Пока на лидера США ополчаются феминистки, в Израиле его именем называют поселение. Рамат-Трамп будет возведен на месте уже дважды неудачного проекта на Голанских высотах, суверенитет которых был признан совсем недавно Белым домом. Каковы перспективы у периферийного, хоть и президентского, населенного пункта? Мы побеседовали с наиболее яркими его обитателями
Синдром Трампа
На самом севере Голанских высот, между пасущимися стадами коров и развалинами бывшей сирийской военной базы, с недавних пор можно увидеть новую вывеску. Золотыми буквами в золотой же рамке красуется надпись на иврите и на английском: Trump Heights («Высоты Трампа»). Рамат-Трамп – так называется новое поселение, вокруг которого развернулись нешуточные страсти. Решение поставить новую точку на карте принято на заседании израильского правительства 16 июня 2019 года. Тогда же утвердили название – в честь 45-го президента США, официально признавшего Голанские высоты израильской территорией.
Но не топоним стал причиной споров и распрей. Рамат-Трамп – далеко не единственный объект в Израиле, названный в честь американских президентов. Есть и Кфар-Трумэн («Деревня Трумэна»), и мемориал Йад-Кеннеди… Дело в другом: своим появлением населенный пункт, как, собственно, и Дональд Трамп, способствовал обострению противоречий в обществе, которые существовали всегда. Естественно, это привлекает особое внимание накануне внеочередных выборов.
Изначально это место называлось Кела – в память о брошенной сирийской военной базе по соседству. Затем к старому наименованию добавилось «Алон» – в честь израильского политика Игаля Алона. Получилось странное гибридное – Кела-Алон. Впоследствии часть территории стала «Центром заселения севера Голанских высот» и получила название Брухим. А несколько лет тому назад второй район Кела-Алона стали именоваться более поэтичным и привлекательным для туристов названием «Вороний утес».
В конце 70-х за право заселения Келы боролись Объединенное движение кибуцев и Объединение фермеров. Никто не хотел уступать ни пяди земли. Министр сельского хозяйства тех лет, будущий премьер-министр Ариэль Шарон, вынес оригинальное решение: территория Келы достается фермерам, но временно. Затем им предложат альтернативу для постоянного жительства, а Кела перейдет в руки кибуцников. В итоге здесь поселились 12 семей, а потом, согласно договору, переехали в Кидмат-Цви, это к северу от столицы Голанских высот – города Кацрин. На их место пришли кибуцники, но закрепиться на земле им не удалось, и местный кибуц был расформирован.
В начале 90-х Шарону, уже министру строительства, пришла в голову идея добавить еще одно имя старому и неудачному (еврейская мудрость гласит: меняющий имя – меняет мазаль) и заселить «новый» пункт новыми репатриантами из СССР. К Кела-Алону прибавилось Брухим, и на Голанские высоты перекочевали каркасные домики из поселения Ямит с отданного Египту Синайского полуострова. Но и этот проект особого успеха не имел. Из 50 семей репатриантов в поселке осталось 3-4 семьи.
В 2003 году решили строить новое поселение, но так как американцы запрещают возводить что-либо на «аннексированных территориях», было решено де-юре присоединить его к старому и назвать Цук орвим («Вороний утес»). К старому поселению новых репатриантов Утес отношения не имел, даже въезд был с другой стороны, границей между поселениями был заброшенный трубопровод, по которому в 50-60-х годах текла нефть из Ирака в Сирию. И вот сегодня в Рамат-Трампе планируется построить 110 единиц жилья на месте, где раньше жили репатрианты, и разделить его между религиозными и нерелигиозными поровну. Здесь-то и начинается конфликт.
Позиции сторон таковы. Например, Дэвид Кац – из старожилов. Его мнение таково: «Хотите развивать Голанские высоты? На здоровье! Но зачем строить что-то новое?! Лучше вкладывайтесь в то, что уже существует, – расширяйте, развивайте, предоставляйте работу!» Таких, как Дэвид, – 45 из 200 жителей.
Они подписали петицию против основания Рамат-Трампа и во время торжественной церемонии «закладки первого камня» с участием премьера Нетаньяху выразили свой протест плакатами. Сторонники Каца убеждены, что правительство поступает нечестно, не согласовывая со старожилами прибытие новых семей, в том числе религиозных.
«Мы как вода и масло, – объясняет свою позицию Дэвид Кац. – Религиозные и светские евреи не могут жить вместе, и тут ничего не поделаешь. Я приехал сюда вести светский образ жизни, а сейчас понаедут всякие верующие. Как всегда, на компромисс придется идти нерелигиозным. Верующие-то не пойдут на компромисс с иудаизмом! Мои дети и внуки уедут отсюда. Это, по-вашему, честно?» К тому же местные фермеры предпочитают жить тихой деревенской жизнью, а не в шумном поселке городского типа.
Форпост противоборствующей стороны – здание синагоги на въезде в поселок. Оно построено на частные пожертвования. В будни здесь собираются члены примерно шести местных соблюдающих семей. Но на каникулах в синагоге становится тесно от религиозных туристов. «Мы – туристический объект, и почему-то никому не мешает, что «эти верующие» заполняют все циммеры и дома отдыха в округе. Еще бы! Это ж источник дохода местных жителей!» – говорит Ариэль Пинто, один из инициаторов строительства синагоги.
Услышав о петиции противников, Пинто составил письмо в поддержку правительственной инициативы по поводу Рамат-Трампа. Под ним подписались 60 местных жителей. Пинто считает, что все, кто не подписался, просто предпочитают не вмешиваться. «В отношении нашего поселения никогда не существовало никакого официального определения – «светское», «смешанное» или какое другое. На сегодняшний день тут есть несколько религиозных семей, еще десятки – соблюдающих традиции. Есть здесь и воинствующие безбожники. Мы, религиозные евреи, – заявляет Пинто, – останемся здесь воплощать свою миссию, заселять Землю Израиля. Другие религиозные евреи увидят, что здесь есть синагога, есть почва для религиозной жизни, и присоединятся к нам».
Во всяком конфликте существует и третья сторона. В этом – региональный совет Голанских высот во главе с Хаимом Рокахой. Он видит в развитии Рамат-Трампа первый шаг к решению демографической проблемы еврейского большинства на севере Голанских высот, где преобладают друзы. На данный момент было принято решение о смешанном характере поселения: на каждую светскую семью – семья религиозная.
В общем, перспективы Рамат-Трампа, как и перспективы политики Дональда Трампа, неоднозначны. Конечно, меняющий имя – меняет мазаль, но, при всём уважении, как корабль назовешь, так он и поплывет. В нашем случае – непредсказуемо.