Самый неудобный еврей Америки

В прошлом его бездоказательно обвиняли в убийстве Авраама Линкольна, называли  «темным принцем» Конфедерации, сравнивали с Иудой Искариотом. Практически  каждый противник этого политика упоминал о его еврействе, чтобы унизить в глазах общественности. Но сегодня сами американские евреи стремятся навсегда стереть это имя: Джуда Бенджамин

Джуда Бенджамин был одним из самых влиятельных евреев в политической истории США XIX века. Возможно, он достиг большей политической власти, чем любой другой американский еврей в этом столетии. Бенджамин занимал должности сенатора, госсекретаря, военного министра и генпрокурора в правительстве конфедератов, был великолепным оратором и юристом. Сейчас синагоги в США отказываются от его имени, мемориалы Бенджамина подвергаются вандализму или сносятся. Почему его проклинали в XIX веке и проклинают сегодня? Как ему удалось стать настолько спорной и неудобной фигурой? «Еврейский журнал» попытался разобраться в этих вопросах.

Антиджудовская кампания

В 2005 году большая синагога в Северной Калифорнии установила в религиозной школе ряд табличек с именами 175 выдающихся евреев, от библейских фигур до известных деятелей истории и искусства. В их число вошел и Джуда Бенджамин, один из лидеров правительства Конфедерации во время гражданской войны в США, «выдающийся ум» Северной Америки, по выражению барона Соломона Ротшильда. В 2013 году Говард Веттан, прихожанин синагоги, потребовал убрать его имя, объясняя это тем, что Бенджамин как конфедерат боролся за сохранение расовой сегрегации. Какое-то время на его просьбу не обращали внимания, объясняя, что имя южанина находится в школе ради учебных целей, а не для прославления «превосходства белых». Однако в 2018 году, когда в США началась очередная волна по сносу памятников конфедератам, Веттану удалось добиться своего: имя Бенджамина прикрыли лентой. В июне 2020 года синагога объявила, что ищет художника для работ по замене таблички с именем Бенджамина. Не хотят иметь дело с конфедератом и в Шарлотте, Северная Каролина, где памятник еврею-сенатору был установлен в 1948 году. В 2017 году после серии низвержений памятников конфедератам на Юге США Совет реформистской еврейской общины проголосовал за то, чтобы городские власти убрали небольшой гранитный камень, установленный в честь Бенджамина. Однако памятник не дождался переноса: во время протестов Black Lives Matter в начале июня 2020 года его замазали краской и выбили ломом несколько кусков.

Правительство Конфедерации

Вскоре после этого лидер реформистской общины раввин Ашер Найт написал письмо, в котором еще раз заявил о необходимости покончить с монументом. «Утрата жизни и достоинства в результате рабства была ошеломляющей, — отметил он. — Отголоски расизма и неравенства всё еще сотрясают наш город и нашу страну. Памятник, установленный после гражданской войны (напомним, что памятник был установлен в 1948 году — прим. ред.), представляет собой не что иное, как демонстрацию превосходства белых и солидарности с принципами сегрегации. Монумент не имеет реального исторического значения. Джуда Бенджамин не был членом нашей общины». В своем открытом письме раввин подчеркнул, что евреи города хотят, чтобы памятник сторонника Юга поскорее исчез, многозначительно добавив в конце, что «немецкие города не устанавливают памятников в честь нацистов».

Другая дискуссия вокруг мемориала Бенджамину развернулась в Эллентоне, Флорида, где имя конфедерата носит исторический парк «Плантация Гэмбла». Концептуальный художник, писатель и активист Джон Симс считает, что имя Бенджамина нужно убрать, а саму бывшую плантацию превратить из места для развлекательных прогулок в место скорби. «Невероятно, — написал он в своей статье по этому поводу, — плантации рабов обязаны быть источником коллективного стыда, который все американцы должны испытывать, историческим источником исцеления, а не местом, где можно почувствовать себя героем «Унесенных ветром» […] Сама идея, что бывшая плантация превращена в государственный парк и используется, чтобы увековечить память Джуды Бенджамина, государственного секретаря Конфедерации, за счет средств налогоплательщиков […] представляется серьезным нарушением моральной ответственности», — отметил художник.

Сейчас Симс ищет поддержки властей, чтобы парк отказался от имени Бенджамина и сменил концепцию. «Если мы как государство и как нация хотим вместе двигаться вперед в духе исцеления, сообщества и уважения, мы должны противостоять — исправлять символы, законы и памятники, которые способствовали культуре сегрегации, расизма и превосходства белых», — уверен он.

Симс приветствовал решение администрации соседней Сарасоты, Флорида, где памятник Бенджамину уже убрали по распоряжению мэра. «Мы живем в «постджорджфлойдовском» мире. Наша страна проходит через новые уроки и новую боль. Поэтому я решил, что это будет уместно», — пояснил мэр свое решение, признавшись, что принял его после нескольких звонков от граждан, недовольных присутствием памятника.

Мемориалов в честь Бенджамина в Америке на самом деле совсем немного, но сегодня вокруг каждого из них развернулась нешуточная битва. Его ругают за верность принципам сегрегации, за отстаивание рабовладельческих идеалов Юга. Но многие ли знают, что и в свою эпоху Бенджамин тоже не был любимцем публики, а его имя порицалось как северянами, так и южанами.

Из грязи в князи

Джуда Бенджамин родился в 1811 году на острове Санта-Крус в Вест-Индии в семье сефардских евреев, подданных Британии Филипа Бенджамина и Ребекки де Мендес. В 1813 году семья поселилась в США, сначала в Уилмингтоне (штат Северная Каролина), а затем в Чарлстоне (Южная Каролина), где Бенджамин-старший основал одно из первых обществ за реформу собраний в Соединенных Штатах — «Реформаторское общество израильтян по содействию истинным принципам иудаизма за его чистоту Духа».

Семья Бенджамина была бедной, и юный Джуда надеялся, что вырвется из нужды с помощью образования. Он блестяще учился и в 1825 году поступил в Йельский колледж, став первым евреем, принятым в это престижное учебное заведение. Как лучшего ученика класса его пригласили в элитный дискуссионный клуб «Братья в единстве», в котором юноша отточил свои первые ораторские навыки. На третий год учебы Бенджамина неожиданно вышвырнули из колледжа. Сам он объяснял причину тем, что у его отца кончились деньги, однако, по другим сведениям, он оказался замешанным в скандале: то ли из-за игры в карты, то ли из-за драки со студентом, назвавшим его «грязным евреем».

Могила Джуды Бенджамина в Париже, где колоритный персонаж жил после отставки

Как бы там ни было, после этого инцидента Джуда поругался с отцом и уехал в Новый Орлеан, где в 1828 году нанялся сотрудником канцелярии в юридической фирме. Через четыре года Джуда женился на Натали Боше де Сен-Мартен, 16летней красавице из креольской французской семьи. Ее отец настаивал, чтобы Бенджамин крестился перед свадьбой. Джуда нашел способ дипломатично отказать тестю, согласившись лишь на брачную церемонию по католическому обряду. Этот брак лишил Бенджамина связи с еврейской общиной, но помог заручиться нужными связями в высшем обществе. С их помощью он смог заняться частной практикой в качестве адвоката по коммерческим делам. За последующие 15 лет на этом поприще он стал настолько успешным юристом, что его доход достигал 50 тысяч долларов в год (по сегодняшним меркам это более 1,6 миллиона долларов).

В 1844 году Бенджамин приобрел огромную плантацию Bellechasse со 140 рабами, надеясь, что эта «статусная» для того времени покупка поможет его политической карьере и спасет его брак. В первом случае надежды сбылись, во втором — полный крах. Уставшая от скуки американского Юга и его климата, Натали вместе с маленькой дочкой уехала жить в бурный Париж, куда Бенджамин стал ежегодно наведываться, чтобы проведать девочку и супругу. В начале 1850х, когда стало окончательно ясно, что в Америку Натали не вернется, юрист продал плантацию.

Еврей во власти

Бенджамин начал свою политическую карьеру в 1842 году, когда был избран в нижнюю палату законодательного собрания штата Луизиана от партии вигов. Через десять лет он был избран в Сенат Соединенных Штатов от Луизианы, став вторым после Давида Леви Юли евреем-сенатором. В 1853 году Бенджамину предложили место судьи в Верховном суде. Он мог бы стать первым евреем в составе высшей судебной инстанции США, но отказался от этой роли, так как хотел и дальше заниматься политикой.

В 1856 году Бенджамин вошел в состав Демократической партии США, которая в то время стояла на стороне института рабовладения. В Сенате он постоянно вступал в споры с представителями Республиканской партии. В пылу полемики те любили напомнить юристу, какого он роду-племени. Так однажды республиканец Бенджамин Уэйд, поддерживавший движение за гражданские права и выступавший за отмену рабства, жестко раскритиковал Бенджамина за его «рабовладельческую» позицию в Сенате. Во время дискуссии об отмене работорговли Уэйд назвал Джуду Бенджамина «евреем с египетскими принципами». По легенде, Бенджамин ответил: «Это правда, что я еврей, и когда мои предки среди грома и молнии на горе Синай получали свои Десять заповедей напрямую от Б-га, предки моего оппонента пасли свиней в лесах Великобритании». Эта фраза также приписывается премьер-министру Британии Бенджамину Дизраэли, и даже если Джуда ее не произносил, его известность как выдающегося оратора позволяет допустить, что политик был вполне способен на подобную колкость.

Железнодорожный король

Первым евреем по происхождению, избранным в Сенат США, был Дэвид Леви Юли, адвокат и политик из Флориды. Он избирался сенатором дважды, 1845–51 гг. и 1855–61 гг. Во время своего первого срока в Сенате он занимал пост председателя Комитета Сената США по частным земельным претензиям и Комитета Сената США по военно-морским делам. Кроме политики он занимался бизнесом: основал Флоридскую железную дорогу, а также был владельцем плантации сахарного тростника.

Леви Юли был сторонником рабовладения и отделения южных штатов. После гражданской войны его арестовали и заключили в Форт Пуласки на девять месяцев. Бывшего к тому моменту политика обвинили в измене и содействии побегу президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса в 1865 году, хотя лидер южан был схвачен, а Леви Юли хранил на своей плантации лишь его вещи.

После освобождения он снова занялся развитием железнодорожного сообщения. Его руководство Флоридской железной дорогой помогло экономическому и туристическому развитию штата. В 2000 году администрация Флориды признала Леви Юли одним из «величайших флоридцев» в истории Америки.

Кстати, об отношении к рабству, ставшей причиной спора. Бывший плантатор Бенджамин полностью поддерживал политику американского Юга и публично против рабовладения не высказывался. Известна одна его фраза, касающаяся дела о бунте рабов на корабле McCargo. Разбирая случай, он написал: «Рабство противоречит закону природы, но допускается законом наций». Политик прекрасно понимал, что приверженность южным нормам поможет ему подняться по карьерной лестнице, оттенив его «неблагородное» происхождение, за что ему с наслаждением пеняли оппоненты. В этом он был не одинок: многие белые евреи защищали рабовладельческие принципы Конфедерации, так как на Юге расовая принадлежность была важнее религиозной, а значит они могли бороться за общественное и экономическое признание, редко сталкивались с проявлением антисемитизма.

Иуда

Джуда Бенджамин покинул Сенат 4 февраля 1861 года, через несколько дней после того, как штат Луизиана, который он представлял, отделился от Соединенных Штатов и присоединился к Конфедеративным Штатам.

Причиной отделения Юга от Севера стал всё тот же вопрос о рабовладении. В это время новым президентом США был избран Авраам Линкольн, представитель республиканцев, выступавший с позиций ограничения и запрета рабства. В ответ на это южане, для которых рабовладение было основой экономики и жизнеустройства, решили образовать независимое государство, состоящее из дружественных рабовладельческих штатов.

25 февраля 1861 года Джуда Бенджамин был назначен генеральным прокурором Конфедеративных Штатов Америки. По просьбе президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса он занялся созданием правительства, а в сентябре того же года получил должность военного министра. Не имея никакого опыта в военном деле, он плохо справлялся со своей ролью. На него сыпались все упреки и проклятия за поражения армии конфедератов. В феврале 1862 года южане проиграли важнейшее сражение при Роанок-Айленд, и Бенджамин ушел в отставку.

Ювелирный мэр

Выходец из ашкеназской семьи. Бернард Голдсмит прославился как первый еврей, ставший мэром крупного американского города. Голдсмит родился в 1832 году в Мюнхене, в возрасте 15 лет переехал в Нью-Йорк, работал там подмастерьем часовщика. Затем он переехал на Запад, открыл собственный ювелирный магазин и вскоре разбогател. К началу 1860х годов у него была уже целая сеть ювелирных магазинов в двух штатах на Западном побережье.

В 1864 году он обосновался в Портленде, где спонсировал несколько крупных предприятий и был одним из основателей элитного фондового и биржевого совета города. В 1869 году он стал мэром города и вошел в десятку самых богатых его жителей. Голдсмит градоначальствовал всего два года, но за это время он успел создать несколько крупных парков (сохранившихся до сих пор) и построить шлюзы на реке Уилламетт, что позволило торговым судам доставлять товары в штат Орегон из Тихого океана вдвое дешевле, чем прежде.

Свою политическую карьеру он начинал как демократ, но во время гражданской войны перешел в стан республиканцев: активно поддерживал Линкольна и отмену рабства. Его руководство Портлендом признано как «одно из наиболее успешных в истории города».

Примечательно, что в этом же году его изображение появилось на двухдолларовой купюре Конфедерации. Так он стал единственным евреем в истории США, удостоившимся попасть на банкноту.

В марте президент Дэвис назначил его государственным секретарем и поручил обеспечить Конфедерацию кредитом от французского банка, что и было сделано в 1863 году. Джуда Бенджамин служил Джефферсону Дэвису, как когда-то его сефардские предки служили королям Европы, поэтому, несмотря на все неудачи, тот доверял Бенджамину как своей «правой руке» и надеялся, что она «вытянет» Конфедерацию из бедственного положения. Однако все обстоятельства складывались против Юга. Британия, на которую возлагал надежды Джуда, отказалась от союза с конфедератами, позиции южан из-за постоянного и неумелого вмешательства Дэвиса в дела своих генералов становились всё слабее.

В 1864 году поражение Юга стало настолько явственным, что Бенджамин задумался об отмене рабства, чтобы использовать чернокожих в качестве солдат. Он уже придумал лозунг для кампании: «Иди и сражайся — ты свободен», но столкнулся с таким отпором консерваторов, что был вынужден отказаться от этой идеи.

После поражения конфедератов в 1865 году отношение к евреям на Юге резко изменилось. Религиозные фанатики стали говорить, что провал — кара божья за связи с евреями. Ошибки Бенджамина объясняли тем, что он еврей-предатель, Иуда Искариот, который решил продать Конфедерацию северянам. Бывшего «любимого еврея» Дэвиса грозились повесить на дереве. В этом смысле северяне не отставали от южан, называя его «злым гением Юга». После убийства Линкольна в апреле 1865 года его и Дэвиса обвинили в организации покушения. В американской прессе появились статьи, где Линкольна сравнивали с Христом, а Бенджамина всё с тем же новозаветным Иудой. Вскоре за голову бывшего генсека конфедератов была объявлена награда в 40 тысяч долларов.

Не дожидаясь, пока награда найдет своего героя, Бенджамин сбежал в Британию. Путь его был не прост: он едва не погиб сначала во время шторма, потом из-за пожара на корабле. При этом ему удалось привезти с собой сто тюков хлопка, выручка от которых помогла ему обжиться в Англии. Со временем он стал выдающимся британским адвокатом и в 1872 году был назначен членом Королевского суда.

Бенджамин не забывал навещать в Париже своих жену и дочь. Приехав к ним в 1881 году, он решил прокатиться на трамвае, но неожиданно оступился и упал. Полученные травмы вызвали целый ряд проблем со здоровьем уже немолодого мужчины и побудили уйти из адвокатуры в 1883 году. Последний год жизни Бенджамин прожил вместе со своей женой Натали в трехэтажном особняке на Елисейских полях. Он умер в 1884 году и был похоронен в семейной крипте своей супруги на кладбище Пер-Лашез.

После смерти о Бенджамине редко писали — юрист сам поспособствовал этому. Перед бегством на Британские острова он уничтожил множество своих писем и документов. В 1884 году, когда биограф попросил Джуду прислать ему какие-либо документы, связанные с его жизнью, Бенджамин прямо и вызывающе ответил: «У меня нет материалов для вашей цели […] Я бы предпочел, чтобы ни журнал Life, ни любой другой не писали обо мне […] Я никогда не вел дневник, не сохранял копий собственных писем, потому что прочел слишком много американских биографий, которые отражали только страсти и предрассудки их героев».

На одной из банкнот самопровозглашенного государства —портрет Бенджамина

Несмотря на поражение, южные штаты героизировали своих деятелей и полководцев, в том числе воздвигая им памятники и монументы. Бенджамин такой фигурой не стал, как из-за своего еврейства, так и из-за «предательского» побега. Как объясняет историк Джонатан Сарна: «Неевреи не ставили ему памятников, потому что он был евреем, а евреи не воздвигали в его честь монументы, потому что он был женат на католичке и не связывал себя с еврейской общиной». Действительно, Бенджамин — неудобная фигура для обеих сторон.

Лишь в 1930х годах Джуда Бенджамин стал упоминаться как значимый политический деятель в истории евреев Соединенных Штатов. Тогда же в основном и начали появляться те немногочисленные мемориалы в его честь.

Потеря памяти

Возможно, памятники Бенджамину должны быть убраны. Но нужно ли стирать его имя из истории? Вероятно, Бенджамин достоин поругания за свои убеждения, но так ли уж он достоин забвения?

Сегодня в Америке и в Европе часто сносят памятники. Ситуация обострилась после того, как 25 мая 2020 года в Миннеаполисе, штат Миннесота, полицейский убил при задержании афроамериканца Джорджа Флойда. Эта смерть привела к массовым протестам против расизма и полицейского произвола по всей стране. Протестующие начали расписывать граффити и сбрасывать с постаментов памятники, ассоциирующиеся с работорговлей, рабовладением, расизмом, колониальным прошлым. При этом пострадали или были демонтированы монументы не только деятелям Конфедерации, но и историческим фигурам, связанным с эксплуатацией коренного населения. Например, в Калифорнии убрали памятник Христофору Колумбу, а на Аляске — правителю русских поселений в Северной Америке Александру Баранову.

Убирают памятники не только во время акций протеста, но и мирно, через законодательные акты. Например, 23 июля 2020 года Палата представителей (нижняя палата Конгресса США) приняла законопроект о демонтаже статуй конфедератов, стоящих в Капитолии. В Национальном зале скульптур находятся как минимум 11 статуй сторонников Юга.

Ликвидация мемориалов, связанных с Джудой Бенджамином, входит в общий тренд. Память подвижна — пришло время пересмотреть и его присутствие в общественном пространстве страны, где свобода и равенство декларируются как высшая ценность. Тем более что сам герой ни на какой памяти о себе не настаивал и остаться в сердцах потомков не стремился.

Бенджамин — очень сложная и загадочная фигура истории. Не злодей, но и не борец за свободу, карьерист и в то же время выдающийся профессионал своего дела, беглец, но и тот, кто был «козлом отпущения» после поражения конфедератов. Такой фигуре вряд ли нужен памятник, но ей точно нужна память. Память о Бенджамине — это память о том пути, который проделали евреи в американском обществе. Память о том, какие ошибки они совершили и каких высот добились. Поэтому особенно жаль, что сегодня от Бенджамина отказываются именно еврейские общины.

А еще память о Бенджамине — это напоминание о том, что история не делит всех на героев и злодеев, о том, что для понимания прошлого с ней порой нужно вести диалог. Если мы просто «отменим» те или иные исторические фигуры, такой диалог будет невозможен. Jm