Защитники Израиля

Министрами обороны в еврейском государстве были и военные, и штатские, и профессора, и обладатели исключительно среднего образования. У каждого были свои плюсы и минусы, каждый вписывался в демократическую систему правления, что позволило избежать особо серьезных провалов. Избранные биографии предшественников Авигдора Либермана .

Ум-шмум 

Рекордсменом по пребыванию на посту министра обороны является Давид Бен-Гурион. В 1948 году, сразу после провозглашения о создании Государства Израиль, Бен-Гурион стал премьер-министром и министром обороны во временном правительстве. Как гласит израильская поговорка, «Нет ничего более постоянного, чем временное»: по совокупности Бен-Гурион занимал эту ключевую должность на протяжении 13 лет. 

Давид Бен-Гурион

В качестве министра обороны Давид Бен-Гурион был вполне успешен. Благодаря его тактике и стратегии была выиграна Война за Независимость. «Старик», как его принято было называть, боялся как левых, так и правых уклонистов. Поэтому параллельно с подписанием указа о создании Армии обороны Израиля Бен-Гурион распустил ударные роты Пальмах, а также распорядился любой ценой остановить корабль «Альталена», на котором везли оружие для правого военизированного движения Эцель. 

Вторая каденция Давида Бен-Гуриона на посту министра обороны началась в 1955 году и запомнилась выражением «ум-шмум». В переводе — «ООН-шмоон». Эту конструкцию Бен-Гурион озвучил во время заседания, посвященного реакции на серию терактов. Министр обороны предложил захватить Газу, а на заявление собравшихся, что надо принимать во внимание мировую общественность, заявил: «Вы говорите, что Израиль был создан резолюцией ООН? Еврейская дерзость создала Израиль, а никакой не ООН-шмоон». Ровно через месяц Бен-Гурион выступил на военном параде и произнес очередную крылатую фразу: «Наше будущее зависит не от того, что скажут гои, а от того, что сделают евреи». 

Позорное дело 

В 1954 году Бен-Гуриона на министерском посту сменил Пинхас Лавон (Лубяникер). В отличие от других пунктов в его послужном списке — Лавон был генсеком партии Мапай, занимал посты министра сельского хозяйства и министра без портфеля — оборонная сфера оказалась выпускнику Львовского юридического университета не по зубам. Израильская военная разведка организовала в Египте диверсионную операцию «Сусанна», в ходе которой 13 агентов были схвачены. Двое из них покончили жизнь самоубийством, двое были повешены по приговору египетского суда, двое отпущены за недостатком улик, а остальные много лет просидели в тюрьме. 

Пинхас Лавон

В результате этого провала в Израиле разразился громадный политический скандал, продолжавшийся многие годы и получивший название «Дело Лавона» или «Позорное дело» («эсек биш»). Начальник военной разведки Биньямин Гибли и министр обороны Лавон обвиняли друг друга в ответственности за провал операции. Гибли утверждал, что действовал по приказу Лавона, а Лавон отрицал, говоря, что приказа не было, и Гибли действовал за его спиной. В итоге Гибли был уволен 7 марта 1955 года и впоследствии назначен военным атташе в Лондоне, а Лавон был вынужден в феврале 1955 года уйти в отставку. 

Зачем нам Ватикан? 

Едва ли не самой противоречивой личностью в израильской политике является Моше Даян. На посту генерала он казался воплощением «нового еврея», бесстрашного и непоколебимого. Сменив военную форму на цивильный прикид, Даян превратился в типичнейшего израильского политика — человека, который следует двум правилам: «Как бы чего не вышло» и «Как бы мне за это ничего не было». Пост министра обороны Даян принял в 1967 году. Победоносная Шестидневная война позволила объединить Иерусалим и дать возможность евреям прикоснуться к главной святыне — Стене Плача. 

Моше Даян

Что сделал экс-генерал сразу после победы? Вернул ВАКФ ключи от Храмовой горы, которые мусульмане торжественно преподнесли израильским солдатам. Впрочем, злые языки говорят, что киббуцник-социалист Даян не особенно радовался и самому факту освобождения Иерусалима, прокомментировав боевые успехи израильских солдат репликой: «Ну зачем нам этот Ватикан?!» 

Впоследствии Моше Даян выступал за отступление с территорий Газы, Иудеи и Самарии. Но главное пятно на его биографии поставила Война Судного дня. Вместо того, что-бы дать приказ о нанесении превентивного удара и мобилизации армии, «сука одноглазая», пользуясь выражением из песни Владимира Высоцкого, разведданными пренебрегал, полагаясь на дипломатию. Комиссия Аграната, расследовав причины неудач начального периода Войны Судного дня, сочла нужным провести грань между парламентской ответственностью министра и личной ответственностью государственного работника. В силу этого разграничения обвинение в личной ответственности было с Даяна снято. 

Голубь под маской орла 

Генерала сменил штатский. В 1974 году пост министра обороны получил Шимон Перес. Основными проблемами безопасности, с которыми столкнулся Перес на посту министра обороны, являлись переговоры о предварительном согласовании с Египтом, что должно было дать возможность Армии обороны Израиля выбраться из проблем, нанесенных войной, и попытки достичь дипломатического прорыва в отношениях с Иорданией. Команда лидеров Израиля — Рабин, Перес и Игаль Алон, пытались сотрудничать по проведению сложных переговоров по временному соглашению, и в вопросе тайных встреч с иорданским королем Хусейном. Но вскоре стало ясно, что урегулирование спора между Пересом и Рабиным невозможно, и их отношения переходят в личное соперничество.

Шимон Перес

Летом 1976 года палестинские террористы захватили самолет авиакомпании «Эйр Франс» и посадили его в аэропорту Энтеббе в Уганде. В заложники было взято 83 пассажира, которые были гражданами Израиля или евреями. Когда правительство Израиля уже было готово идти на переговоры с террористами, Шимон Перес стал единственным, кто выступил против и уговорил Рабина на военную операцию по освобождению заложников. Операция получила название «Операция Энтеббе» и была успешно выполнена. Парадокс — через несколько десятилетий Шимон Перес станет главным израильским миротворцем, с пеной на губах отвергающим силовые действия против «партнеров по Норвежским соглашениям», которые не спешили порвать с террором. 

Вон из партии! 

Эзер Вейцман родился в подмандатной Палестине в семье уроженца Пинска, агротехника Хиеля Евзоровича Вейцмана, выпускника берлинской агрономической школы, младшего брата первого президента Израиля Хаима Вейцмана. Эзер Вейцман участвовал во Второй мировой войне в рядах британской армии. После основания Израиля был боевым летчиком. В 1958-1966 годах являлся командующим ВВС Израиля. 

Эзер Вейцман

В 1977-1980 гг. Вейцман — министр обороны в правительстве Менахема Бегина. Именно в те годы Вейцман с радикально правых позиций стал переходить на левоцентристские. В качестве министра обороны Эзер Вейцман прилагал значительные усилия в деле развития израильской оборонной промышленности. Он увеличил израильский военный экспорт, утвердил программу создания отечественного истребителя «Лави», что способствовало быстрому росту израильской авиационной промышленности и беспрецедентному росту израильской технологии в целом (впоследствии США отказались от обещанной финансовой поддержки проекта, и израильское правительство приняло решение закрыть его).

Вейцман вместе с премьер-министром Менахемом Бегином вел мирные переговоры с Египтом. Вейцман был сторонником уступок Египту в спорных вопросах и придавал большое значение установлению личных доверительных отношений с президентом А. Садатом и другими главами Египта. 

В мае 1980 г. Вейцман вышел из правительства в знак протеста против, как он считал, неготовности руководства вести серьезные переговоры о предоставлении автономии арабскому населению Иудеи, Самарии и полосы Газы, а также против сокращения оборонного бюджета. В ноябре 1980 г. Вейцман присоединился к оппозиции в голосовании вотума недоверия правительству «Ликуда», за что был исключен из партии. 

Уничтожить реактор 

Легендарный Менахем Бегин был не менее легендарным министром обороны. На усиление сирийского вмешательства в Ливане Бегин ответил активизацией израильской поддержки ливанских христиан. По распоряжению Бегина израильские самолеты сбили сирийские вертолеты, атаковавшие позиции христиан в Захле. Когда в ответ на эту акцию сирийцы разместили в юго-восточном Ливане противовоздушные ракеты, Бегин заявил, что если сирийцы не отведут их оттуда, Израиль немедленно уничтожит их; атака на сирийские ракетные установки не состоялась, так как США обязались добиться отвода ракет политическим путем. В июне 1981 г. Бегин, исполнявший тогда также обязанности министра обороны, приказал израильским ВВС уничтожить готовый к пуску иракский ядерный реак- тор возле Багдада. 

Менахем Бегин

В июле 1981 года Бегин приказал бомбить штаб-квартиры террористических организаций в Бейруте, а в июне 1982 г., в ответ на покушение на израильского посла в Лондоне Ш. Аргова, правительство Бегина приняло решение о проведении операции под девизом «Мир Галилее». Израильские силы вышли к шоссе Бейрут — Дамаск, а затем блокировали Бейрут и начали интенсивный артиллерийский обстрел восточной части города, где, по оценкам, сосредоточилось около 10 тыс. террористов. 

Профессор из Риги 

Моше Аренс — личность незаурядная. Детство Аренса прошло в Риге, в состоятельной интеллигентной семье (отец — промышленник, мать — зубной врач). В 1939 г. эмигрировал с родителями в США; после службы в американской армии учился в Массачусетском технологическом институте (степень бакалавра по инженерному делу). В 1954 г. Аренс получил степень магистра в Калифорнийском технологическом институте, в 1954–57 гг. занимался разработкой реактивных двигателей в Кертис Райт корпорейшн. В Израиле преподавал на факультете аэронавтики в хайфском Технионе. В 1971 г. был удостоен Премии за заслуги в области обороны Израиля. 

Моше Аренс

В 1990–92 гг. Аренс был министром обороны в правительстве «Ликуда». Он не раз выступал против решений, предлагавшихся руководством Ликуда (в частности, голосовал против Кемп-Дейвидских соглашений с Египтом, против военной операции в Ливане), но затем последовательно проводил принятую большинством линию. В 1992 г. Аренс отошел от политической деятельности из-за острой внутренней борьбы в «Ликуде» и поражения партии на выборах в Кнесет. 

Ломать кости 

О жизненном пути Ицхака Рабина известно немало. С 1984 по 1988 год он был министром обороны под начальством Шимона Переса, а потом — Ицхака Шамира. В эти годы силы Армии обороны Израиля были выведены с большей части территории Ливана (за исключением так называемой «зоны безопасности» на юге этой страны). Когда началась

Ицхак Рабин

Первая интифада, Рабин прибегнул к жестким мерам и приказывал военным «ломать кости» палестинским демонстрантам. По мере продолжения интифады Рабин пришел к выводу, что путь к разрешению арабо-израильского конфликта лежит не через насилие, а через переговоры с палестинцами. 

Освободить Шалита 

Если Моше Аренс формально был самым образованным министром обороны, на противоположном конце находился Амир Перец. На сайте Кнессета значится, что Перец окончил школу в захолустном Сдероте. В армии дослужился до капитана. В приведенном к присяге 4 мая 2006 г. правительстве Эхуда Ольмерта партия «Авода» получила контроль над семью министерствами; Перец получил наиболее значимый пост, возглавив министерство обороны, став также одним из вице-премьеров. 

Амир Перец

В ходе Второй Ливанской войны министр обороны Перец оказался под огнем критики как вследствие незащищенности тыла, так и в связи с отсутствием военной победы над противником. Сразу же после окончания боевых действий были выдвинуты требования отставки Переца, Ольмерта и начальника генерального штаба Дана Халуца и создания государственной комиссии по расследованию действий правительства и армии. В итоге расследованием деятельности военного и политического руководства Израиля занялась проверочная комиссия под председательством отставного судьи Э. Винограда, созданная 17 сентября 2006 г. Хотя и в промежуточном, и в окончательном отчетах комиссии многие действия Переца и других тогдашних руководителей страны были подвергнуты критике, она не выдвинула рекомендаций об уходе в отставку кого-либо из них. 

Перец остался министром обороны и сыграл значительную роль в принятии решения о разработке системы противоракетной обороны «Защитный купол», которая перехватила почти все ракеты, направленные палестинскими боевиками из сектора Газы в сторону Израиля в ходе эскалации в ноябре 2012 и июле–августе 2014 гг., вследствие чего число пострадавших в Израиле было минимальным.