и выражаю готовность исполнять их согласно инструкциям Письменной и Устной Торы». В прошлом году, в канун начала шмиты, ко мне обратились представители Главного раввината Израиля. Как известно, раввинат пользуется так называемым этер-мехира, временно продавая неевреям поля и сады, на которых будет собран урожай в год шмиты. Некоторые раввины к такой практике относятся отрицательно, поскольку есть запрет Торы передавать территории Святой земли во владение неевреям. На тех, кто имеет статус «гер тошав», запрет не распространяется, и в раввинате меня попросили найти им такого человека. 

Евреи должны нести свет народам мира.
Раввин Ури Шерки

Я ответил, что в наше время такой статус не имеет практического смысла. Но сотрудники раввината упорствовали, приводили мнения разных галахистов, включая Рамбама, и я в результате пришел к ним с ноахидом. Главный ашкеназский раввин Давид Лау нас принял, религиозный суд провозгласил моего подопечного сыном Ноаха, и ему были проданы сельскохозяйственные участки. Так что наша организация работает не зря.

В Америке и Европе нет ни одной еврейской общины, в которой не было бы неевреев. Это сложившаяся ситуация, которую надо принимать во внимание. Мне кажется, что раввины в диаспоре должны принимать во внимание происходящее в общинах и происходящее в судах по гиюру. В религиозных судах раввины нередко — и вполне аргументированно — говорят претенденту: «Мы тебя не принимаем». Такому человеку следует пояснить, что существует другая возможность. Он может стать ноахидом.

В моей практике был случай, когда к нам обратился японец, живший во Франции. Очень образованный человек, который хотел перейти в иудаизм. Его жена, христианка, следовать примеру мужа не собиралась. Поэтому раввины предложили: «Становись ноахидом». Теперь он читает лекции о принципах Торы и даже иногда молится в синагоге по особому молитвеннику. Ведь ноахид не может сказать: «Б-г отцов наших». Мы подготовили такой молитвенник на нескольких языках, включая русский.

Отвечу тем, кто считает, что ноахиды будут чувствовать себя в еврейских общинах людьми второго сорта. Во-первых, они идут на такой шаг совершенно добровольно, понимая и принимая все ограничения. Во-вторых, можно получать святость не только внутри, но и извне. 

В Израиле ведутся разговоры о законопроекте, который касался бы, в частности, графы «Национальность», позволяя неевреям записаться ноахидами. Разумеется, под контролем ортодоксальных раввинов. Кроме того, Министерство по делам диаспоры планирует создать отдел, который бы координировал отношения между Израилем и дружественными еврейскому народу общинами. Речь идет не только о сионистах-евангелистах, но и о ноахидах, заинтересованных в духовной связи с Израилем. Мы должны не только защищаться, но и влиять.

Мы занимаемся подготовкой раввинов, проводим семинары при участии ноахидов. Что же касается запрета преподавать Тору иноверцам, он распространяется на процесс, инициированный евреем. Если же неееврей задает вопрос, на него можно и нужно отвечать. Так нас учил покойный раввин Эльяшив. 

Мне часто говорят: «Есть же принцип — “сначала позаботься о бедных твоего города”. Почему ты занимаешься неевреями, когда вокруг так много соплеменников, далеких от традиции?» Я отвечаю, что неевреи не подпадают под это правило. В ТаНаХе прямым текстом сказано, что мы должны нести свет народам мира. Об этом говорят и пророки: «И пойдут многие народы, и скажут: давайте взойдем на гору Г-сподню, в дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его. Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима — слово Г-сподне». Этот стих говорит не о том, что из Сиона выйдет Тора только для евреев, там имеются в виду неевреи. Считаю, что деятельность по приближению ноахидов — это освящение Имени Всевышнего. Благодаря ей еврейский народ будет пользоваться уважением народов мира, которые убедятся, что нам есть что сказать.